Заместитель председателя Алтайского краевого суда Ермаков Э.Ю., рассмотрев жалобу в порядке надзора представителя общества с ограниченной ответственностью "Алтайские лотерейные системы" - Андрющенко Ю.А. на постановление мирового судьи судебного участка N 3 Ленинского района г.Барнаула Алтайского края от 27 сентября 2012 года и решение судьи Ленинского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 25 декабря 2012 года, которыми
Общество с ограниченной ответственностью "Алтайские лотерейные системы", расположенное по адресу: "адрес",
признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 710 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении от 16 августа 2012 года ООО "Алтайские лотерейные системы" 24 июля 2012 года в нежилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", организовывались и проводились азартные игры с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, тем самым допущено нарушение требований ст.ст. 5, 9, 13 Федерального закона от 29 июня 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Постановлением мирового судьи, измененным решением судьи районного суда путем исключения назначенного наказания в виде конфискации игрового оборудования, ООО "Алтайские лотерейные системы" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - организация и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи, в том числе подвижной связи.
В надзорной жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, представитель ООО "Алтайские лотерейные системы" - Андрющенко Ю.А. просит вступившие в законную силу судебные постановления отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что процесс проведения розыгрыша лотереи не является осуществлением азартных игр; квитанции с заложенными в них выигрышами изготавливаются до проведения розыгрыша, в связи с чем выигрышность квитанций определяется в момент их изготовления, а не в момент проведения розыгрыша; выдача посетителю лотерейного клуба идентификационной магнитной карты участника не противоречит условиям лотереи; судьями необоснованно отказано в назначении по делу экспертизы с целью выяснения вопроса о возможности применения оборудования для осуществления азартной игры; в оборудовании, используемом ООО "Алтайские лотерейные системы", отсутствует устройство, определяющее случайным образом материальный выигрыш без участия организатора азартных игр, а потому оно не является игровым; деятельность по организации лотерей является одним из видов деятельности по организации азартных игр, а потому ей также присуще наличие риска; в материалах дела отсутствуют объяснения участников лотереи; нарушение условий проведения лотереи могло быть установлено Федеральной налоговой службой; протокол об административном правонарушении составлен с нарушением сроков.
Изучив материалы административного дела, ознакомившись с доводами жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу.
Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" определяет правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливает ограничения на осуществление данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Согласно статье 4 указанного Федерального закона, определяющей основные понятия, азартная игра представляет собой основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры (пункт 1); деятельность по организации и проведению азартных игр - деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры (пункт 6).
Согласно ч.ч.1, 2, 4 ст.5 названного Федерального закона деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Игорные зоны не могут быть созданы на землях поселений (ч.5 названной статьи).
Согласно ст.1, 2 Закона Алтайского края N56-ЗС от 14 июня 2007 года "Об ограничении деятельности по организации и проведению на территории Алтайского края азартных игр" на территории Алтайского края запрещается деятельность по организации и проведению азартных игр в казино с использованием игровых столов, в букмекерских конторах и тотализаторах. Настоящий закон не распространяется на деятельность по организации и проведению азартных игр, осуществляемую на территории игорной зоны.
На территории Алтайского края игорная зона "Сибирская монета" располагается в Алтайском районе Алтайского края, в г.Барнауле Алтайского края организация азартных игр не допускается.
Частью 1 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за организацию и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи, в том числе подвижной связи.
Как усматривается из материалов дела и установлено мировым судьей, ООО "Алтайские лотерейные системы" является оператором проведения всероссийской негосударственной бестиражной лотереи "Ринг" на основании договора N 1/11-АЛС-О/3 от 08 ноября 2011 года, заключенного с ООО " Бингостар" (л.д. 115-120).
В соответствии с п.2.1 указанного договора Оператор лотереи за оговоренное вознаграждение принял на себя обязательства в течение срока действия договора, действуя от имени, за счет и по поручению Организатора лотереи, осуществить мероприятия по проведению лотереи.
В соответствии с п. 3.1.2 договора Оператор лотереи обязан осуществлять проведение лотереи в строгом соответствии с требованиями норм действующего законодательства Российской Федерации, условиями договора, указаниями Организатора лотереи.
Вместе с тем, Оператором всероссийской негосударственной бестиражной лотереи "Ринг" под видом проведения лотереи осуществлялась деятельность по организации и проведению азартных игр в нежилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", с использованием оборудования (моноблоков приема наличности " BAMS"). При этом ООО "Алтайские лотерейные системы" лотерейные билеты не изготавливались, определить, является ли лотерейный билет (квитанция) выигрышным, невозможно. Результат становится известен после совершения игроком определенных (игровых) комбинаций.
Должностными лицами в ходе проведения проверки установлен следующий порядок организации деятельности: для участия в лотерее участнику выдается специальная идентификационная карта. На данную карту участник лотереи зачисляет денежные средства в кассе клуба. Для начала розыгрыша лотереи карта помещается в считыватель электронного терминала. После этого, нажимая на клавиши управления на панели терминала, участник выбирает вид лотереи, может ознакомиться с ее правилами, принять условия проведения, принять участие в игре путем приобретения квитанции. После приобретения квитанции на экране терминала отображается процесс открытия игровых окон сегментов квитанции, и идут мультипликационные заставки, основанные на принципах игры "Бинго" с визуализацией выпадения шариков с лотерейными символами.
Таким образом, характер осуществляемой обществом деятельности свидетельствует о том, что ООО "Алтайские лотерейные системы" не проводит лотерею "Ринг", а лишь использует документацию ООО " Бингостар" для прикрытия незаконной деятельности по организации азартных игр, проводимые игры носят азартный характер, поскольку возможность стать участником игры обусловлена внесением наличных денежных средств на карту, посетитель фактически заключает соглашение о возможности выигрыша, основанное на риске утраты внесенной денежной суммы, что является признаком азартной игры.
Указанные обстоятельства подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 16 августа 2012 года (л.д. 2), рапортом инспектора Центра ИАЗ УМВД России по г.Барнаулу (л.д.4), рапортом о сообщении (л.д.5), протоколом осмотра места происшествия от 24 июля 2012 года (л.д.6-9), материалами фототаблицы (л.д.10-17), протоколом ареста товаров, транспортных средств и иных вещей (л.д.18), письменными объяснениями понятой О,, а также клиента развлекательного клуба - К. (л.д.28, 32), оцененными мировым судьей по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств в совокупности с иными материалами дела (ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из изложенного следует, что вывод мирового судьи о наличии в действиях ООО "Алтайские лотерейные системы" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
Довод жалобы о том, что выигрышность квитанций определяется не в момент розыгрыша, а в момент изготовления этих квитанций, является бездоказательной. Кроме того, в ООО "Алтайские лотерейные системы" без специального оборудования невозможно участие в розыгрыше, что само по себе противоречит сути бестиражной лотереи.
Не может повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений и то обстоятельство, что мировым судьей не назначалась экспертиза, поскольку в материалах дела достаточно письменных доказательств, подтверждающих наличие вины ООО "Алтайские лотерейные системы" во вмененном правонарушении. При этом, учитывая, что соответствии с пунктом 16 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N244-ФЗ любые устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр, признаются игровым оборудованием, само по себе неиспользование при осуществлении такой деятельности специально предназначенного для этого оборудования (в том числе именно игровых аппаратов), а использование другого оборудования, не будет свидетельствовать о том, что обществом проводилась лотерея, а не организация азартных игр.
Является несостоятельной и ссылка заявителя на то, что выдача посетителю лотерейного клуба идентификационной магнитной карты участника не противоречит условиям лотереи, ввиду следующего.
Федеральный закон от 11 ноября 2003 года N138-ФЗ "О лотереях" предусматривает различные виды лотерей, которые определяются в зависимости от способа ее проведения, способа формирования призового фонда лотереи, территории ее проведения, организатора лотереи и технологии проведения лотереи.
Лотерея в зависимости от способа ее проведения подразделяется на тиражную, бестиражную и комбинированную (ст. 3 названного Федерального закона).
Тиражная лотерея - лотерея, в которой розыгрыш призового фонда лотереи между всеми участниками лотереи проводится единовременно после распространения лотерейных билетов.
Бестиражной лотереей, является лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются на стадии их изготовления, то есть до начала их распространения среди участников лотереи. При проведении бестиражной лотереи участник такой лотереи может непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета определить, является его лотерейный билет выигрышным или нет.
Для того чтобы определить, является ли приобретенный лотерейный билет бестиражной лотереи выигрышным, в соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона "О лотереях" необходимо выявить нанесенные на игровое поле скрытые символы и надписи и сопоставить выявленную информацию с условиями розыгрыша призового фонда лотереи.
Из анализа указанных правовых норм следует, что участник бестиражной лотереи идентифицируется до проведения розыгрыша путем приобретения персонифицированного документа (лотерейного билета), который в момент производства (изготовления билета) определяется как выигрышный или невыигрышный.
При этом применение лотерейного оборудования при проведении бестиражной лотереи законом не допускается.
Кроме того, ст.12 Федерального закона "О лотереях" в качестве одного из обязательных реквизитов, который должен содержать лотерейный билет, предусмотрены выдержки из условий лотереи, достаточные для формирования у участника лотереи адекватного представления о лотерее, об алгоритме определения выигрыша, о размере выигрыша и порядке его получения.
Однако в рамках настоящего дела установлено, что условия лотереи становятся доступными для участника лотереи только после зачисления на карту денежных средств и помещения ее в электронный терминал, что также является элементом игры.
Противоречит фактическим обстоятельствам дела, а потому подлежит отклонению, и суждение, содержащееся в жалобе, о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что изъятые моноблоки использовались для осуществления игры.
Довод жалобы о том, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением сроков, установленных ст. 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может быть признан состоятельным ввиду того, что согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными.
Утверждение заявителя о том, что нарушение условий проведения лотереи могло быть установлено Федеральной налоговой службой, также подлежит отклонению, так как для данного дела правовое значение имеет факт осуществления ООО "Алтайские лотерейные системы" противоправной деятельности под видом лотереи, который подлежит установлению судом, а не соответствие Условий проведения лотереи требованиям действующего законодательства.
Ссылка в жалобе на то, что деятельность по организации лотерей является одним из видов деятельности по организации азартных игр, а потому ей также присуще наличие риска, не может быть признана состоятельной ввиду того, что определение тиражной лотереи, приведенное в Федеральном законе N 138-ФЗ "О лотереях", не позволяет признать ее основанной на риске игрой.
Безосновательно и указание представителя ООО "Алтайские лотерейные системы" на то, что в материалах дела отсутствуют объяснения участников лотереи, поскольку таковые, наряду с иными письменными доказательствами, имеются в деле (л.д.32).
Законность и обоснованность постановления мирового судьи проверены судьей районного суда в полном объеме в соответствии с положениями ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с учетом доводов жалобы заявителя.
Поскольку существенных нарушений требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не допущено, оснований для отмены вынесенных по делу судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 3 Ленинского района г.Барнаула Алтайского края от 27 сентября 2012 года и решение судьи Ленинского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 25 декабря 2012 года оставить без изменения, надзорную жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью "Алтайские лотерейные системы" - Андрющенко Ю.А. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Алтайского краевого суда Э.Ю. Ермаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.