Апелляционное определение СК по гражданским делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 02 апреля 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам 3 окружного военного суда в составе: председательствующего - Моши А.М., судей - Пересады А.Н. и Ракова А.В., при секретаре Павлюковиче В.П., рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца и его представителя Злобина А.А. на решение 26 гарнизонного военного суда от 19 января 2012 года об отказе в удовлетворении искового заявления Жундикулаковой К.А. к войсковой части N о взыскании задолженности по выплате районного коэффициента 1,4 к ее заработной плате и компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Ракова А.В., судебная коллегия, -
УСТАНОВИЛА:
Жундикулакова обратилась в суд с исковым заявлением, в котором указала, что в период работы в войсковой части N заработная плата ей выплачивается без учета районного коэффициента 1,4, установленного в городе Байконур к заработной плате рабочих и служащих городских предприятий.
Полагая свои права нарушенными, истец просила суд взыскать с указанной части в ее пользу:
- задолженность в сумме 241 286 руб. 40 коп по выплате районного коэффициента 1,4 к заработной плате за период с 30 декабря 2008 года по день обращения в суд, а также компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.;
- сумму процентов (денежной компенсации) за неполную и несвоевременную выплату заработной платы в размере не ниже одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Также истец просила обязать указанную воинскую часть в дальнейшем выплачивать ей заработную плату с учетом этого районного коэффициента.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении этих требований Жундикулаковой полностью отказал.
Не соглашаясь с таким решением, истец и ее представитель в своей апелляционной жалобе просят его отменить ввиду неправильного применения норм материального права и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы ее авторы, ссылаясь на статьи Конституции РФ, Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон "О статусе военнослужащих", Федеральный закон от 30 декабря 2006 года N 284-ФЗ, Закон РФ от 19 февраля 1993 года N 4520-1, распоряжение Совета Министров СССР от 20 июля 1987 года N 1644 РС, постановление Совета Министров СССР от 6 апреля 1988 года N 445, постановления Правительства РФ от 1 октября 1994 года N 1122, от 30 декабря 2000 года N 1027 и от 17 апреля 2006 года N 216, приказ Минобороны России от 10 ноября 2008 года N 555, международные Соглашения между Правительством Российской Федерации и правительством Республики Казахстан и другие нормативные акты и международные договоры, давая приведенным нормам и оспариваемому судебному решению свой подробный анализ и комментарий, делают вывод о том, что суд неверно истолковал нормы материального права, которые регулируют спорные правоотношения. Так, изложив анализ действующего законодательства, Жундикулакова и Злобин указывают, что распоряжением Совета Министров СССР N 1644 РС от 20 июля 1987 года, в г. Ленинске (ныне Байконур) установлен районный коэффициент 1,4 к денежному довольствию военнослужащих и заработной плате рабочих и служащих, работающих на предприятиях г. Байконур. Это распоряжение действует и в настоящее время, а поэтому заработная плата должна ей начисляться с учетом названного коэффициента.
Далее в жалобе указывается, что гарнизонный военный суд, отказывая в исковых требованиях, не принял во внимание то, что районный коэффициент 1,4 выплачивается военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации космодрома "Байконур" и гражданскому персоналу, работающему в отдельных организациях и учреждениях города, что свидетельствует о дискриминации служащих и рабочих воинских частей космодрома. При этом, по мнению авторов апелляционной жалобы, надбавки к должностному окладу в размере 30 % за работу в районе экологического кризиса и 50 % за обеспечение космических программ, которыми обеспечивается гражданский персонал воинских частей, дислоцирующихся на космодроме "Байконур" и в "адрес", являются самостоятельными дополнительными выплатами, а не альтернативой истребуемому районному коэффициенту, в связи с чем не могут его заменять.
По убеждению истца и ее представителя, не может служить основанием для отказа суда в предъявленных требованиях, что г. Байконур не входит в перечень районов Крайнего Севера РФ и приравненных к ним территориям, а также то обстоятельство, что отсутствует единый нормативный акт, определяющий размеры районных коэффициентов, поскольку войсковая часть N и космодром "Байконур" фактически дислоцируются в зоне экологического бедствия "Приаралье", то есть в месте, которое законодательством Республики Казахстан отнесено к неблагоприятным и где осуществляется компенсация заработной платы всему населению.
Рассмотрев материалы дела, и, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Вопреки мнению в жалобе, в ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 284-ФЗ "О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях" прямо указано, что в случае размещения воинских формирований в местностях, которые в соответствии с законодательством государства пребывания признаны местностями с неблагоприятными климатическими либо экологическими условиями, к заработной плате лиц, работающих в воинских формированиях, устанавливаются коэффициенты (районные, за военную службу (работу) в высокогорных районах, безводных и пустынных местностях) и (или) выплачиваются процентные надбавки в размерах и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в соответствии с перечнем должностей, определяемым соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Во исполнение вышеуказанного закона Министром обороны РФ издан приказ N 555 от 10 ноября 2008 года, согласно п. 55 приложения N 2 которого, гражданскому персоналу, работающему в воинских частях, находящихся на космодроме "Байконур" и в г. Ленинске, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) за работу в районе экологического кризиса в размере 30% должностного оклада (тарифной ставки), а за обеспечение космических программ - 50% должностного оклада (тарифной ставки).
По делу установлено, что вышеуказанными выплатами истец обеспечен в полном объеме.
При анализе положений распоряжения Совета Министров СССР от 20 июля 1987 года N 1644 РС судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что взамен выплаты районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций, учреждений и воинских частей, расположенных в г. Ленинске Казахской ССР (ныне г. Байконур), могут применяться процентные надбавки в размерах и порядке, которые установлены Правительством РФ, что и осуществлено вышеприведенным приказом Минобороны России N 555 от 10 ноября 2008 года.
Получение военнослужащими воинских частей, дислоцированных на космодроме "Байконур" и в г. Приозерске Карагандинской области Республики Казахстан, пенсионерами, государственными служащими, сотрудниками органов внутренних дел, проходящими службу или работающими на космодроме "Байконур", заработной платы с учетом районного коэффициента, а также социальных выплат гражданским персоналом войсковой части N, единовременных и ежемесячных пособий с учетом районного коэффициента, на что указывается в жалобе, прямо предусмотрено в специальных нормативных правовых актах, регулирующих вопросы оплаты труда указанных категорий граждан, в частности, ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", и касается исключительно лиц перечисленных категорий, к которым истец не относится.
При таких обстоятельствах правовых оснований для выплаты гражданскому персоналу, работающему в воинских частях и иных органах Министерства обороны РФ, дислоцирующихся на космодроме "Байконур" и в "адрес", районного коэффициента 1,4 к заработной плате не имеется, и, следовательно, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что права истца в данном случае не нарушены.
В силу этого доводы Жундикулаковой и Злобина о дискриминации прав истца, которую они связывали с неполучением ею оспариваемого районного коэффициента, суд находит беспочвенными.
Не свидетельствует о незаконности оспариваемого судебного постановления и ссылка в жалобе на Закон Республики Казахстан от 30 июня 1992 года "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье", поскольку истец, хотя и является гражданкой Республики Казахстан, однако, работает в российской организации и поэтому, в соответствии с Соглашением от 12 октября 1998 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан "О социальных гарантиях граждан Российской Федерации и Республики Казахстан, проживающих и/или работающих на комплексе "Байконур", на нее распространяется законодательство Российской Федерации.
Ссылки в жалобе на иные законодательные и нормативные правовые акты, не устанавливающие, вопреки мнению ее авторов об обратном, право истца на получение районного коэффициента, законность и обоснованность судебного решения под сомнение не ставят.
В связи с отказом в удовлетворении основного требования истца, судом первой инстанции обоснованно принято решение об отказе в удовлетворении и иных вышеуказанных сопутствующих требований по делу.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение 26 гарнизонного военного суда от 19 января 2012 года об отказе в удовлетворении искового заявления Жундикулаковой К.А. к войсковой части N о взыскании задолженности по выплате районного коэффициента 1,4 к ее заработной плате и компенсации морального вреда - оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца и ее представителя Злобина А.А. - без удовлетворения.
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.