Апелляционное определение Московского городского суда от 26 марта 2013 г. N 11-2066/13
Судья Голянина Ю.А.
Гр.дело N11-2066
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 марта 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Сергеевой Л.А.,
судей Смирновой Ю.А., Андреевой И.Ю.,
при секретаре Горячих Я.Л.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Смирновой Ю.А.
дело по апелляционной жалобе ответчика Управления внутренних дел по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве на решение Никулинского районного суда г. Москвы от 31 августа 2012 года, которым постановлено:
обязать Управление внутренних дел по Западному административному округу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве обеспечить БАН служебным жилым помещением,
УСТАНОВИЛА:
БА.Н. обратился в суд с иском к УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве об обязании принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязании обеспечить его служебным жилым помещением, ссылаясь на то, что в период с ***года по настоящее время проходит службу в системе ГУ МВД России по г. Москве, *** года по настоящее время состоит в должности ***, *** года между УВД по ЗАО г.Москвы и истцом был заключён договор N *** субаренды квартиры, расположенной по адресу: ***. ***года истец был зарегистрирован в указанной квартире, решением Перовского районного суда г.Москвы от *** года был выселен из указанной квартиры и снят с регистрационного учета, однако фактически продолжает там проживать.
В ходе рассмотрения дела по заявлению истца судом первой инстанции в качестве соответчика к участию в деле привлечен Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы. Исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ в связи с привлечением соответчика истцом не уточнялись.
Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования.
Представитель ответчика УВД по ЗАО г. Москвы в судебное заседание явилась, исковые требования не признала.
Представитель ответчика ДЖП и ЖФ г. Москвы в судебное заседание явился, исковые требования не признал.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, просит ответчик УВД по ЗАО ГУ МВД России г. Москвы, ссылаясь на то, что УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве не уполномочено действующим законодательством предоставлять жилые помещения специализированного жилищного фонда.
Представитель ответчика УВД по ЗАО ГУ МВД России г. Москвы по доверенности Ковтунова О.С. в заседание судебной коллегии явилась, доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Истец БА.Г. и его представитель в соответствии с п.6 ст.53 ГПК РФ Сухов В.И. в заседание судебной коллегии явились, доводы апелляционной жалобы не признали.
Представитель ответчика ДЖП и ЖФ г. Москвы в заседание судебной коллегии не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Так, судом первой инстанции установлено, что согласно справке от *** года, БАН с *** года состоит на службе в МВД России, с *** года по настоящее время работает в должности *** (л.д.8,16,18).
Решением Перовского районного суда г. Москвы от *** года БА.Н. выселен из квартиры N ***, расположенной по адресу: ***, со снятием с регистрационного учета по указанному месту жительства (л.д.9-12).
Согласно уведомления Управления Росреестра по Москве у истца жилых помещений в собственности не имеется (л.д. 15).
Истец состоит на очереди организации в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с *** года, учётное дело N ***.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность обеспечить сотрудника полиции жилым помещением для проживания предусмотрена требованиями федеральных законов, из сообщения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы следует, что для проживания сотрудников органов внутренних дел было передано *** общежитий на территории г.Москвы и предоставлено *** квартиры, в связи с чем довод представителя ответчика о том, что УВД по ЗАО ГУ МВД России по г.Москве соответствующим специализированным фондом не располагает, признан судом не состоятельным.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
Как пояснил истец в заседании судебной коллегии, требование к УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве об обязании обеспечить служебным жилым помещением основано на положениях части 1 ст. 9 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которой территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел предоставляет сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, не имеющему жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, и совместно проживающим с ним членам его семьи жилое помещение специализированного жилищного фонда в течение шести месяцев со дня вступления в указанную должность.
В силу ч.ч. 2, 3 ст. 9 того же закона в случае отсутствия на территории муниципального образования жилого помещения, указанного в части 1 настоящей статьи, сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и совместно проживающим с ним членам его семьи орган местного самоуправления предоставляет жилое помещение муниципального жилищного фонда.
В случае отсутствия на территории муниципального образования жилых помещений, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел арендует в соответствии с законодательством Российской Федерации для сотрудника, замещающего должность участкового уполномоченного полиции, и совместно проживающих с ним членов его семьи иное жилое помещение.
Право обеспечения жилыми помещениями предусмотрено также ст. 44 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", в соответствии с которой обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сотрудник полиции, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность обеспечивается служебным жилым помещением.
Типовым положением о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 года N 897, установлено, что служебные жилые помещения предоставляются в порядке очередности по решению центральных жилищных комиссий (жилищно-бытовых комиссий) подразделений органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, в ведении которых находятся эти помещения. Решение комиссии подлежит утверждению руководителем соответствующего органа (подразделения, учреждения).
В развитие данного постановления Правительства РФ Приказом МВД России N 491 от 06 мая 2012 года утверждена Инструкция по организации работы по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда органов внутренних дел Российской Федерации (служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях).
В соответствии с п. п. 6, 8 данной Инструкции решение о предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда принимается Жилищной комиссией по вопросам предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда, создаваемой в центральном аппарате МВД России приказом МВД России, а в подразделениях системы МВД России - приказом начальника (руководителя) подразделения системы МВД России.
Решение принимается комиссией на основании личного рапорта (заявления) сотрудника (гражданского служащего, работника), написанного в произвольной форме, в котором указываются совместно проживающие с ним члены его семьи. Перед принятием решения комиссией подлежат рассмотрению документы, представленные сотрудником, перечень которых приведен в п. 8 Инструкции.
Таким образом, реализация права на предоставление служебного жилого помещения обусловлена необходимостью обращения сотрудника в соответствующую жилищную комиссию.
Как установлено судебной коллегией, истец Богданов А.Н. с рапортом о предоставлении ему служебного жилого помещения не обращался, документы, необходимые для решения данного вопроса, не предоставлял.
Указом Президента Российской Федерации от 01 марта 2011 года N 249 утверждено Типовое положение о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.
В силу п. 2, 5, 13, 14 названного Типового положения Территориальными органами МВД России на региональном уровне являются министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации.
Территориальные органы осуществляют свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные территориальные органы МВД России на районном уровне (далее - подчиненные органы внутренних дел), подразделения и организации, созданные для реализации задач и обеспечения деятельности территориальных органов (далее также - подчиненные органы и организации).
Территориальный орган является получателем и распорядителем бюджетных ассигнований федерального бюджета, администратором доходов федерального бюджета; осуществляет иные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Территориальный орган в целях реализации своих полномочий имеет право осуществлять управление жилищным фондом, закрепленным на праве оперативного управления за территориальным органом, в соответствии с его назначением, иметь специализированный жилищный фонд (служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях); вести учет сотрудников, государственных служащих и работников, не обеспеченных жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте по месту службы или обеспеченных площадью жилого помещения ниже федерального стандарта социальной нормы площади жилого помещения.
Положение об Управлении внутренних дел по Западному административному округу ГУ МВД России по г. Москве, утвержденное Приказом ГУ МВД России по г. Москве от 27 июля 2011 года N 1030, указных выше полномочий в сфере распоряжения специализированным жилищным фондом и учета сотрудников, не обеспеченных жилыми помещениями, не содержит.
Таким образом, из приведенных выше норм следует, что в рамках действующего законодательства, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, по смыслу ст. 9 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", обязанным предоставлять жилое помещение специализированного жилищного фонда является ГУ МВД России по городу Москве.
Исходя из изложенного вывод суда об обязании ответчика УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве является ошибочным.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального права, в соответствии с требованиями ст. 330 ГПК РФ влекут за собой отмену решения и принятие нового решения об отказе в иске.
Кроме того, истцом были также заявлены исковые требования об обязании УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве принять истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
При этом материалы дела не содержат заявления истца, составленного в соответствии с требованиями ст.ст. 39, 173 ГПК РФ, об отказе от части исковых требований и определения суда о принятии отказа от иска в данной части.
В силу требований ст. 198 ГПК РФ во вводной части решения суда должны быть указаны, помимо прочего, предмет спора или заявленное требование. Описательная часть решения суда должна содержать указание на требование истца, возражения ответчика и объяснения других лиц, участвующих в деле. Резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении иска полностью или в части.
Между тем, решение суда не содержит указания на требование истца об обязании ответчика принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, выводов суда относительного данного требования и принятого по ним решения об удовлетворении либо отказе в иске в данной части, что свидетельствует о нарушении судом норм процессуального права.
Разрешая требование Б А.Н. об обязании УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве принять истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, судебная коллегия находит их не подлежащими удовлетворению, поскольку из информации УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве следует, что БА.Н. состоит на учете по улучшению жилищных условий в организации с ***года, учетное дело N *** (л.д. 48).
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.4 ст.1, ч.3 ст.11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям оспариваемое решение не отвечает, в связи с чем подлежит отмене по основаниям ст. 330 ГК РФ с принятием решения об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Никулинского районного суда г. Москвы от 31 августа 2012 года отменить.
В удовлетворении иска БАН к УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.