Апелляционное определение Московского городского суда от 14 марта 2013 г. N 11-7865/13
Судья: Меньшова О.А.
Гр. дело N 11-7865
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 марта 2013 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Федерякиной М.А.
судей Кировой Т.В., Зельхарняевой А.И.
при секретаре Дежине В.С.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Кировой Т.В.
дело по апелляционной жалобе истца Смотрова В.И.
на решение Останкинского районного суда г. Москвы от 30 ноября 2012 г.,
которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Смотрова В.И. к Главному Управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Воронежской области, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству регионального развития РФ, ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий" о признании решения незаконным, обязании восстановления в списке военнослужащих и сотрудников ГУ МЧС по Воронежской области не имеющих жилья и нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании предоставить заявку на выпуск государственных жилищных сертификации, обязании издать приказ о выдаче в первоочередном порядке сертификата, обязании оформить и выдать государственный жилищный сертификат - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Смотрова В.И. обратился в суд с иском к Главному Управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Воронежской области, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству регионального развития РФ, ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий" о признании решения незаконным, обязании восстановления в списке военнослужащих и сотрудников ГУ МЧС по Воронежской области не имеющих жилья и нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании предоставить заявку на выпуск государственных жилищных сертификатов, обязании издать приказ о выдаче в первоочередном порядке сертификата, обязании оформить и выдать государственный жилищный сертификат.
Указывая на то, что истец проходит службу в Государственной противопожарной службе МЧС России в должности водителя учебной пожарной части ФГБОУ ДПО "учебный центр ФПС по Воронежской области" в звании старшего прапорщика внутренней службы. Решением жилищно-бытовой комиссии Главного управления МЧС России по Воронежской области истец был поставлен на учет нуждающихся в получении жилых помещений и включен в список сотрудников ФПС, не имеющих жилья и нуждающихся в улучшении жилищных условий, составом семьи из четырех человек. Решением комиссии ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" истец был исключен из списков сотрудников ФПС участников подпрограммы "выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г. Указывая на незаконность вынесенного решения истец просил признать решение ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" от 18.07.2012 года незаконным; обязать Главное управление МЧС России по Воронежской области и ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" восстановить истца составом из четырех человек в списке военнослужащих и сотрудников ГУ МЧС по Воронежской области не имеющих жилья и нуждающихся в улучшении жилищных условий; обязать Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий предоставить в Министерство регионального развития РФ заявку на выпуск государственного жилищного сертификата на имя истца; обязать Министерство регионального развития РФ издать приказ о выдаче истцу сертификата в первоочередном порядке и направить бланки сертификатов в ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России"; обязать ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" оформить и выдать в первоочередном порядке государственный жилищный сертификат.
Истец Смотров В.И. и его представитель Мешков М.С. в судебное заседание явились, заявленные требования поддержали.
Представитель ответчика ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" Ильина Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представитель ответчика Главного управления МЧС России по Воронежской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв на исковое заявление, просил в удовлетворении иска к Главному управлению МЧС России по Воронежской области отказать, поскольку прав истца указанный ответчик не нарушал.
Представитель Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства регионального развития РФ в судебное заседание не явились.
Судом было постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит истец Смотров В.И. в апелляционной жалобе, полагая его неправильным.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца Смотрова В.И. и его представителя Мешкова М.С., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене заочного решения суда, постановленного в соответствии с нормами действующего законодательства и фактическими обстоятельствами дела.
Согласно п. 2 Указа Президента РФ N 825 от 28 июня 1999 года (в ред. Указов Президента РФ от 17.04.2003 N 444, от 16.03.2007 N 359) действие президентской программы "Государственные жилищные сертификаты" распространено на лиц, названных в п. 1 настоящего Указа, т.е. в том числе и на сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России, содержащихся за счет средств федерального бюджета, увольняемых со службы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов.
Пунктом 1 этого Указа Президента РФ, п. 1 Постановления Правительства РФ N 1095 от 29 сентября 1999 года установлено, что в целях обеспечения социальных гарантий, предусмотренных законодательством РФ для сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также граждан, уволенных со службы приоритетной формой финансирования расходов на обеспечение их и членов их семей постоянным жильем является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
С 2006 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 865 от 31.12.2005 года реализация программы "Государственные жилищные сертификаты" осуществляется в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище".
В соответствии с Паспортами подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (2011-2015 годы)", утвержденной Постановлениями Правительства РФ N 675 от 17.09.2001 года, N 1050 от 17 декабря 2010 года, основными целями и задачами подпрограммы является обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством РФ, посредством предоставления им социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, а также посредством предоставления жилых помещений (квартир) в многоквартирных домах, приобретенных за счет средств федерального бюджета.
Согласно разделу 2 Паспорта подпрограммы право на получение социальных выплат имеют сотрудники Государственной противопожарной службы МЧС России, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В целях реализации данной подпрограммы Правительство РФ 21 марта 2006 года приняло Постановление N 153 от 21 марта 2006 года "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", которым утверждены "Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
В соответствии с п.п. "а" п. 5 указанных "Правил" право на участие в подпрограмме имеют сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
Судом первой инстанции установлено, что Смотровым В.И. подан рапорт на имя начальника Главного управления МЧС России по Воронежской области о постановке его и членов его семьи на очередь сотрудников, не имеющих собственного жилья и нуждающихся в улучшении жилищных условий для получения служебной жилой площади.
Согласно выписки из протокола N 2 заседания жилищно-бытовой комиссии Главного управления МЧС России по Воронежской области от 19.04.2007 г., Смотров В.И. поставлен на очередь сотрудников, не имеющих жилья и нуждающихся в улучшении жилищных условий, составом семьи четыре человека: он, жена - С.В., сын - С.В., дочь - К.В. с даты подачи рапорта 26.03.2007г. В случае предоставления жилого помещения оформлять жилое помещение как служебное.
Выслуга лет с содержанием за счет средств федерального бюджета составляет календарном исчислении 12 лет 09 месяцев 19 дней по состоянию на 01.05.2012 г.
В настоящее время истец проходит службу в должности водителя учебной пожарной части Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Учебный центр ФПС по Воронежской области".
Решением комиссии ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" от 18.06.2012 г. Смотров В.И. исключен из состава участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г. со ссылкой на то, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом имеют военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащих увольнению с военной службы и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях. Признание нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии со ст. 51 ЖК РФ осуществляется на общих основаниях в органах местного самоуправления по месту жительства.
Разрешая возникший между сторонами спор, суд первой инстанции исходил из того, что истец состоит на очереди на получение служебного жилого помещения, что следует из его заявления, решением жилищно-бытовой комиссии Главного управления МЧС России по Воронежской области поставлен на учет на получение служебного помещения, в установленном законом порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, в соответствии с требованиями ст. 51 ЖК РФ не признан, в связи с чем, истец не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к гражданам, которые могут участвовать в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", и истцу отказано во включении в состав участников вышеуказанной подпрограммы на законных основаниях.
Признание истца в установленном порядке (то есть в порядке, определенном Жилищным кодексом Российской Федерации) нуждающимся в жилых помещениях является обязательным условием для возникновения у него права на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в соответствии с прямым указанием подпункта "а" пункта 5 названных Правил, регулирующими выпуск и реализацию государственных жилищных сертификатов.
Истец за постановкой на соответствующий учет в целях предоставления жилого помещения не обращался и принят не был, основания для признания за ним права на включение в состав участников указанной программы отсутствуют.
Решением ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий" истец был исключен из состава участников подпрограммы, а не из числа сотрудников нуждающихся в улучшении жилищных условий, решение о постановке истца на учет по улучшению жилищных условий указанными органами принято не было
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции имелись основания для отказа истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Судом первой инстанции также принято во внимание то, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 852 "О порядке и размерах выплаты компенсаций за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, лицам начальствующего состава Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации", сотрудникам не имеющим жилых помещений для постоянного проживания, сотрудникам таможенных органов, переводимым по службе в другую местность и не обеспеченным жилыми помещениями для постоянного проживания, ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилого помещения. В суде первой инстанции истец не оспаривал то обстоятельство, что ему выплачивается компенсация за найм жилого помещения, что также свидетельствует о том, что истец состоит на учете именно на учете на получение служебного жилого помещения.
Судом первой инстанции также принято во внимание, что на момент подачи заявления на участие в подпрограмме и на момент рассмотрения дела в суде, истец со службы не уволен по основаниям, указанным в п. 5 Постановления Правительства от 21.03.2006 г. N 153, доказательств подачи рапорта об увольнении суду не представлено. Кроме того, истец не лишен возможности встать на учет по улучшении жилищных условий в установленном законом порядке и повторно обратиться в заявлением о включении в число участников подпрограммы, при наличии удовлетворения требованиям, предъявляемым к участником подпрограммы, установленным Постановлением Правительства от 21.03.2006 г. N 153.
Рассматривая возникший между сторонами спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда, не содержат сведений об имеющих значение для дела обстоятельствах и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Останкинского районного суда г. Москвы от 30 ноября 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Смотрова В.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.