Апелляционное определение Московского городского суда от 26 марта 2013 г. N 11-9133/13
ф/с Комиссаров Е.В.
гр.д. N 11-9133
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 марта 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Базьковой Е.М.,
судей Дедневой Л.В., Владимировой Н.Ю.
при секретаре Туниной Е.П.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу Владимировой Н.Ю.
дело по апелляционной жалобе Куренинова А.А. на решение Тверского районного суда г.Москвы от 25 октября 2012 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Куренинова А. А. к Администрации Президента Российской Федерации о признании права на пенсию за выслугу лет, третье лицо Пенсионный Фонд Российской Федерации, - отказать,
У с т а н о в и л а :
Куренинов А.А. обратился в суд с иском к Администрации Президента Российской Федерации , уточнив исковые требования просил: признать пункт "к" статьи 83 Конституции РФ, примененный Президентом РФ при увольнении истца, законным основанием для обладания федеральным государственным служащим правом на пенсию за выслугу лет, при наличии у последнего всех других необходимых оснований, закрепленных пенсионным законодательством; признать право на пенсию за выслугу лет федерального государственного служащего с 13 июня 2007г., то есть, со дня рассмотрения Администрацией Президента РФ заявления истца и направлении его " на рассмотрение по компетенции в Пенсионный фонд Российской Федерации".
В обоснование заявленных требований указав, что имеет стаж военной службы в органах ФСБ России около 26 лет и более 4 лет работал в должности полномочного представителя Президента Российской Федерации в Курской области. Указом Президента Российской Федерации от 13 января 1996 года N 40 в соответствии с пунктом "к" статьи 83 Конституции Российской Федерации освобожден от должности. 7 июня 2007 года обратился в Администрацию Президента Российской Федерации с заявлением, в котором просил дать указание о перерасчете ему пенсии как государственному гражданскому служащему, однако его обращение перенаправлено в Пенсионный фонд Российской Федерации для разрешения по существу.
Истец в суд явился, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица в суд явилась, иск не признала.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого как неправильного просит в апелляционной жалобе Куренинов А.А.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения Куренинова А.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями закона.
Как установлено судом 1 инстанции и следует из материалов дела, Куренинов А.А. 19 сентября 1990 года приказом КГБ СССР от 15 августа 1990 года N 413-лс уволен в запас; в период с октября 1991 года по июнь 1994 года состоял в должности представителя Президента Российской Федерации в Курской области, а в период с июня 1994 года по январь 1996 года - в должности полномочного представителя Президента Российской Федерации в Курской области. Указом Президента Российской Федерации от 13 января 1996 года N 40 в соответствии с пунктом "к" статьи 83 Конституции Российской Федерации Куренинов А.А. освобожден от должности.
В суде 1 инстанции истец пояснил, что до настоящего времени получал пенсию за выслугу лет как военнослужащий органов ФСБ России. 7 июня 2007 года Куренинов А.А. направил в Администрацию Президента Российской Федерации заявление, именованное им как "о переоформлении пенсии", в котором просил дать указание на переоформление ему пенсии, предусмотренной федеральным государственным служащим. Указав, что получает пенсию как военнослужащий органов ФСБ России, приложил к заявлению копию трудовой книжки.
23 октября 2007 года на обращение истца из Администрации Президента Российской Федерации поступил ответ, в котором указано, что освобождение истца от должности полномочного представителя Президента Российской Федерации в Курской области было произведено в рамках конституционных полномочий Президента Российской Федерации, в связи с чем рассматривать вопрос о внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 13 января 1996 года N 40 правовых оснований не имеется. Также в ответе сообщалось, что при подготовке проекта нового Федерального закона о пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих и их семей предполагается включить норму, которая бы позволяла лицам, замещавшим должности полномочных представителей Президента Российской Федерации в субъектах Российской Федерации и освобожденным от этих должностей по пункту "к" статьи 83 Конституции РФ, приобрести право на установление пенсии за выслугу лет.
Пенсионный фонд Российской Федерации письмом от 16 июля 2007 года N 06-1236 уведомил Куренинова А.А. об отказе в назначении пенсии по причине того, что в трудовой книжке не указано конкретное основание увольнения с федеральной государственной службы, было предложено уточнить причину увольнения с внесением соответствующих записей в трудовую книжку. После обращения в Администрацию Президента Российской Федерации в адрес истца поступил ответ, в котором указано, что запись в трудовую книжку внесена в точном соответствии с формулировкой указа Президента Российской Федерации
Письмом Управления государственного пенсионного обеспечения государственных служащих Пенсионного фонда Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 06-1236 истцу даны разъяснения на поставленные в его обращении вопросы в консультационном порядке.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" , право на пенсию за выслугу лет имеют федеральные государственные гражданские служащие при стаже государственной гражданской службы не менее 15 лет и увольнении с федеральной государственной гражданской службы по определенным основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В силу статьи 2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", к категории федеральных государственных гражданских служащих, имеющих право на пенсию за выслугу лет, относятся лица, замещавшие должности федеральной государственной гражданской службы, государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности федеральных государственных служащих.
На основании пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", должности федеральной государственной гражданской службы должны быть включены в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы.
До 1 августа 2006 года перечни государственных должностей федеральной государственной службы в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, являющиеся разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, утверждены Указом Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 года N 981.
С 1 августа 2006 года Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" утвержден Реестр должностей федеральных государственных гражданских служащих.
Таким образом, признание гражданина Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим предполагает замещение им должностей (одной из должностей), предусмотренных вышеназванными нормативными правовыми актами, после их принятия и вступления в действие.
Кроме того, поступление гражданина на государственную службу оформляется приказом по государственному органу о назначении его на государственную должность государственной службы, а также делается соответствующая запись в трудовой книжке.
Судом установлено, что истец должности, предусмотренные вышеназванными нормативными правовыми актами, после их принятия и вступления в действие, не замещал; с федеральной государственной службы по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" Куренинов А.А. не увольнялся; замещение должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением также отсутствует.
Разрешая данный спор, суд исходил из того, что полномочия по решению вопросов, связанных с оформлением соответствующих документов, необходимых для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, имеет в соответствии с действующим законодательством только федеральный орган, в котором федеральный государственный гражданский служащий замещал должность федеральной государственной службы непосредственно перед увольнением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходит из того, что суду не представлено доказательств, что истец в период трудовой деятельности имел статус федерального государственного служащего.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации.
В целях реализации указанной статьи Федерального закона был принят Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 2002 года N 1413 "Об утверждении перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих".
В настоящее время, принятый в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 года N 1141, действует Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.
Несмотря на то, что в трудовой деятельности Куренинова А.А. имелись отдельные периоды, которые могли бы быть включены в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, суд, тем не менее, пришел к выводу о том, что наличие у гражданина факта работы в отдельных должностях, предусмотренных названным Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2002 года N 1413 (при отсутствии других условий назначения пенсии за выслугу лет, установленных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в частности, при отсутствии статуса федерального государственного гражданского служащего), не является основанием для предоставления ему права на заявленную пенсию.
При этом суд принял во внимание, что действовавшее до 9 июля 1997 года Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в соответствующем субъекте Российской Федерации согласно Приложению, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 1993 года N 186 прямо не предусматривало, что должность представителя Президента Российской Федерации в Курской области, а, затем, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Курской области, как это имело место в данном деле, относилась к должностям федеральной государственной службы.
На основании пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2003 года N 570, включение в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации, осуществляется по заявлению федерального государственного служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет федеральным государственным органом, в котором этот служащий замещал государственную должность федеральной государственной службы непосредственно перед увольнением.
Вопросы обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих регулируются Правилами обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты, утвержденными Постановлением Минтруда России 30 июня 2003 года N 44.
Процедура обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих регулируется Правилами обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, её назначения и выплаты, утвержденными постановлением Минтруда России 30 июня 2003 года N44.
Согласно пункту 3 вышеназванных Правил, заявление о назначении пенсии за выслугу лет подается в кадровую службу федерального органа государственной власти или его аппарата, в котором федеральный государственный служащий замещал должность федеральной службы перед увольнением, а в случае его реорганизации или ликвидации - в кадровую службу федерального органа, которому переданы функции реорганизованного или ликвидированного органа.
В соответствии с пунктами 7-10 Правил, кадровая служба федерального органа, при наличии права на указанную пенсию, организует оформление справки о размере среднемесячного заработка федерального служащего, справки о должностях, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет, представление к назначению пенсии, и направляет указанные документы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу пункта 12 вышеуказанных Правил обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, её назначения и выплаты, только после представления федеральным органом соответствующих документов, необходимых для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, Пенсионный фонд Российской Федерации: осуществляет проверку правильности оформления представленных документов; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; запрашивает в необходимых случаях от федеральных органов и федеральных служащих недостающие документы, подтверждающие стаж государственной службы (работы); принимает решение о назначении пенсии за выслугу лет либо об отказе в ее назначении на основании совокупности представленных документов.
Суд пришел к выводу, что полномочия по решению вопросов, связанных с назначением пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, в том числе вопросов исчисления стажа государственной гражданской службы, имеет в соответствии с действующим законодательством только федеральный орган, в котором федеральный государственный гражданский служащий замещал должность федеральной государственной службы непосредственно перед увольнением.
Поскольку истец федеральным государственным гражданским служащим Администрации Президента Российской Федерации не являлся и должности в федеральном органе государственной власти или его аппарата не замещал, вышеуказанный пакет документов, необходимых для назначении пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, в адрес Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством не может быть представлен.
Учитывая изложенное, оценив доказательства в их совокупности, принимая во внимание, что Указ Президента Российской Федерации от 13 января 1996 года N 40 не является предметом непосредственного судебного контроля, суд пришел к выводу о том, что законные основания для удовлетворения иска Куренинова А.А. отсутствуют.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.
Разрешая заявленные требования, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, которым дал надлежащую правовую оценку и постановил правильное по существу решение. Нормы материального права судом применены верно, нарушения норм процессуального права - не допущено.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на обстоятельства, которые исследовались судом 1 инстанции и которым дана оценка в соответствии со ст.67 ГПК РФ.
Не усматривая оснований к отмене в соответствии со ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия, руководствуясь ст. ст.328,329 ГПК РФ
О п р е д е л и л а :
Решение Тверского районного суда г.Москвы от 25 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Куренинова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.