Апелляционное определение СК по гражданским делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 06 мая 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам 3 окружного военного суда в составе: председательствующего - Массина А.И., судей Пересады А.Н. и Томашевича В.В., при секретаре Шаманаеве А.В., рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе командира войсковой части _ Бариева Р.А. на решение Знаменского гарнизонного военного суда от 20 февраля 2013 года, которым удовлетворено заявление майора Шкарина И. В. об оспаривании действий командира войсковой части _, связанных с прекращением выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Томашевича В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шкарин, заключивший первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года и не обеспеченный служебным жилым помещением по месту ее прохождения в _, обратился в военный суд с заявлением, в котором, с учетом уточнений, просил признать незаконным решение командира войсковой части _ о прекращении выплаты денежной компенсации за наем жилья (далее - денежная компенсация), обязать названное должностное лицо восстановить его нарушенное право и издать приказ о выплате денежной компенсации за период с 22 ноября 2012 года по 31 января 2013 года на состав семьи из трех человек.
Суд эти требования удовлетворил полностью, признав оспоренные действия командира войсковой части _ незаконными и возложил на него обязанность издать соответствующий приказ, а также взыскал судебные расходы.
Не соглашаясь с принятым судебным решением, командир войсковой части _ Бариев подал апелляционную жалобу, в которой просит это решение отменить в связи с нарушением норм материального права и отказать в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей просьбы автор жалобы, давая свой анализ и комментарий примененных судом первой инстанции норм жилищного законодательства, утверждает, что заявителю в 2012 году дважды предлагались пригодные для проживания жилые помещения, от которых Шкарин необоснованно отказался, что послужило основанием для прекращения выплаты денежной компенсации.
В этой связи в жалобе обращается внимание на то, что уполномоченным органом - ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" по _ (далее - ФГКУ "ЮРУЖО") 3 октября и 21 ноября 2012 года Шкарину на его семью из 3-х человек предлагались жилые помещения, расположенные по месту службы заявителя, общей площадью 43,67 кв. м. и 52,8 кв.м. соответственно, площадь которых соответствовала норме предоставления жилого помещения - 14 кв. м. общей площади, установленной органами местного самоуправления в _.
Кроме того, автор жалобы утверждает, что при разрешении спора следовало применять не установленные федеральным законодательством и законом _ нормы предоставления жилого помещения, а нормы, установленные органом местного самоуправления _.
В возражениях на жалобу, поданных заявителем, высказывается просьба об оставлении решения без изменения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, а также возражения на неё, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что военнослужащие - граждане, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 г. и совместно проживающие с ними члены их семей на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями, предоставление которых осуществляется в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 3 той же статьи военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы, до получения жилых помещений регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей и им до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Специализированные жилые помещения, к числу которых ст. 99 Жилищного кодекса РФ относит и служебные жилые помещения, предоставляются, согласно пункту 1 той же статьи, только на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления).
Между тем, таких полномочий, как это видно из материалов дела, у ФГКУ "ЮРУЖО" не имелось, поскольку весь жилой фонд _, в том числе и жилые помещения, которые предлагались Шкарину, на основании Распоряжения Правительства РФ от 21 апреля 2003 года N 496-р, были переданы с 12 января 2005 года ( _) в собственность муниципального образования _.
Кроме того, в отношении доводов апелляционной жалобы о нормах предоставления служебных жилых помещений судебная коллегия отмечает следующее.
Жилищный кодекс РФ не содержит конкретных норм предоставления служебных жилых помещений, поскольку такие помещения предоставляются гражданам, как указано в ст. 104 кодекса, в виде отдельной квартиры.
Между тем, как правильно отметил в решении суд первой инстанции, пунктами 3 и 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений (приложение N 2 к Приказу МО РФ N 1280 от 30 сентября 2010 года, далее - Инструкция) установлено, что служебные жилые помещения предоставляются военнослужащим и членам их семей не ниже норм предоставления площади жилого помещения при предоставлении жилых помещений по договору социального найма, установленных статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", то есть не ниже 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека и только в случае невозможности предоставления служебных жилых помещений по этим нормам, при их согласии могут предоставляться меньшие по площади служебные жилые помещения.
Поскольку предлагаемые жилые помещения не соответствовали вышеуказанным условиям, которые были определены в Инструкции, то есть их размер был менее 54 квадратных метров общей площади жилого помещения (3х18=54) и не было получено согласия Шкарина на их предоставление, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для прекращения выплаты заявителю денежной компенсации.
Другие доводы, приведенные в жалобе, связанные с иным пониманием норм жилищного законодательства на законность и обоснованность решения суда первой инстанции не влияют.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Знаменского гарнизонного военного суда от 20 февраля 2013 года, которым удовлетворено заявление майора Шкарина И. В. об оспаривании действий командира войсковой части _, связанных с прекращением выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения, оставить без изменения, а апелляционную жалобу командира войсковой части _ - без удовлетворения.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.