Апелляционное определение Московского городского суда от 2 апреля 2013 г. N 11-5955/13
Судья Кудрявцева М.В. гр.д.11-5955
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
2 апреля 2013 г. Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Горновой М.В.
и судей Быковской Л.И., Казаковой О.Н.
при секретаре М
заслушав в открытом судебном заседании по докладу Горновой М.В.
дело по апелляционной жалобе Липина Д.А.
на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 3 октября 2012 г., которым постановлено: в удовлетворении заявления Липина Дмитрия Александровича об оспаривании решения должностного лица - отказать в полном объеме,
УСТАНОВИЛА:
Липин Д.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Военного комиссара г. Москвы от 25 июня 2012 г., ссылаясь на то, что он проходил военную службу во Внутренних войсках МВД РФ. Приказом командира в/ч 3500 от 2 ноября 2011 г. N 43л/с он был уволен со службы с зачислением в запас по собственному желанию, а приказом командира части 3500 от 21 ноября 2011 г. - исключен из списков личного состава воинской части и направлен на воинский учет в Военный комиссариат г. Москвы (отдел по Красносельскому району). После увольнения он избрал место жительство г. Москва. По избранному месту жительства у него отсутствует регистрация, в связи с чем он обратился в ОВК по Красносельскому району ЦАО г. Москвы с просьбой о регистрации по месту жительства по адресу отдела Военного комиссариата г. Москвы по Красносельскому району ЦАО г. Москвы, с целью дальнейшего решения жилищного вопроса в соответствии со ст. 49, 54 ЖК РФ, в чем ему было отказано. 23 мая 2012 г. он обратился к Военному комиссару г. Москвы с просьбой выдать ему ходатайство в регистрационный орган г. Москвы о регистрации по избранному месту жительства (г. Москва). 30.06.2012 г. им был получен ответ об отказе в его просьбе. В связи с этим заявитель просил признать решение Военного комиссара г. Москвы, связанное с отказом в регистрации по месту жительства, незаконным и отменить; обязать Военного комиссара города Москвы выдать заявителю ходатайство в органы ФМС о регистрации заявителя по месту жительства.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, извещен, представил свои возражения.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе заявитель.
На заседание судебной коллегии заявитель не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен судом надлежащим образом.
Судебная коллегия с учетом того обстоятельства, что заявитель не известил суд апелляционной инстанции о причинах своей неявки и не представил доказательства уважительности этих причин, считает возможным в соответствии со ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствии заявителя.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Военного комиссара г. Москвы Тарасова Р.Е., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и материалами дела.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
На основании ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
На основании п. 23 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, регистрация военнослужащих осуществляется: по месту их жительства - на общих основаниях (за исключением солдат матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву); по месту пребывания - при наличии отпускного билета или командировочного удостоверения (если срок отпуска или командировки превышает 90 суток).
Военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.
В соответствии с п.3 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ от 1998 г. "О статусе военнослужащего" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе, по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим -гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
При регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, прибывших на новое место военной службы, по адресам дислокации воинских частей в оттиске штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и в пункте 8 листка статистического учета прибытия по форме N 12П (приложение N 12 к Регламенту) указывается адрес воинской части без ссылки на ее номер (наименование) (п.70 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713).
Регистрация граждан, уволенных с военной службы, по месту жительства осуществляется на общих основаниях.
В соответствии с Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента РФ от 01.09.2007 N 1132 "Об утверждении Положения о военных комиссариатах" на военные комиссариаты не возложена обязанность регистрации граждан, уволенных с военной службы, и состоящих на воинском учете в указанном комиссариате.
Отказывая заявителю в удовлетворении заявления, суд правильно исходил из того, что действиями Военного комиссара г. Москвы права, свободы и законные интересы заявителя не нарушались, препятствия осуществлению его прав и свобод не создавались, какая-либо обязанность незаконно на заявителя не возлагалась, незаконно к ответственности он не привлекался; заявитель не указал, какими нормативными актами на Военного комиссара возложена обязанность обращаться в регистрирующие органы с ходатайствами о регистрации граждан, уволенных с военной службы, состоящих на воинском учете, по адресу Военного комиссариата.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд должен был руководствоваться принципом аналогии закона, является неправомерным, поскольку суд рассматривал заявление Липина Д.А. в порядке главы 25 ГПК РФ, а потому должен был проверить, принято ли было решение или действие должностного лица в соответствии с законом. При этом ст.11 ГПК РФ указывает на обязанность суда применять аналогию закона, но не должностного лица при исполнении возложенных на него обязанностей.
Остальные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, никаких нарушений норм ГПК РФ, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Таким образом, решение суда является правильным, оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия-
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда г. Москвы от 3 октября 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Липина Д.А.- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.