Судья: Варанкина Ю.С. Дело N 11-3277
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 февраля 2013 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Строгонова М.В.,
судей Михалевой Т.Д., Суминой Л.Н.,
при секретаре Черкасовой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Михалевой Т.Д. гражданское дело по апелляционной жалобе ***на решение Замоскворецкого районного суда г.Москвы от 17 августа 2012 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления ***о признании незаконным бездействия Департамента культурного наследия г.Москвы отказать.
Установила :
***обратился в суд с заявлением, с учетом уточнений, просил суд со ссылкой на ст. 26 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", признать незаконным бездействия Департамента культурного наследия г.Москвы, выразившееся в не предоставлении сведений, касающихся его деятельности в запрашиваемых письмами от 17.11.2011г. и 10.02.2012г., обязать Департамент культурного наследия г.Москвы в целях устранения нарушения предоставить ему копии следующих документов: согласующих и разрешительных документов (в том числе согласованных проектов работ) на проведение строительных, земельных и иных работ на территории объектов, расположенных по адресам: ***и ***, выданных Департаментом культурного наследия г.Москвы (а равно Главным управлением охраны памятников г. Москвы и Москомнаследием); писем, составляющих официальную переписку Департамента (а равно ГУОП и Москомнаследия), касающихся данных объектов; заключения государственной историко-культурной экспертизы по выявленному объекту культурного наследия "Комплекс церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках, хозяйственное сооружение кон. 19 - нач. 20 века", поступившие в Департамент.
В обосновании требований ссылается на то, что заявителем были дважды направлены запросы в Департамент культурного наследия г.Москвы, о предоставлении информации, однако в предоставлении указанной информации было отказано.
В судебное заседание суда первой инстанции заявитель и его представители ***. требования поддержали в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Департамента культурного наследия г.Москвы по доверенности ***заявленные требования не признала по доводам, изложенным в отзыве.
Судом постановлено решение, об отмене которого просит заявитель ***., указывая в апелляционной жалобе на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела,
В суд апелляционной инстанции ***его представитель ***., явились, доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Департамента культурного наследия г.Москвы по доверенности ***., с доводами жалобы не согласилась.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом первой инстанции установлено, что 17.11.2011г. ***. обратился в Департамент культурного наследия г.Москвы с запросом о предоставлении ему возможности ознакомиться со всеми существующими в архиве Департамента документами, имеющими отношение к объектам, расположенным по адресам: ***и ***, а также по его просьбе изготовить надлежащим образом заверенные копии архивных документов, предоставить копии всех согласующих и разрешительных документов (в том числе, согласованных проектов работ) на проведение строительных, земельных и иных работ на территории указанных объектов, если таковые документы когда-либо были выданы Департаментом (а равно ГУОП и Москомнаследием) (л.д. 7).
Письмом от 08.12.2011г. N 16-20-484/1-1 Департамент культурного наследия г.Москвы проинформировал заявителя о том, что объект недвижимости по адресу: ***, является выявленным объектом культурного наследия "Комплекс церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках, хозяйственное сооружение кон. 19 - нач. 20 века". Объект недвижимости по адресу: ***, объектом культурного наследия, выявленным объектом культурного наследия или объектом, обладающим признаками объекта культурного наследия, не является, а относится к исторически ценным градоформирующим объектам "Доходный дом А.Н. Волкова - А.Д. Расторгуева, 1863г., 1880г., арх. В.Н. Карнеев". Указанные здания расположены в границах территории объединенной охранной зоны N 73, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 16.12.1997г. N 881. Заявителю было разъяснено, что предоставление запрашиваемой им информации не предусмотрено Федеральным законом от 25.06.2002г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". А также было разъяснено, что ознакомиться с документами, находящимися на хранении в архивных фондах Департамента, он может в приемные дни и часы (л.д. 8-9).
Указанное письмо заявителем получено 08.02.2012г.
10 февраля 2012г. ***обратился в Департамент культурного наследия г.Москвы с запросом, в котором просил предоставить копии следующих документов, имеющих отношение к объектам по адресам: *** и ***, а именно копии всех согласующих и разрешительных документов (в том числе согласованных проектов работ) на проведение строительных, земельных и иных работ на территории указанных объектов, если таковые документы когда-либо были выданы Департаментом культурного наследия г.Москвы (а равно ГУОП и Москомнаследием); копии всех писем, составляющих официальную переписку Департамента (а равно ГУОП и Москомнаследия), касающихся данных объектов; копию заключения государственной историко-культурной экспертизы по выявленному объекту культурного наследия "Комплекс церкви Рождества 'Пресвятой Богородицы на Кулишках, хозяйственное сооружение кон. 19 - нач. 20 века" (л.д. 11-12).
В ответе, содержащемся в письме от 05.03.2012г. N 16-20-484/1-(1)-1, Департамент культурного наследия г.Москвы указал, что информация по данному вопросу была ему направлена 08.12.2011 N 16-20-484/1-1, а также было разъяснено, что с интересующей его документацией он может ознакомиться в архиве Департамента в приемные дни и часы. Указанное письмо заявителем получено во второй половине марта 2012г., что следует из его объяснений.
Суд первой инстанции исходя из содержания представленных писем и запросов заявителя, пришел к выводу о том, что права последнего не нарушены, поскольку письма Департамента от 08.12.2011 N 16-20-484/1-1 и от 05.03.2012 N16-20-484/1-1-1 не содержат отказа в предоставлении запрашиваемой информации, а предлагают обратиться в архив Департамента для получения интересующих сведений.
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 09.02.2009г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч.1 и 2 ст. 2 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Если федеральными конституционными законами, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусматриваются особенности предоставления отдельных видов информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, положения настоящего Федерального закона применяются с учетом особенностей, предусмотренных этими федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Такие особенности предоставления информации в отношении объектов культурного наследия предусмотрены положениями Федерального закона от 25.06.2002г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
В силу ч.3 ст. 7 Федерального закона от 25.06.2002г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" каждый имеет право на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в пределах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В силу ч.1 и 2 ст.15 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия.
Реестр представляет собой государственную информационную систему, подключаемую к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, и включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования реестра, методов и формы ведения реестра.
Согласно п. 2 ст. 17 данного Федерального закона заключение государственной историко-культурной экспертизы относится к документам, представляемым соответствующим органом охраны объектов культурного наследия для принятия решения о включении объекта культурного наследия в реестр.
В силу ч.9 ст. 18 данного Федерального закона, объекты культурного наследия федерального значения включаются в реестр федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании акта Правительства Российской Федерации.
Согласно ч.1 и 7 ст. 20 данного Федерального закона ведение реестра включает в себя присвоение регистрационного номера объекту культурного наследия в реестре, мониторинг данных об объектах культурного наследия, внесенных в реестр при регистрации в нем объектов, документационное обеспечение реестра и возлагается на федеральный орган охраны объектов культурного наследия.
Согласно ч.2 ст. 20 указанного Федерального закона в реестр вносятся сведения, указанные в подпунктах 3-10 статьи 17 настоящего Федерального закона (сведения о наименовании объекта; сведения о времени возникновения или дате создания объекта, дате основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) дате связанного с ним исторического события; сведения о местонахождении объекта; сведения о категории историко-культурного значения объекта; сведения о виде объекта; описание особенностей объекта, послуживших основаниями для включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению (далее - предмет охраны); описание границ территории объекта; фотографическое изображение объекта), а также сведения об органе государственной власти, принявшем решение о включении объекта культурного наследия в реестр; номер и дата принятия решения органа государственной власти о включении объекта культурного наследия в реестр.
Согласно ст.26 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в соответствии с которой, физические или юридические лица вправе получать в соответствующем органе охраны объектов культурного наследия информацию, содержащуюся в документах, представляемых для включения объекта культурного наследия в реестр (часть 1). Перечень информационных услуг, предоставляемых бесплатно или за плату, не возмещающую в полном объеме расходов на оказание соответствующих информационных услуг, определяется Положением о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (часть 2).
В силу п. 13 Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного приказом Минкультуры РФ от 03.10.2011г. N 954 соответствующие органы охраны объектов культурного наследия бесплатно предоставляют физическим и юридическим лицам информацию из Единого реестра, содержащуюся в документах, указанных в пунктах 3-10 статьи 17, а также в пункте 2 статьи 20 Федерального закона, к которым относятся: сведения о наименовании объекта; сведения о времени возникновения или дате создания объекта, дате основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) дате связанного с ним исторического события; сведения о местонахождении объекта; сведения о категории историко-культурного значения объекта; сведения о виде объекта; описание особенностей объекта, послуживших основаниями для включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению (далее - предмет охраны); описание границ территории объекта; фотографическое изображение объекта; сведения об органе государственной власти, принявшем решение о включении объекта культурного наследия в реестр; номер и дата принятия решения органа государственной власти о включении объекта культурного наследия в реестр.
С учетом вышеприведенных норм закона, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что действующим законодательством не предусмотрено права граждан на получение информации, содержащейся в согласующих и разрешительных документах (в том числе согласованных проектов работ) на проведение строительных, земельных и иных работ на территории объектов культурного наследия, а также в письмах, составляющих официальную переписку органа охраны объектов культурного наследия, касающихся данных объектов. В связи с чем, требование заявителя о предоставлении ему указанной информации не основано на законе.
Довод заявителя о том, что его право на получение запрашиваемой информации регламентировано Федеральным законом от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", судом обоснованно не принят во внимание, поскольку в силу ч.1 и 2 ст. 2 указанного Федерального закона он применяется с учетом особенностей, установленных иными федеральными законами, в частности, Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Суд также пришел к правильному выводу о законности действий Департамента по требованию заявителя о предоставлении заключения государственной историко-культурной экспертизы по объекту культурного наследия "Комплекс церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках, хозяйственное сооружение кон. 19 - нач. 20 века", указав, что заключение государственной историко-культурной экспертизы действующим законодательством не отнесено к информации, которую граждане вправе получать на бесплатной основе, а кроме того, не относится к информации, касающейся деятельности Департамента.
При этом суд обоснованно руководствовался ч.6 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 569, в силу которой, экспертиза проводится по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица (далее - заказчик) на основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного в письменной форме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, проведение государственной историко-культурной экспертизы в сферу деятельности Департамента не входит.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения заявления ***. о признании незаконным бездействия Департамента культурного наследия г.Москвы, выразившегося в не предоставлении запрашиваемых заявителем сведений, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие нарушение прав и законных интересов заявителя со стороны заинтересованного лица. В письмах, направленных Департаментом заявителю содержится информация о возможности ознакомления с запрашиваемыми документами в архиве Департамента, что не свидетельствует об отказе в предоставлении информации.
Принимая во внимание, что обращения ***. Департаментом культурного наследия г.Москвы рассмотрены в соответствии с нормами действующего законодательства, в пределах его полномочий, судебная коллегия считает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции в полном объеме. При этом судебная коллегия учитывает, что суд первой инстанции правильно исходил из того, что Департамент культурного наследия г.Москвы, отвечая на запросы заявителя о предоставлении документов, должен был руководствоваться не только Федеральным законом от 09.02.2009г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" которым регулируются отношения, связанные с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", но и Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", регулирующим отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и предусматривающим специальные условия получения информации о объектах культурного наследия.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалобы не опровергают выводов суда и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на иное толкование норм материального и процессуального права, других доказательств суду не представлено, нарушений, влекущих отмену решения, по делу не установлено, все обстоятельства, изложенные в апелляционной жалобе были предметом обсуждения суда первой инстанции, которым суд дал надлежащую оценку, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
При таких обстоятельствах принятое по делу решение является законным и обоснованным и оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст. ст.328-329 ГПК РФ судебная коллегия
Определила:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 17 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.