Апелляционное определение Московского городского суда от 20 декабря 2012 г. N 11-25638/12
Судья Акульшина Т.В.
Дело N 11-25638
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 декабря 2012 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Суминой Л.Н.,
судей Мухортых Е.Н., Михалевой Т.Д.,
при секретаре Потапове А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мухортых Е.Н. дело по апелляционному представлению заместителя Межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 03 мая 2012 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы к ЗАО "***" о понуждении к разработке и согласованию проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и проведению лабораторных исследований атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов объекта отказать,
установила:
Межрайонный природоохранный прокурор г. Москвы обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к ЗАО "*** " о понуждении к разработке и согласованию проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и проведению лабораторных исследований атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов объекта.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки исполнения требований природоохранного законодательства было установлено, что ЗАО "*** ", расположенное по адресу: *** осуществляет деятельность по оказанию транспортно-экспедиционных услуг. По указанному адресу расположены эксплуатируемые ответчиком зоны технического обслуживания и ремонта автомобилей, участок покраски, сварочный и другие участки. В результате хозяйственной деятельности ЗАО "*** " оказывает негативное воздействие на компоненты окружающей природной среды, к которым, в том числе относится атмосферный воздух. Однако проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух у ЗАО "*** " отсутствует, срок ранее действовавшего проекта истек. Кроме того, ответчиком не организован лабараторный контроль за загрязнением атмосферного воздуха.
В заседание суда первой инстанции представитель Межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика ЗАО "*** " по доверенности Кочетков А.Л. в заседании суда первой инстанции против удовлетворения заявленных требований возражал.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого как незаконного и необоснованного просит заместитель Межрайнного природоохранного прокурора г. Москвы по доводам апелляционного представления.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика ЗАО "***" не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщил, ходатайств об отложении слушания дела не заявил. В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, учитывая повторную неявку ответчика по вызову суда, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы по доверенности Макирову Е.Э., представителя третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве по доверенности Смирнову А.Р., обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, основной деятельностью ЗАО "*** " является транспортное обслуживание г. Москвы и других регионов, обеспечение нужд города в различных перевозках, расширение комплекса работ в области технического обслуживании и ремонта транспортных средств.
ЗАО "*** " расположен по адресу: *** .
В результате хозяйственной деятельности ЗАО "*** " оказывает негативное воздействие на компоненты окружающей природной среды, к которым, в том числе относится атмосферный воздух.
В соответствии с требованиями действующего природоохранного законодательства ЗАО "*** " осуществляет расчет и производит платежи за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за размещение отходов производства и потребления, за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со статьей 1 Закона об охране атмосферного воздуха, под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
Предельно допустимый выброс - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.
Согласно ст. 12 Закона Об охране атмосферного воздуха, в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов.
Количество и состав выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, виду и размеры вредных физических воздействий на него подлежат государственному учету в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона Об охране атмосферного воздуха, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 22 Закона об охране атмосферного воздуха предусмотрено, что юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха согласно пункту 1 статьи 25 Закона об охране атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, имеющие источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух.
В силу статьи 30 Закона об охране атмосферного воздуха юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны, в том числе, обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Пунктом 9 Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.04.2000 г. N 373, установлено, что организации обязаны вести первичный учет состава и количества выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, а также видов и размеров вредных физических воздействий на него по установленным формам.
В соответствии с требованиями п.п. 6 и 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 г. N 183, разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации или данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В силу ст.ст. 11, 32 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что обязанность по соблюдению экологических требований в части разработки проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух возлагается на организации, осуществляющие эксплуатацию стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, тогда как, данных о наличии на занимаемой ответчиком территории стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в материалах дела не имеется и таких доказательств, а также о том, что ответчиком не осуществляется производственный контроль, истцом суду не представлено.
Судебная коллегия считает, что указанные выводы судом первой инстанции сделаны без учета всех юридически значимых обстоятельств дела.
Как усматривается из акта проверки Управления Роспотребнадзора в ЮАО г. Москвы N 01-24-0063-03 от 02.02.2011 г., в производственном здании ЗАО "*** " по адресу: *** расположены участки технического обслуживания и технического ремонта, аккумуляторная, механический участок, шиномонтажный участок, участок покраски, сварочный участок.
Данный акт подписан со стороны ЗАО "*** " генеральным директором Головкиным Н.А. и главным инженером Рахманенко М.О., при этом замечаний к содержанию акта проверки у них не имелось.
По результатам проверки соблюдения требований природоохранного законодательства составлен протокол об административном правонарушении от 02 февраля 2011 года, в соответствии с которым 02 февраля 2011 года в 13 час. 00 мин. по адресу: *** генеральным директором ЗАО "***" Головкиным Н.А. допущены следующие нарушения: необоснованное сокращение нормативного размера санитарно-защитной зоны (со 100 м до 25-30 м), не ведется лабораторный контроль за загрязнением атмосферного воздуха и шума, не проведен контроль соблюдения нормативов в источниках выбросов при переводе автотранспорта с бензинового топлива на газ, тем самым им нарушены требования ст.ст. 20, 32 Закона РФ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПин 2.21/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитная зона и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (новая редакция), изм. N 1 СанПин 2.2.1/2.2361-08, изм. N 2 СанПин 2.2.1/2.1.1.2555-09, изм. N 3 СанПин 2.2.1/2.1.1.2793-10, СанПин 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", СП 1.1.1058-01, СП 1.1.2193-07 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических предприятий", совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.5 КоАП РФ.
Данный протокол подписан Головкиным Н.А., в качестве объяснений им указано, что нарушения будут устранены в рабочем порядке.
В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача по ЮАО г. Москвы N 24-0082-10 от 09 февраля 2011 года, генеральный директор ЗАО "***" Головкин Н.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере *** руб.
В своих письменных объяснениях, данных помощнику Межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы 23.12.2011 г., главный инженер ЗАО "*** " Рахманенко М.А. подтвердил, что в результате деятельности ЗАО "*** " осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, от автотранспорта, находящегося на балансе предприятия в количестве 51 единицы, токарного станка и т.д. На сегодняшний день сроки действия проекта предельно допустимых выбросов в атмосферу истекли, действующие нормативы и разрешения не разработаны и не утверждены в связи с Распоряжением Правительства Москвы от 29.03.2011 г. N 325-РП, в соответствии с которым, ЗАО "***" до 31.12.2012 г. предоставлена новая территория для строительства комбината.
Таким образом, материалы проверки содержат сведения об организованных на территории ЗАО "***" стационарных источниках выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Ранее действовавший проект предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух также содержит такие сведения.
Доказательств того, что указанные в акте Управления Роспотребнадзора в ЮАО г. Москвы и в ранее действовавшем проекте предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ отсутствуют, ответчиком не представлено.
То обстоятельство, что ответчик исполняет обязанность по уплате экологических платежей, не освобождает его от проведения производственного контроля и лабораторных исследований атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов объекта.
Осуществление ЗАО "*** " хозяйственной деятельности в отсутствие проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух и лабораторных исследований атмосферного воздуха противоречит требованиям природоохранного законодательства и нарушает закрепленное ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Закона Об охране атмосферного воздуха, ст. 8 Закона О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения право каждого на благоприятную окружающую среду, в том числе на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, поэтому оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требования прокурора.
На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере *** руб.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 03 мая 2012 года отменить.
Постановить по делу новое решение.
Обязать ЗАО "***" в течение четырех месяцев со дня вступления определения судебной коллегии в законную силу разработать и согласовать проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, образующихся от источников, расположенных по адресу: ***.
Обязать ЗАО "***" обеспечить производственный контроль, в том числе лабораторные исследования (испытания) загрязнения атмосферного воздуха, в зоне влияния выбросов предприятия по адресу: ***, в соответствии с установленным и согласованным в органе Роспотребнадзора санитарно-эпидемиологическом заключением и планом мероприятий по их достижению.
Взыскать с ЗАО "*** " государственную пошлину в размере *** рублей.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.