Заместитель председателя Алтайского краевого суда Ермаков Э.Ю., рассмотрев жалобу в порядке надзора представителя общества с ограниченной ответственностью "Алтайские лотерейные системы" - Андрющенко Ю.А. на постановление мирового судьи судебного участка N 1 Центрального района г.Барнаула Алтайского края от 30 августа 2012 года и решение судьи Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 15 ноября 2012 года, которыми
Общество с ограниченной ответственностью "Алтайские лотерейные системы", расположенное по адресу: "адрес" офис 4,
признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты",
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении от 09 августа 2012 года ООО "Алтайские лотерейные системы" 27 июля 2012 года в нежилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", п "адрес", организовывались и проводились азартные игры с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, тем самым допущено нарушение требований ст.ст. 5, 9, 13 Федерального закона от 29 июня 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Постановлением мирового судьи, оставленным без изменения решением судьи районного суда, ООО "Алтайские лотерейные системы" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - организация и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи, в том числе подвижной связи.
В надзорной жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, представитель ООО "Алтайские лотерейные системы" - Андрющенко Ю.А. просит вступившие в законную силу судебные постановления отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что процесс проведения розыгрыша лотереи не является осуществлением азартных игр; квитанции с заложенными в них выигрышами изготавливаются до проведения розыгрыша, в связи с чем выигрышность квитанций определяется в момент их изготовления, а не в момент проведения розыгрыша; выдача посетителю лотерейного клуба идентификационной магнитной карты участника не противоречит условиям лотереи; судьями необоснованно отказано в назначении по делу экспертизы с целью выяснения вопроса о возможности применения оборудования для осуществления азартной игры; в оборудовании, используемом ООО "Алтайские лотерейные системы", отсутствует устройство, определяющее случайным образом материальный выигрыш без участия организатора азартных игр, а потому оно не является игровым; деятельность по организации лотерей является одним из видов деятельности по организации азартных игр, а потому ей также присуще наличие риска; протокол об административном правонарушении не содержит сведений о собственнике игрового оборудования, что делает невозможным применение такого вида наказания как конфискация; в материалах дела отсутствуют объяснения участников лотереи, а также документы, подтверждающие организацию и проведение азартных игр; нарушение условий проведения лотереи могло быть установлено Федеральной налоговой службой; протокол об административном правонарушении составлен с нарушением сроков.
Изучив материалы административного дела, ознакомившись с доводами жалобы, прихожу к выводу о наличии оснований для ее частичного удовлетворения.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч. 1 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 настоящего Кодекса).
Частью 1 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за организацию и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи, в том числе подвижной связи.
Правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и ограничения на осуществление данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Согласно статье 4 указанного Федерального закона, определяющей основные понятия, азартная игра представляет собой основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры (пункт 1); деятельность по организации и проведению азартных игр - деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры (пункт 6).
Согласно ч.ч.1, 2, 4 ст.5 названного Федерального закона деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно ст.1, 2 Закона Алтайского края N56-ЗС от 14 июня 2007 года "Об ограничении деятельности по организации и проведению на территории Алтайского края азартных игр" на территории Алтайского края запрещается деятельность по организации и проведению азартных игр в казино с использованием игровых столов, в букмекерских конторах и тотализаторах. Настоящий закон не распространяется на деятельность по организации и проведению азартных игр, осуществляемую на территории игорной зоны.
На территории Алтайского края игорная зона "Сибирская монета" располагается в Алтайском районе Алтайского края, в г.Барнауле Алтайского края организация азартных игр не допускается.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении и установлено мировым судьей, 27 июля 2012 года в нежилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", п "адрес", ООО "Алтайские лотерейные системы" были организованы и проведены азартные игры с использованием игрового оборудования вне игорной зоны под видом стимулирующей Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи "Ринг". Указанные действия ООО "Алтайские лотерейные системы" квалифицированы по ч. 1 ст. 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при этом в качестве административного наказания обществу, наряду со штрафом, назначена и конфискация игрового оборудования.
Между тем, соглашаясь с назначенным мировым судьей ООО "Алтайские лотерейные системы" административным наказанием в виде штрафа в размере "данные изъяты", судья районного суда не учел следующее.
Согласно части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.
Санкцией части 1 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией игрового оборудования.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2011 года N 6-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 3.7 и части 2 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "СтройКомплект" положения части 2 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признаны не соответствующими частям 1 и 3 статьи 35, части 1 статьи 46, части 2 статьи 54 и части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой эти положения во взаимосвязи с частью 1 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допускают в качестве административного наказания конфискацию орудия совершения административного правонарушения, принадлежащего на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в законной процедуре виновным в его совершении.
В силу правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01 марта 2012 года N 404-О-О, этот вывод, направленный на защиту конституционных прав собственников имущества, носит общий характер и, в частности, распространяется на любые административные правоотношения в сфере предпринимательской деятельности, связанные с возможностью назначения административного наказания в виде конфискации орудия совершения правонарушения, совершенного лицом, не являющимся собственником этого имущества.
В соответствии со статьями 6 и 87 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" положения нормативных правовых актов, признанные решением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
При этом Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 314-ФЗ, вступившим в силу 11 января 2013 года, в статью 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях введена часть 4, согласно которой конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 настоящего Кодекса.
Ни протокол об административном правонарушении, ни иные материалы дела не содержат сведений о собственнике игрового оборудования, изъятого 27 июля 2012 года из помещения *** по п "адрес" в "адрес" Алтайского края, а также о том, на каком основании ООО "Алтайские лотерейные системы" использовало оборудование.
Отклоняя довод ООО "Алтайские лотерейные системы" об отсутствии в протоколе об административном правонарушении сведений о собственнике конфискованного оборудования, судья районного суда сослался на то, что привлекаемым лицом не представлено доказательств, подтверждающих принадлежность моноблоков иному лицу, что, однако, противоречит принципу презумпции невиновности, закрепленному в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, судьей районного суда не выполнены в полном объеме требования ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 15 ноября 2012 года не может быть признано законным и подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в тот же суд, в ходе которого судье следует учесть вышеизложенное, установить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установить, является ли ООО "Алтайские лотерейные системы" собственником игрового оборудования, и вынести решение в соответствии с законом.
Иные доводы заявитель не лишен возможности привести в обоснование своей позиции при новом рассмотрении дела судьей районного суда.
Руководствуясь п. 3 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
надзорную жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью "Алтайские лотерейные системы" - Андрющенко Ю.А. удовлетворить частично.
Решение судьи Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 15 ноября 2012 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Заместитель председателя
Алтайского краевого суда Э.Ю. Ермаков
Справка:
судья районного суда Новикова М.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.