Апелляционное определение СК по гражданским делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 29 апреля 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам 3-го окружного военного суда
в составе: председательствующего - Моши А.М., судей: Ушаковой М.В. и Светлова А.Г., при секретаре Павлюковиче В.П., с участием заявителя и его представителя Воронова А.М., представителя Центральной жилищной комиссии ФСО России (ЦЖК ФСО) Никифорова С.В., рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ЦЖК ФСО Никифорова С.В. на решение 94 гарнизонного военного суда от 19 февраля 2013 года, которым частично удовлетворено заявление майора Иванова В. А. об оспаривании отказа ЦЖК ФСО во включении заявителя в список военнослужащих, подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями по месту прохождения военной службы.
Заслушав доклад судьи Светлова А.Г., объяснения представителя ЦЖК ФСО Никифорова С.В., поддержавшего требования апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, а также возражения заявителя и его представителя Воронова А.М. против отмены судебного решения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением ЦЖК ФСО России от 25 декабря 2012 года (протокол _) Иванову, проходящему военную службу по контракту в СКМК ФСО России, было отказано во включении в список военнослужащих, подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями по месту прохождения военной службы.
Данный отказ Иванов, через своего представителя Воронова, оспорил в военный суд, решением которого требования заявителя были частично удовлетворены и на ЦЖК ФСО возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о включении заявителя и членов его семьи в соответствующие списки очередников.
В апелляционной жалобе представитель ЦЖК ФСО Никифоров выражает несогласие с судебным решением, просит его отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований.
По мнению автора жалобы, пунктом 1 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено обязательное основание для получения служебного жилья - прибытие военнослужащего и членов его семьи к новому месту службы, которому Иванов с семьёй не отвечают.
Со ссылками на обстоятельства проживания Иванова на момент поступления на службу в СКМК ФСО в 2004 году в квартире, расположенной в _, куда он был вселён как член семьи собственника данного жилья, в жалобе утверждается о фактической обеспеченности заявителя на тот момент жилым помещением.
Далее в жалобе обращается внимание на отсутствие информации о месте жительства в настоящее время жены и сына заявителя.
В заключение автор жалобы высказывает мнение о неисполнимости требований Иванова о включении его в какие-либо списки очередников, нуждающихся в служебном жилье, ввиду отсутствия в действующем законодательстве понятий "очередь нуждающихся в жилых помещениях" и "списки очередников", касающихся служебных жилых помещений.
Рассмотрев материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно п.1 Правил предоставления служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях в федеральных органах государственной охраны, утвержденных приказом Федеральной службы охраны РФ от 4 августа 2008 года N404, в федеральных органах государственной охраны служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях предоставляются военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", на срок прохождения военной службы по контракту.
В соответствии с абз.2 п.1 ст.15 указанного Федерального закона военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В свою очередь, ЦЖК ФСО - орган, ведающий окончательным рассмотрением жилищных вопросов сотрудников данного ведомства, в своей деятельности обязана руководствоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы жилищного обеспечения граждан (сотрудников) (пп.3 и 5 Положения о жилищных комиссиях федеральных органов государственной охраны, утвержденного приказом Директора ФСО России N307 от 24 июня 2010 года).
По смыслу ч.2 ст.99 ЖК РФ единственным условием предоставления служебных жилых помещений гражданам, имеющим право их получения, является отсутствие у них в собственности, пользовании и владении других жилых помещений в соответствующем населенном пункте.
Право Иванова, назначенного на воинскую должность после окончания в 2004 году военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания, на обеспечение служебным жилым помещением на весь срок службы, установлено абз.4 п.1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Доказательств обеспеченности заявителя жильём в _ - населенном пункте, где дислоцирована СКМК ФСО, в которой Иванов проходит военную службу по контракту, суду представлено не было.
При таких условиях оспариваемый отказ обосновано признан судом незаконным и нарушающим права заявителя, а на ЦЖК ФСО - возложена обязанность по пересмотру принятого решения.
Вопреки ошибочным доводам автора апелляционной жалобы, содержащееся в абз.2 п.1 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" требование об обеспечении прибывших на новое место военной службы военнослужащих служебными жилыми помещениями не позднее трехмесячного срока со дня прибытия, согласно правовой позиции, высказанной в определении Военной коллегии Верховного Суда РФ от 8 февраля 2011 года N202-В10-21, не ограничивает прав остальных военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении, а лишь возлагает на командование обязанность по обеспечению их жильем в указанные сроки.
Что касается прав, имевшихся у Иванова относительно квартиры в _, в которой он был зарегистрирован с членами семьи до июня 2012 года, то они, исходя из положений ч.2 ст.99 ЖК РФ, не препятствовали признанию заявителя с членами семьи нуждающимся в служебном жилье.
Поскольку суд первой инстанции возложил на ЦЖК ФСО лишь обязанность повторно рассмотреть просьбу Иванова о признании его с членами семьи нуждающимся в служебном жилье, ничто не препятствует выяснению при этом места фактического проживания его жены и сына в целях признания их нуждающимися в служебном жилье в составе семьи заявителя. В данной связи соответствующие доводы апелляционной жалобы об отсутствии доказательств нахождения указанных лиц в _ преждевременны и сами по себе о неправильности обжалуемого судебного решения не свидетельствуют.
Утверждения автора жалобы об отсутствии в действующем законодательстве понятий "очередь нуждающихся в жилых помещениях" и "списки очередников", касающихся служебного жилья, а также - о неисполнимости в связи с этим требований заявителя, надуманы, поскольку упомянутые понятия являются составляющими института жилищного учета, тогда как разрешение вопросов связанных с его ведением возлагается на ЦЖК ФСО пунктом 5 Положения о жилищных комиссиях федеральных органов государственной охраны.
Следует отметить, что ЦЖК ФСО Иванову было отказано именно во включении в список военнослужащих, подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями по месту прохождения военной службы, из чего следует наличие такого списка очередников в ФСО России.
Оснований, указанных в ч.4 ст.330 ГПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного решения, из материалов дела не усматривается.
При таких обстоятельствах иные доводы апелляционной жалобы также не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение 94 гарнизонного военного суда от 19 февраля 2013 года по заявлению майора Иванова В. А. об оспаривании отказа ЦЖК ФСО во включении заявителя в список военнослужащих, подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями по месту прохождения военной службы, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ЦЖК ФСО Никифорова С.В. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.