Апелляционное определение Московского городского суда от 6 мая 2013 г. N 11-17896/13
Судья: Кулешов В.А. Дело N11-17896
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
6 мая 2013 г. г.Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Расторгуевой Н.С.,
судей Севастьяновой Н.Ю. и Пашкевич А.М.,
при секретаре Агальцовой О.Ю.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Севастьяновой Н.Ю. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя заявителя Межрегиональной общественной благотворительной организации "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "ПРИНЦИПЪ" - Станкевича СИ на решение Симоновского районного суда г.Москвы от 20 февраля 2013 г., которым постановлено:
- в удовлетворении заявления Межрегиональной общественной благотворительной организации "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "ПРИНЦИПЪ" в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным и подлежащим отмене приказа Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ЦФО от 5 марта 2012 г. N139-Э "Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов проектной документации "Бутовская линия метрополитена на участке от станции "Улица Старокачаловская" до станции "Битцевский парк" и тупики за станцией "Улица Старокачаловская" и обязании назначить проведение новой государственной экологической экспертизы - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Межрегиональная общественная благотворительная организация "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "ПРИНЦИПЪ" обратилась в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением, в котором с учетом уточнений просила признать незаконным и подлежащим отмене приказ Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу от 5 марта 2012 г. за N139-Э "Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов проектной документации "Бутовская линия метрополитена на участке от станции "Улица Старокачаловская" до станции "Битцевский парк" и тупики за станцией "Улица Старокачаловская" и возложить обязанность назначить проведение новой государственной экологической экспертизы.
Требования мотивированы тем, что оспариваемый приказ принят с нарушением положений статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статей 1, 3, 12, 13, 14, 18 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N174-ФЗ "Об экологической экспертизе", поскольку государственная экологическая экспертиза проведена без обсуждения объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями, в основу заключения положены некомплектные материалы оценки воздействия объектов, строительство которых предполагается осуществить, на окружающую среду. Кроме того, решение о реализации объекта экологической экспертизы принято в 2009 г., а государственная экологическая экспертиза проводилась в 2012 г., тем самым нарушен принцип обязательности проведения экспертизы до принятия решения о реализации объекта. Для получения заключения государственной экологической экспертизы были представлены недостоверные документы, а именно: протоколы публичных слушаний за N141 и N142 от 15 декабря 2009 г. и за N17 от 10 декабря 2009 г. по проекту строительства "Бутовской линии метрополитена", которые были признаны несостоявшимися Окружной комиссии по градостроительству в январе 2010 г. Публичные слушания по Юго-Западному административному округу г.Москвы не проведены по настоящее время, там проведены лишь публичные слушания по градостроительному планированию земельного участка. Представленные протоколы и заключения по результатам публичных слушаний по проекту планировки участка от 15 февраля 2012 г. не имеют никакого отношения и не заменяют публичных слушаний по объекту строительства. Заключение было выдано при отсутствии в предоставленных на экспертизу материалах обязательных документов, а именно публикации в официальных изданиях сведений о проведении общественных обсуждений материалов оценки воздействия объекта на окружающую среду, вместо этого приложена публикация проведения публичных слушаний по проекту в Чертаново Южное, которое не имеет отношение к общественному обсуждению. Тем самым были грубо нарушены права граждан и общественных объединений на участие в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду (л.д.206 том 1, л.д. 5 том 4).
В судебном заседании представители заявителя Межрегиональной общественной благотворительной организации "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "ПРИНЦИПЪ" - Станкевич С.И., Пчелин Д.Ф. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу - Читанава И.О. возражал против заявленных требований, суду пояснил, что на государственную экологическую экспертизу были представлены протоколы публичных слушаний за N141 от 15 февраля 2012 г. в районе Северное Бутово, за N142 от 15 февраля 2012 г. в районе Ясенево, за N168 от 23 июня 2011 г. в районе Чертаново Южное, заключениями от 4 июля 2011 г. и от 15 февраля 2012 г. вышеуказанные публичные слушания были признаны состоявшимися. Вследствие этого государственная экологическая экспертиза проведена с обсуждением объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями. Для получения заключения государственной экологической экспертизы представлены все необходимые документы, в том числе материалы проектной документации, материалы обсуждения объекта государственной экологической экспертизы.
Представители заинтересованного лица Государственного унитарного предприятия г.Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И.Ленина" - Петрова Т.А., Звягина О.А. возражали против удовлетворения заявления, суду пояснили, что для получения заключения государственной экологической экспертизы представлены все необходимые документы, а именно материалы проектной документации на объект "Бутовская линия метрополитена на участке от станции "Улица Старокачаловская" до станции "Битцевский парк" и тупики за станцией "Улица Старокачаловская", содержащая в своём составе материалы оценки воздействия данного объекта на окружающую среду, а также материалы обсуждения объекта государственной экологической экспертизы - протоколы публичных слушаний за N17 от 10 декабря 2009 г., за N168 от 23 июня 2011 г., за N142 от 15 февраля 2012 г., за N141 от 15 февраля 2012 г. Оповещение о проведении публичных слушаний размещались: по Южному административному округу г.Москвы в Российской газете, в районной газете "Чертаново южное", на сайте района, на досках объявлений у подъездов, на информационных стендах РООА "Штурвал", ЗАО "ТЭНД"; по Юго-Западному административному округу г.Москвы на официальном сайте префектуры ЮЗАО г.Москвы, управы района Ясенево, Северное Бутово, газете "За Калужской Заставой", на информационных щитах, около подъездов.
По делу судом постановлено указанное выше решение, обжалованное представителем заявителя Межрегиональной общественной благотворительной организации "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "ПРИНЦИПЪ" - Станкевичем С.И. по мотивам незаконности и необоснованности.
В апелляционной жалобе указывается, что объект государственной экологической экспертизы расположен на территории трех московских районов, поэтому должны быть представлены материалы обсуждения объекта государственной экологической экспертизы в районах Северное Бутово, Чертаново Южное и Ясенево. Однако под видом материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы были представлены материалы публичных слушаний планировки участка линейного объекта метрополитена Бутовской линии от станции "Улица Старокачаловская" до проектируемой станции "Битцевский парк", которые являются документами согласующими границы земельных участков отдельных объектов и не имеют никакого отношения в экологии окружающей среды, поскольку все земельные участки, планировка которых выставлялась на публичные слушания, располагаются за пределами особо охраняемой природной территории. Таким образом, экспертиза проведена с грубым нарушением пункта 1.1 статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N174-ФЗ "Об экологической экспертизе", так как материалы не соответствуют по форме и содержанию требованиям закона. Также оспаривается вывод суда первой инстанции о том, что протоколы N141 и N142 являются протоколами проведения повторных слушаний по объекту государственной экологической экспертизы, тогда как в действительности они являются документами градостроительного территориального планирования и не являются обсуждением объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями. Суд не дал должной оценки тому, что в газете "За Калужской Заставой" Юго-Западного административного округа г.Москвы N44 от 7(11) декабря 2011 г. размещено извещение о проведении публичных слушании по проекту планировки линейного объекта, а не проекта объекта строительства в целом как объекта государственной экологической экспертизы. Не представлены доказательства публикации в официальных печатных изданиях информационных сообщений по Юго-Западного административного округа г.Москвы о проведении слушаний именно по объекту государственной экологической экспертизы, тогда как на территории данного округа предполагается построить 95 % объекта. Необходимые публичные слушания были проведены в надлежащем виде лишь на территории района Чертаново Южное в Южном административном округе г.Москвы. Суд первой инстанции не выяснил установленную законом процедуру проведения публичных слушаний в порядке, предусмотренной статьями 39, 45 Градостроительного кодекса РФ, статьями 44, 68 Градостроительного кодекса г.Москвы. При сравнении протоколов и заключений по результатам слушаний видно, что в Ясенево и Северном Бутово рассматривался проект планировки линейного объекта, заказчиком которого являлось Москомархитектура, а в районе Чертаново Южное рассматривался проект строительства и оценки воздействия объекта на окружающую среду, заказчиком которой выступал ГУП "Московский метрополитен". Указанное свидетельствует о том, что на публичных слушаниях обсуждались разные документы как по содержанию, так и по форме.
В соответствии с частью 1 статьи 327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Учитывая приведенные положения части 1 статьи 327-1 ГПК РФ, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей заявителя Межрегиональной общественной благотворительной организации "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "ПРИНЦИПЪ" - Станкевича С.И. и Пчелина Д.Ф., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя заинтересованного лица Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу - Читанава И.О. и представителя заинтересованного лица Государственного унитарного предприятия г.Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И.Ленина" - Петровой Т.А., Сафронова И.О., полагавших решение суда законным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 7.1 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N174-ФЗ) объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются, в том числе проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Положения пункта 1.1 статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N174-ФЗ предусматривают, что государственная экологическая экспертиза объектов, указанных в подпунктах 7.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания материалов, направляемых федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе направляемых материалов:
- документации, подлежащей государственной экологической экспертизе и содержащей материалы оценки воздействия объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, на соответствующую особо охраняемую природную территорию, в случае проведения государственной экологической экспертизы объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 настоящего Федерального закона;
- материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.
Согласно пункту 7 статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N174-ФЗ результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы, отвечающее требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона.
В силу пунктов 4 и 8 статьи 18 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N174-ФЗ заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы. Утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.
Из приведенных норм права следует, что заключение государственной экологической экспертизы должно основываться на материалах, соответствующих по форме и содержанию требованиям Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N174-ФЗ, а именно, в состав данных материалов должны обязательно входить:
- материалы оценки воздействия объектов, строительство которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, на соответствующую особо охраняемую природную территорию;
- материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, приказом Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу от 5 марта 2012 г. за N139-Э утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов проектной документации "Бутовская линия метрополитена на участке от станции "Улица Старокачаловская" до станции "Битцевский парк" и тупики за станцией "Улица Старокачаловская".
Заявитель оспаривает указанное заключение экологической экспертизы по мотиву отсутствия в предоставленных на экспертизу документах:
- материалов оценки воздействия объектов, строительство которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, на соответствующую особо охраняемую природную территорию;
- материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что представленные на государственную экологическую экспертизу материалы соответствуют по форме и содержанию требованиям Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N174-ФЗ.
В соответствии со статьями 26, 27 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N174-ФЗ материалы на государственную экологическую экспертизу объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, направляет заказчик в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.
Из заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы от 2 марта 2012 г. и представленных суду доказательств усматривается, что заказчиком ГУП "Московский метрополитен" на проведение государственной экологической экспертизы представлены:
1). Проектная документация "Бутовская линия метрополитена на участке от "Улица Старокачаловская" до станции "Битцевский парк" и тупики за станцией "Улица Старокачаловская", в состав которой входит, в том числе раздел 7 "Мероприятия по охране окружающей среды", состоящей из пяти книг. Из содержания представленных суду книг названного раздела 7 проектной документации следует, что целью работы является: оценка воздействия на окружающую среду, а также разработка рекомендаций и мероприятий по охране окружающей природной среды и населения, проживающего на прилегающей территории, при строительстве и эксплуатации Бутовской линии метрополитена на участке от "Улица Старокачаловская" до станции "Битцевский парк" и тупики за станцией "Улица Старокачаловская". Административный участок работ расположен в Южном и Юго-Западном административных округах г.Москвы и проходит по следующим районам города: Ясенево, Северное Бутово и Южное Чертаново (л.д.18-19 том 4, л.д. 40-269 том 2, л.д.1-137 том 3). При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы об отсутствии в документах, предоставленных на государственную экологическую экспертизу, материалов оценки воздействия предполагающего строительством объекта линии метрополитена на соответствующую особо охраняемую природную территорию не соответствуют обстоятельствам дела.
2). Материалы обсуждения объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями, организованные органами местного самоуправления, в частности: протокол публичных слушаний от 15 февраля 2012 г. N141 в районе Северное Бутово по проекту планировки участка линейного объекта метрополитена Бутовской линии метрополитена на участке от "Улица Старокачаловская" до станции "Битцевский парк"; протокол публичных слушаний от 15 февраля 2012 г. N142 в районе Ясенево по проекту планировки участка линейного объекта метрополитена Бутовской линии метрополитена на участке от "Улица Старокачаловская" до станции "Битцевский парк"; протокол публичных слушаний от 10 декабря 2009 г. N 17 по проекту строительства Бутовской линии метрополитена на участке от "Улица Старокачаловская" до станции "Битцевский парк" и тупики за станцией "Улица Старокачаловская"; протокол публичных слушаний от 23 июня 2011 г. N168 по рассмотрению проектной документации "Бутовская линия метрополитена на участке от "Улица Старокачаловская" до станции "Битцевский парк" и тупики за станцией "Улица Старокачаловская"; копия публикации в издании "Российская газета" от 25 мая 2011 г. N110 (5486) о проведении публичных слушаний по рассмотрению проектной документации "Бутовская линия метрополитена на участке от "Улица Старокачаловская" до станции "Битцевский парк" и тупики за станцией "Улица Старокачаловская" (л.д. 18-20 том 4, л.д. 161-200 том 3).
Кроме того, в разделе 7 самой проектной документации содержатся: протокол проведения публичных слушаний в период с 15 января по 5 марта 2011 г. в районе Южное Чертаново, относящееся к Южному административному округу г.Москвы; заключение от 4 марта 2011 г. о признании публичных слушаний состоявшимися, о признании реализации проекта строительства Бутовской линии метрополитена, в том числе раздела "Оценка воздействия на окружающую среду" целесообразным (л.д.427-435 том 2). Указанное обстоятельство не оспаривалось представителями заявителя в суде первой и апелляционной инстанциях.
Анализируя содержание представленных на государственную экологическую экспертизу протоколов публичных слушаний, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что предметом обсуждения являлось будущее строительство Бутовской линии метрополитена. Так, в протоколе N141 от 15 февраля 2012 г. указывается, что на территории Северное Бутово обсуждались основные технико-экономические показатели проекта, по результатам обсуждения в комиссию поступили предложения о поддержке и одобрении проекта строительства Бутовской линии метрополитена (л.д. 173-176 том 3). В протоколе N168 от 23 июня 2011 г. указывается, что на территории района Чертаново Южное обсуждалась проектная документация, по результатам обсуждения в комиссию поступили предложения о поддержке и одобрении проекта строительства Бутовской линии метрополитена (л.д. 176-179 том 3). В протоколе N142 от 15 февраля 2012 г. указывается, что на территории внутригородского муниципального образования Ясенево Юго-Западного административного округа г.Москвы обсуждались основные технико-экономические показатели проекта, по результатам обсуждения в комиссию поступили большинство предложения о поддержке и одобрении проекта строительства Бутовской линии метрополитена (л.д. 180-200 том 3).
Также нашло свое подтверждение оповещение граждан и общественных организаций о проведении публичных слушаний по объекту государственной экологической экспертизы через средства массовой информации - газеты, размещение информации на сайтах районов и досках объявлений у подъездов, на информационных стендах.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необоснованными доводы апелляционной жалобы о том, что протоколы NN141, 142 от 15 февраля 2012 г. не являются протоколами проведения слушаний по объекту государственной экологической экспертизы, о нарушении процедуры проведения публичных слушаний, о несоответствии представленных материалов по форме и содержанию требованиям закона.
Как указывалось выше, заказчиком государственной экологической экспертизы является ГУП "Московский метрополитен", разработчиком документации ОАО "Метрогипротранс", что не противоречит положениям пункта 5 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ, предусматривающим, что лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Вследствие этого указание в протоколах публичных слушаний вместо заказчика разработчика технической документации не свидетельствует о том, что на публичных слушаниях обсуждались разные проектные документации, поэтому доводы апелляционной жалобы в указанной части несостоятельны.
На основании изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оно вынесено с правильным применением норм материального права, нарушений норм процессуального права судом не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Симоновского районного суда г.Москвы от 20 февраля 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя заявителя Межрегиональной общественной благотворительной организации "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "ПРИНЦИПЪ" - Станкевича СИ оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.