Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.
судей Дмитриевой О.С., Тарасовой О.Н.
при секретаре Савищевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству на решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 04 марта 2013 года
по делу по иску прокурора Октябрьского района г. Барнаула в интересах Осиповой А. Е. к управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой О.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского района г. Барнаула в интересах Осиповой А.Е. обратился в суд с иском к администрации Октябрьского района г. Барнаула, управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о возложении обязанности по предоставлению Осиповой А.Е. вне очереди благоустроенного жилого помещения в черте г. Барнаула по договору социального найма в размере 33 кв.м. общей площади для одиноко проживающего гражданина.
Исковые требования обоснованы тем, что истец относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** Осипова А.Е. признана нуждающейся в жилом помещении и принята на учет среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем имеет право на внеочередное предоставлении жилого помещения.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования, просил обязать управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить Осиповой А.Е. жилое благоустроенное помещение в черте г. Барнаула в размере 33 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения.
По ходатайству прокурора администрация Октябрьского района г. Барнаула была исключена из числа ответчиков с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 04 марта 2013 года исковые требования удовлетворены.
На управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству возложена обязанность предоставить Осиповой А.Е. благоустроенное жилое помещение в черте г. Барнаула в размере 33 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения.
В апелляционной жалобе ответчик управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству просит решение отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на то, что в нарушение ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в материалах дела отсутствует заявление материального истца Осиповой А.Е. о защите ее прав и интересов. Истец в рамках возбужденного гражданского дела не вправе был одновременно изменять предмет и основание иска. Судом не учтено, что обеспечение истца жилым помещением должно осуществляться в рамках долгосрочной целевой программы "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на 2013 - 2015 годы, утвержденной постановлением администрации Алтайского края от 22.11.2012 N 633, с учетом даты подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и в пределах бюджетных ассигнований, предоставленных в очередном финансовом году. Изложенное свидетельствует о преждевременности вывода суда о наличии правовых оснований для предоставления истцу жилья по договору найма специализированного жилого помещения.
В дополнении к апелляционной жалобе ответчик указывает на то, что возлагая обязанность предоставить истцу жилое помещение в черте г. Барнаула, суд не принял во внимание, что черта г. Барнаула не совпадает с границей г. Барнаула, в результате чего ответчик лишен возможности исполнить обжалуемый судебный акт.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в деле, просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы истец Осипова А.Е., прокурор Б. возражали против удовлетворения жалобы, просили решение оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, заявлений об отложении разбирательства дела в связи с уважительными причинами неявки от них не поступило. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Так, с 01 января 2013 г. вступили в силу изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения по предоставлению лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внесенные Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Судом установлено, что Осипова А.Е., ДД.ММ.ГГ года рождения, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Индустриального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ, вступившим в законную силу, отец Осиповой А.Е. - О. лишен родительских прав, мать истца - В. умерла ДД.ММ.ГГ
Постановлением администрации Октябрьского района г. Барнаула *** от ДД.ММ.ГГ Р. назначена опекуном несовершеннолетней Осиповой А.Е.
Жилое помещение за Осиповой А.Е. не закреплялось.
Осипова А.Е. не имеет во владении жилых строений, помещений, прав на недвижимое имущество за ней не зарегистрировано, что подтверждается справками Филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ
Согласно письму комитета по образованию администрации Октябрьского района г. Барнаула *** от ДД.ММ.ГГ Осипова А.Е., ДД.ММ.ГГ года рождения, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Осипова А.Е. зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес". Сособственниками указанного жилого помещения (по ? доли в праве общей долевой собственности) являются опекун истца - Р. и Н.
ДД.ММ.ГГ истец обратилась в администрацию Октябрьского района г. Барнаула с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации Октябрьского района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** Осипова А.Е., ДД.ММ.ГГ года рождения, признана нуждающейся в жилом помещении и принята на учет среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилого помещения жилищного фонда Алтайского края по договору социального найма.
Согласно ответу администрации Октябрьского района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ, Осипова А.Е. состоит на учете в администрации Октябрьского района г. Барнаула в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения и включена в реестр очередников для предоставления жилого помещения жилищного фонда Алтайского края среди лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, номер в реестре по состоянию на ДД.ММ.ГГ - ***. Личные дела граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в администрации Октябрьского района г. Барнаула в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, направлены в Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Алтайского края согласно постановлению администрации Алтайского края от 27.12.2012г. N736 "Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей".
В судебном заседании установлено, что с момента постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до настоящего времени жилое помещение Осиповой А.Е. предоставлено не было, с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий она в установленном порядке не снималась.
Сведений о том, что истица улучшила свои жилищные условия, в результате чего отпали основания для предоставления жилого помещения, ответчиком не представлено.
Между тем, право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Так, положениями ч. 2 ст. 4 Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012 г. установлено, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что федеральным и региональным законодательством реализация прав лиц названной категории по предоставлению жилого помещения не поставлена в зависимость от очереди, которую занимает данное лицо в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Иное противоречило бы правовой позиции Конституционного суда РФ, сформулированной в Постановлении от 24 мая 2001 года N 8-П, согласно которой изменение законодателем ранее установленных правил, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение лиц, которых оно затрагивает, должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости предоставление гражданам возможности, в частности посредством временного регулирования, в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. Соблюдение данного принципа - при отсутствии должной нормативной определенности правового регулирования - имеет существенное значение и для обеспечения единства правоприменительной практики.
Таким образом, доводы жалобы о преждевременности исковых требований основаны на неправильном толковании норм права, поскольку право на предоставление жилого помещения возникло у истца еще до вступления в силу вышеуказанных изменений, с вступлением в силу изменений не прекратилось и указанными изменениями не поставлено в зависимость от каких-либо новых обстоятельств, зависящих от истца.
Истица Осипова А.Е. принята на учет в качестве нуждающейся в жилье ДД.ММ.ГГ, включена в сводный реестр для предоставления жилого помещения жилищного фонда Алтайского края, данные о ней и необходимые документы переданы администрацией Октябрьского района г. Барнаула в Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству.
Доводы жалобы ответчика о том, что в рамках долгосрочной целевой программы "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" на 2013-2015, за три года ее действия планируется обеспечить жильем 958 детей сирот, в том числе 316 человек в 2013 году, судебной коллегией не принимаются. В данном случае реализация права лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена Федеральным законом в зависимость от наличия достаточного финансирования необходимых для этого мероприятий, отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не является основанием для ограничения или лишения гарантированных законодательством прав и свобод гражданина.
Доводы жалобы о том, что исковые требования уточнены прокурором в нарушение ст. 39 ГПК РФ с одновременным изменением предмета и основание иска, несостоятельны, поскольку прокурор изменил только предмет иска, основание иска, а именно фактические обстоятельства, относящиеся к истцу (принадлежность к числу лиц из детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствие закрепленного и иного жилья, не предоставление жилого помещения ответчиком), на которых прокурор основывает свои требования, остались неизменными.
Не могут повлечь отмену решения суда и доводы жалобы о том, что в нарушение ст. 45 ГПК РФ в материалах дела отсутствует заявление материального истца Осиповой А.Е. о защите ее прав и интересов, поскольку такое заявление Осиповой А.Е. в прокуратуру Октябрьского района г. Барнаула фактически имеется и приложена прокурором к возражениям на апелляционную жалобу.
Между тем, судебная коллегия полагает заслуживающим внимание довод жалобы о неправомерности указания в резолютивной части решения суда о предоставлении жилого помещения в черте города Барнаула, вместо указания в "границах муниципального образования".
Как следует из положений ст.17-1 Закона Алтайского края от 11.10.2012 N74-ЗС " О внесении изменений в закон N136-ЗС от 12.12.2006 "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" - детям (лицам) оставшимся без попечения родителей, жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края предоставляются по месту их жительства в границе соответствующего муниципального образования.
Согласно ст. 3 "Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края" (принят Решением Барнаульской городской Думы от 20.06.2008 N 789) (ред. от 01.03.2013) Муниципальное образование город Барнаул является административным центром Алтайского края и наделено статусом городского округа законом Алтайского края от 27.12.2008 N 144-ЗС "О статусе и границах муниципального и административно-территориального образования город Барнаул Алтайского края".
Полное наименование муниципального образования - городской округ - город Барнаул Алтайского края. Сокращенное наименование муниципального образования - город Барнаул.
Понятия "муниципальное образование", "городской округ" и "город Барнаул", используемые в Уставе, применяются в одном значении в отношении городского округа - города Барнаула Алтайского края.
Территория города Барнаула включает земли в пределах черты города Барнаула, а также в соответствии с Генеральным планом городского округа территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями) (ст.8 Устава).
При этом, как следует из положений ст.10 Устава, черта города Барнаула не совпадает с границей города Барнаула.
Таким образом, резолютивная часть решения суда относительно указания на предоставление жилого помещения "в черте города Барнаул" является неверной.
В этой связи судебная коллегия считает необходимым, не отменяя решение по существу, уточнить резолютивную часть решения, изложив ее в иной редакции, с указанием на предоставление жилья "в границах муниципального образования - городской округ - город Барнаул Алтайского края".
В остальной части решение суда является правильным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ч.1 ст.327.1, ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству на решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 04 марта 2013 года оставить без удовлетворения.
Абзац второй резолютивной части этого решения изложить в следующей редакции:
Обязать управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить Осиповой А. Е. благоустроенное жилое помещение в границах муниципального образования - городской округ - город Барнаул Алтайского края в размере 33 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.