Апелляционное определение Московского городского суда от 18 декабря 2012 г. N 11-31214/12
судья суда первой инстанции: О.В. Демочкина
гражданское дело N 11-31214
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 декабря 2012 года город Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего А.Н. Пономарёва,
судей Г.А. Нестеренко,
И.П. Козлова,
при секретаре Н.В. Альцеве,
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи А.Н. Пономарёва
дело по апелляционной жалобе А.Г. Разумовской
на решение Солнцевского районного суда г. Москвы от 17 октября 2012 года по делу по иску А.Г. Разумовской к Отделению по району Солнцево УФМС России по г. Москве в ЗАО об обязании зарегистрировать по месту жительства мужа,
которым в удовлетворении исковых требований отказано,
УСТАНОВИЛА:
А.Г. Разумовская обратилась в суд с указанным выше иском к Отделению по району Солнцево УФМС России по г. Москве в ЗАО, ссылаясь на то, что отказ ответчика зарегистрировать её мужа Н.Е. Костяного в жилом помещении, в котором ей принадлежит право собственности на 1/4 доли, по мотивам отсутствия согласия других сособственников является незаконным.
Решением Солнцевского районного суда г. Москвы от 17 октября 2012 года постановлено: в удовлетворении исковых требований А.Г. Разумовской к Отделению по району Солнцево УФМС России по г. Москве в ЗАО об обязании зарегистрировать по месту жительства мужа отказать.
В апелляционной жалобе А.Г. Разумовской ставится вопрос об отмене решения.
Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещённых о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что А.Г. Разумовской принадлежит _ доля в праве собственности на двухкомнатную квартиру N _. г. Москвы.
Соответственно 3/16 и 9/16 долей в праве собственности на указанную квартиру, общей площадью 53,9 кв.м., принадлежат Л.С. Разумовской и Т.К. Гогерман.
4 июля 2012 года А.Г. Разумовской отказано в регистрации по указанному адресу её мужа Н.Е. Костяного по причине отсутствия согласия других сособственников жилого помещения.
Ранее отказ в регистрации Н.Е. Костяного на указанной жилой площади признан законным решением Солнцевского районного суда г. Москвы от 19 октября 2010 года по делу по заявлению Н.Е. Костяного об оспаривании бездействия УФМС Россиии по г. Москве.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении иска, суд руководствовался тем, что отказ в регистрации Н.Е. Костяного по адресу указанной квартиры является законным и обоснованным.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон) устанавливает, что правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации (статья 3).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия.
Во исполнение требований законодателя Правительство Российской Федерации постановлением от 17 июля 1995 г. N 713 утвердило Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, которые регулируют порядок регистрации и снятия граждан с регистрационного учета (далее - Правила).
Данный нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 24 июля 1995 г., N 30, "Российской газете" от 27 июля 1995 г.
Правила действуют с изменениями внесенными постановлениями Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1996 г. N 512, от 14 февраля 1997 г. N 172, от 12 марта 1997 г. N 290, от 16 марта 2000 г. N 231, от 14 августа 2002 г. N 599, от 22 декабря 2004 г. N 825, от 28 марта 2008 г. N 220, от 8 сентября 2010 г. N 688, от 11 ноября 2010 г. N 885, от 26 октября 2011 г. N 869, от 16 апреля 2012 г. N 312, от 21 мая 2012 г. N 493.
Правила регулируют порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
В случае отсутствия жилищно-эксплуатационных организаций при заселении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или юридическим лицам, указанные документы представляются этим гражданам или представителю юридического лица, на которого возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений.
Гражданин вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает в государственных органах, органах местного самоуправления соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее 8 рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заявление установленной формы о регистрации по месту жительства в форме электронного документа, а также копии документов, указанных в данном пункте, в электронной форме могут быть представлены через Единый портал.
Согласно пункту 7 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации должностные лица, ответственные за регистрацию, не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений на регистрацию и снятие их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства.
В абзацах первом - пятом пункта 16 Правил воспроизведён законодательно установленный перечень документов, которые должны быть представлены гражданином при его регистрации по месту жительства.
Приведённый в данной норме перечень документов не противоречит законодательству и не является исчерпывающим.
Указанные документы являются подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении. Это соответствует требованию статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В данном случае обязанность представлять определенные документы, подтверждающие субъективное право гражданина на проживание в жилище, которое он выбрал в качестве места жительства, одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в этом жилище (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 4-П по делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713).
Жилищные права и обязанности согласно статье 10 Жилищного кодекса Российской Федерации возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Между тем, документов, подтверждающих, что у Н.Е. Костяного возникло право на жилое помещение в отсутствие согласия других сособственников истицей А.Г. Разумовской не представлено и в деле не имеется.
Изложенное в апелляционной жалобе не оспаривается.
При таком положении доводы жалобы о том, что в настоящее время А.Г. Разумовская оспаривает договор дарения, на основании которого право собственности на 9/16 долей квартиры возникло у Т.К. Гогерман, не может служить предусмотренным ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Солнцевского районного суда г. Москвы от 17 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.