Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Мжельской Г.А.,
судей Довиденко Е.А., Белодеденко И.Г.,
при секретаре Кирющенко У.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 5марта 2013 года по делу
по иску Баранец Л.А., Баранец Д.И., Баранец Е.Д., Баранец Д.В., Баранец Д.Д. к администрации Центрального района г. Барнаула, территориальному управлению п.Затон, комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, Главному управлению МЧС России по АК о признании действий незаконными, возложении обязанности выплатить единовременную материальную помощь.
Заслушав доклад судьи Довиденко Е.А.,
выслушав истцов и представителя ответчика комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края,
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда
УСТАНОВИЛА:
Баранец Л.А., Баранец Д.И., Баранец Е. Д., Баранец Д.В., Баранец Д.Д., Баранец Д.Д. в интересах несовершеннолетнего Баранца К.А. обратились в суд с данным иском к ответчикам. В обоснование заявленных требований указано, что они фактически проживают в доме по "адрес" и проживали по данному адресу в период паводка в апреле - ДД.ММ.ГГ Однако вся их семья зарегистрирована в "адрес" При обращении в администрацию мкр. Затон о включении истцов в список на получение единовременной материальной помощи как пострадавших от наводнения в ДД.ММ.ГГ истцы получили отказ, мотивированный тем, что они не зарегистрированы в спорном доме. Представители администрации Центрального района г. Барнаула, администрации мкр. Затон внесли в списки граждан на получение материальной помощи только граждан с постоянной пропиской.
Истцы просили признать незаконными действия территориального управления мкр. Затон, администрации Центрального района г. Барнаула в отказе на включение истцов в списки на получение единовременной материальной помощи как за лицами, пострадавшим от паводка в ДД.ММ.ГГ и включить их в списки на получение единовременной материальной помощи; возложить на комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края обязанность выплатить Баранец Л.А., Баранец Д.И., Баранец Е.Д., Баранец Д.В., Баранец Д.Д., Баранец К.А. компенсацию по "данные изъяты" руб. каждому.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 5марта 2013 года исковые требования удовлетворены частично.
Действия администрации Центрального района г.Барнаула об отказе во включении Баранец Л.А., Баранца Дмитрия Д.И., Баранец Е.Д., Баранец Д.В., Баранец Д.Д. в списки граждан на получение единовременной материальной помощи вследствие затопления микрорайона Затон в ДД.ММ.ГГ признаны судом незаконными; за ними признано право на получение единовременной материальной помощи как за лицами, пострадавшими от весенне-летнего паводка ДД.ММ.ГГ в микрорайоне Затон г.Барнаула Алтайского края.
На комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края возложена обязанность выплатить истцам за счет средств бюджета Алтайского края единовременную материальную помощь как лицам, пострадавшим вследствие весенне-летнего паводка ДД.ММ.ГГ, по "данные изъяты" каждому.
В апелляционной жалобе представитель ответчика комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края(далее - Комитет) просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что выплата единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате паводка в ДД.ММ.ГГ осуществляется на основании списка, сформированного специально созданными администрацией г. Барнаула и администрацией Центрального района г. Барнаула комиссиями. В данный список включались граждане, при условии наличия у них государственной регистрации по месту постоянного жительства. На момент затопления истцы были зарегистрированы в "адрес", однако не были включены в списки в связи с отсутствием у них регистрации по адресу "адрес". Кроме того, не исполнив своей обязанности по регистрации по месту фактического проживания, истцы обратились в суд с вышеуказанным иском, нарушив принцип добросовестности, что по мнению представителя, является злоупотреблением правом. Решение о возмещении из средств краевого бюджета ущерба, нанесенного стихийными бедствиями, принималось на основании документов, предоставленных органами местного самоуправления и организациями в установленном порядке. Денежные средства из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на ликвидацию последствий паводка и оказание материальной помощи перечислялись администрации г. Барнаула. Таким образом, комитет не являлся участником сложившихся правоотношений по предоставлению гражданам единовременной материальной помощи.
Будучи надлежащим образом извещенными о дате и времени слушания дела, ответчики, за исключением представителя Комитета, в суд не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем, в соответствии с нормами ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя ответчика Комитета, поддержавшего доводы жалобы, истцов, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
В силу ст.18 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. "О чрезвычайном положении".
Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее Правила), которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Подпункт "г" п.9 Правил предусматривает, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью).
В ДД.ММ.ГГ на территории Центрального района г.Барнаула в пос. Затон сложилась чрезвычайная ситуация (далее ЧС), которая была зарегистрирована как чрезвычайная, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог. Предварительный материальный ущерб составил более "данные изъяты" млн. рублей.
На основании обращения Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** на имя председателя Правительства Российской Федерации (далее по тексту - Правительство РФ), Правительством РФ было принято решение о выделении Алтайскому краю бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ (Распоряжение Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N ***
Списки граждан на получение единовременной материальной помощи пострадавших в результате паводка (наводнения) в ДД.ММ.ГГ в микрорайоне Затон Центрального района г. Барнаула Алтайского края (далее по тексту - Списки) были подготовлены администрацией Центрального района г. Барнаула в отношении "данные изъяты" человек, утверждены ДД.ММ.ГГ.
На основании распоряжения администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** администрации г. Барнаула были перечислены денежные средства для оказания материальной помощи пострадавшим.
Гражданам, внесенным в указанные списки, была оказана единовременная материальная помощь в размере "данные изъяты" рублей на человека.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что юридически значимым обстоятельствами является установление факта причинения вреда жилому помещению истцов в результате паводка (наводнения) в ДД.ММ.ГГ, а также факта их постоянного проживания в указанном доме.
Жилой дом и земельный участок по "адрес" принадлежат на праве собственности истцу Баранец Л.А.
Согласно данных домовой книги от ДД.ММ.ГГ по указанному адресу никто не зарегистрирован.
Из паспортов истцов видно, что истцы зарегистрированы в "адрес" Из материалов дела следует, что истцы являются одной семьей.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные по делу доказательства, дал им надлежащую правовую оценку по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пришел к обоснованному выводу о том, что дом по "адрес" также попал в зону подтопления в результате паводка (наводнения) в ДД.ММ.ГГ, в связи с чем истцам был причинен ущерб. Оснований для переоценки доказательств судебная коллегия не усматривает. Представитель Комитета при рассмотрении дела данное обстоятельство не оспаривала.
Не вызывает сомнений и то обстоятельство, что истцы на момент наводнения в ДД.ММ.ГГ фактически проживали и проживают в настоящее время в доме по адресу "адрес", что подтверждается свидетельством о праве собственности, свидетельскими показаниями Н.Н. О.В. иными доказательствами, подтверждающими фактическое проживание и ведение хозяйства по вышеуказанному адресу.
Недобросовестности в действиях истцов или злоупотребления ими своим правом судебная коллегия не усматривает.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов, сделанных судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Установив факт постоянного проживания истцов в вышеуказанном доме в п. Затон г. Барнаула, а также факт того, что дом пострадал во время паводка в ДД.ММ.ГГ в п. Затон, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для признания за истцами, как за лицами, пострадавшими от весенне-летнего паводка в ДД.ММ.ГГ в п. Затон, права на получение единовременной материальной помощи в размере "данные изъяты" рублей каждому.
Обоснованно судом возложена обязанность по выплате единовременной материальной помощи в размере "данные изъяты" рублей на комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в этой части судебной коллегией также не принимаются.
Так, в силу ст.29 Закона Алтайского края "О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 17.03.1998 N15-ЗС финансовое обеспечение установленных настоящим Законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера - является расходным обязательством Алтайского края; в границах (на территории) муниципального образования - является расходным обязательством муниципального образования.
В постановлении Правительства РФ от 21.05.2007 N304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в зависимости от характера ЧС разделены на виды, к ЧС регионального характера относятся ЧС, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей.
В соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Учитывая, что материальный ущерб от паводка в весенне-летний период ДД.ММ.ГГ составил более "данные изъяты" млн. руб., администрации Алтайского края для частичного покрытия расходов на ликвидацию последствий паводка, произошедшего в ДД.ММ.ГГ выделены из резервного фонда Правительства РФ бюджетные ассигнования в размере "данные изъяты" тыс. руб., в том числе "данные изъяты" тыс. руб. на оказание гражданам единовременной материальной помощи и "данные изъяты" тыс. руб. на финансовое обеспечение проведения неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах, то суд относит произошедшую в ДД.ММ.ГГ чрезвычайную ситуацию к региональной.
Исполнительным органом государственной власти Алтайского края, осуществляющим функции по реализации государственной политики в бюджетной, налоговой и кредитной сферах, обеспечению сбалансированности бюджета Алтайского края и соблюдению установленных федеральными законами и нормативными актами (п.4.4, 4.3.1, 4.3.18 Положения о комитете администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, утвержденному постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***) является Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, который также является главным распорядителем бюджетных средств региона.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 5марта 2013 года оставить без удовлетворения, указанное решение суда - без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.