Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Еремина В.А.,
судей Ковалюк Л.Ю., Бредихиной С.Г.,
при секретаре Горской О.В.,
с участием прокурора Москалевой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу территориального общественного самоуправления микрорайона " "данные изъяты"" Индустриального района города Барнаула на решение Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 20 февраля 2013 года
по делу по иску Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к территориальному общественному самоуправлению микрорайона " "данные изъяты"" Индустриального района города Барнаула об обязании представить на утверждение проект зон санитарной охраны источников водоснабжения.
Заслушав доклад судьи Ковалюк Л.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алтайский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к территориальному общественному самоуправлению микрорайона " "данные изъяты"" Индустриального района города Барнаула (ТОС микрорайона " "данные изъяты"") об обязании представить на утверждение в Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края проект зон санитарной охраны источников водоснабжении, указанных в лицензии на пользование недрами БАР 02146 ВЭ, подготовить документы в соответствии с п. 2.1, п. 2.2 Порядка утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов и установления границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 31.05.2010 N 233.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 17.10.2011 ТОС микрорайона " "данные изъяты"" на основании лицензии БАР 02146 ВЭ представлено право пользования недрами с целью разведки и добычи питьевых подземных вод одиночными скважинами на Малиновом участке Барнаульского месторождения для хозяйственно- питьевого водоснабжения микрорайона " "данные изъяты"". Добыча подземных вод осуществляется с использованием двух эксплуатационных скважин N Б-1/2003 и NБР-637, расположенных на западной окраине г. Барнаула. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Проекты зон санитарной охраны (далее по тексту ЗСО) разрабатываются в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого значения". Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, которое утверждается в порядке, регламентированном постановлением администрации Алтайского края от 31.05.2010 N 233 (далее - Порядок). Требования к заявлению об утверждении проекта ЗСО и прилагаемым документам установлены вп.2.1-п.2.2 Порядка. В нарушении приведенных положений ТОС микрорайона " "данные изъяты"" Индустриального района г. Барнаула не представило на утверждение в Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края проект ЗСО, источники хозяйственно-питьевого водоснабжения эксплуатируются ответчиком без установленных в предусмотренном законодательстве порядке границ и режима зон охраны таких источников.
Решением Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 20 февраля 2013 года иск удовлетворен. ТОС микрорайона " "данные изъяты"" обязано представить на утверждение в Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского на утверждение проект зон санитарной охраны источников водоснабжения, указанных в лицензии на пользование недрами БАР 02146 ВЭ, подготовив документы в соответствии с п. 2.1, п. 2.2 Порядка утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов и установления границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 31.05.2010 N 233, в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе ТОС микрорайона " "данные изъяты"" просит отменить решение, отказать в иске полностью, в обоснование указывает, что решением 15-й отчетной конференции ТОС микрорайона " "данные изъяты"" от 27.03.2011г. спорные объекты водоснабжения признаны бесхозяйным имуществом.
Водоснабжение населения относится к вопросам местного значения. Судом отказано в удовлетворении ходатайства о привлечении третьими лицами Администрации города Барнаула, Комитета по управлению муниципальной собственностью города Барнаула, таким образом, суд не выяснил, кто является собственником водозаборов.
Поскольку ответчик не является их собственником, то не обязан содержать объекты до регистрации права муниципальной собственности. Кроме того, ни одна из норм права, на которые сослался суд, не устанавливает обязанности территориального общественного самоуправления представить на утверждение проект зон санитарной охраны источников водоснабжения.
По смыслу ст.27 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на территориальное общественное самоуправление не может быть возложена обязанность по самостоятельному решению вопросов местного значения. При этом никакие договоры с ТОС микрорайона " "данные изъяты"" о передаче соответствующих полномочий с предоставлением соответствующих средств из местного бюджета не заключались.
Возложение обязанности подготовить новый проект санитарных зон повлечет необходимость несения затрат. Между тем, ТОС является некоммерческой организацией, существующей за счет средств жителей микрорайона.
Суд не дал оценки существующему проекту зон санитарной охраны водозабора и экспертному заключению по указанному проекту, подтверждающим, что санитарная зона водозабора соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения". Соответствие требованиям установлено на основании имеющегося проекта 2006г.
Порядок утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов и установления границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утвержден постановлением Администрации Алтайского края от 31.05.2010 N 233. Таким образом, к моменту утверждения названного Порядка проект зон санитарной охраны водозабора ТОС микрорайона " "данные изъяты"" был уже разработан, прошел необходимые согласования, на его основании выдано санитарно-эпидемиологическое заключение. Вновь принятый нормативный акт не может иметь обратной силы и применяться к отношениям, возникшим до его принятия.
В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор просит оставить решение без изменения, указывает на необоснованность жалобы.
Рассмотрев дело в соответствии с абзацем первым ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы, выслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу, что ТОС микрорайона " "данные изъяты"" является организацией, эксплуатирующей источники хозяйственно-питьевого водоснабжения в отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны, в связи с чем возложил на ответчика обязанность предоставить на утверждение проект зон санитарной охраны источников водоснабжения. Решение суда апелляционная инстанция находит правомерным.
В соответствии с ч.1 ст.27 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
В соответствии с п.3 ч.8 указанной статьи органы территориального общественного самоуправления могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета.
Аналогичные положения содержатся в ст.29 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края.
В силу ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно- эпидемиологическим требованиям.
Пунктом 1 ст.34 Федерального закона от 10.02.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Данным требованиям корреспондируют положения других нормативных актов. Так, зоны санитарной охраны позволяют обеспечить соответствующее качество питьевой воды.
В соответствии с ч.2 ст.43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии со ст.18 Федерального закона "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Порядок утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов и установления границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения регламентирован постановлением администрации Алтайского края от 31.05.2010 N 233.
08.09.2011г. ответчику Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю выдано санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии использования водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения".
14.10.2011г. Управлением по недропользованию по Алтайскому краю ТОС микрорайона " "данные изъяты"" выдана лицензия БАР 02146 ВЭ с целью разведки и добычи питьевых подземных вод одиночными скважинами на Малиновом участке Барнаульского месторождения для хозяйственно-питьевого водоснабжения микрорайона "Авиатор" Индустриального района г.Барнаула сроком до 14.10.2036.
Согласно подпункту "а" п.5.2 Приложения N1 к лицензии ТОС микрорайона " "данные изъяты"" Индустриального района г. Барнаула обязан соблюдать строгий режим санитарной охраны в пределах первого пояса (горный отвод) и режим ограничений во втором и третьем поясах санитарной охраны водозабора в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения".
Таким образом, из обстоятельств дела следует и установлено судом, что территориальное общественное самоуправление микрорайона "Авиатор" Индустриального района г.Барнаула является юридическим лицом, с помощью скважин 52-б, 52-в осуществляет на Малиновом участке Барнаульского месторождения добычу воды для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд жителей микрорайона. При этом из положений законодательства следует, что лицо, осуществляющее эксплуатацию источников водоснабжения, обязано устанавливать и соблюдать зоны санитарной охраны.
Доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения не являются.
Так, из ст. ст.27 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что территориальное общественное самоуправление вправе решать вопросы местного значения, в том числе, осуществлять хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств граждан, так и на основании договора с органом местного самоуправления с использованием средств местного бюджета.
Поскольку утверждение проекта зон санитарной охраны является обязанностью ТОС микрорайона " "данные изъяты"" как эксплуатирующей организации, при этом из обстоятельств дела следует, что договор с органом местного самоуправления не заключался, непривлечение к участию в деле Администрации города Барнаула, Комитета по управлению муниципальной собственностью города Барнаула на законность решения не влияет.
Доводы жалобы о том, что ТОС является некоммерческой организацией, существует за счет средств жителей микрорайона, о неправомерности возложения на ТОС решения вопроса местного значения при отсутствии договора о передаче соответствующих полномочий с предоставлением средств местного бюджета, в силу вышеизложенного основаны на неверном толковании норм материального права.
Доводы жалобы о признании скважин решением отчетной конференции ТОС бесхозяйным имуществом, отсутствии у ТОС, не являющегося собственником, обязанности содержать водозаборы, так же основаны на неверном толковании норм материального права.
Так, в силу ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" обязанность по обеспечению соответствия качества питьевой воды систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения санитарно-эпидемиологическим требованиям возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию указанных систем. Установление зон санитарной охраны в силу прямого указания закона есть деятельность по обеспечению соответствия качества питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям. При этом в соответствии с п.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Доводы жалобы о том, что суд не дал оценки существующему проекту зон санитарной охраны водозабора и экспертному заключению по проекту строительства 2006 года, а также о том, что Порядок утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов и установления границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утвержден позднее, 31.05.2010г., не влияют на обязанность ответчика по утверждению проекта зон санитарной охраны в уполномоченном органе исполнительной власти.
Как следует из обстоятельств дела, данный проект после разработки утвержден не был. Однако, обязанность по утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам предусмотрена ч.4 ст.18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ. Ранее действовавшая редакция ч.4 ст.18 так же предусматривала утверждение проектов в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в органах местного самоуправления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 20 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу территориального общественного самоуправления микрорайона " "данные изъяты"" Индустриального района города Барнаула - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Комиссарова И.Ю. Дело N 33-3995/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
21 мая 2013 года г.Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Еремина В.А.,
судей Ковалюк Л.Ю., Бредихиной С.Г.,
при секретаре Горской О.В.,
с участием прокурора Москалевой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу территориального общественного самоуправления микрорайона " "данные изъяты"" Индустриального района города Барнаула на решение Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 20 февраля 2013 года
по делу по иску Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к территориальному общественному самоуправлению микрорайона " "данные изъяты"" Индустриального района города Барнаула об обязании представить на утверждение проект зон санитарной охраны источников водоснабжения, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 20 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу территориального общественного самоуправления микрорайона " "данные изъяты"" Индустриального района города Барнаула - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.