Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего - Котликовой О. П.
судей - Мокрушиной В.П., Пасынковой О.М.,
при секретаре - Добротворской В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Кузьмичева А. Н. на решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 24 октября 2012 года по делу по заявлению Кузьмичева А. Н. об оспаривании действий,
Заслушав доклад судьи Пасынковой О.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кузьмичев А.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным требования о представлении сертификата соответствия эконормам ЕВРО-4 для выдачи паспорта транспортного средства на автомобиль марки " ***", *** года выпуска, двигатель ***, кузов ***, приобретенный в Республике Казахстан и ввезенный ДД.ММ.ГГ на территорию Российской Федерации, возложении на Алтайскую таможню обязанности выдать паспорт транспортного средства (далее - ПТС) на названный автомобиль.
В обоснование заявленных требований указал на то, что ДД.ММ.ГГ он подал на Рубцовский таможенный пост Алтайской таможни заявление о выдаче ПТС на вышеуказанный автомобиль как товар таможенного союза, ввезенный для личных нужд без таможенного оформления. На тот момент порядок выдачи паспорта транспортного средства регулировался Письмом ФТС России N01-11/47866 от 1 октября 2010 года. В силу объективных причин за паспортом он не являлся до ДД.ММ.ГГ, а впоследствии Алтайской таможней на его обращение от ДД.ММ.ГГ дан ответ о возможности выдачи ПТС лишь при условии представления сертификата соответствия с подтверждением экологического класса 4. При этом вышеуказанным Письмом ФТС России представления такого документа предусмотрено не было.
Решением Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 24 октября 2012 года в удовлетворении заявления отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе заявитель Кузьмичев А.Н. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявления, ссылаясь на нарушение норм процессуального права, а именно ч.1 ст.57 ГПК РФ, выразившееся в необоснованном отказе в удовлетворении его ходатайств о назначении по делу экспертизы для установления экологического класса автомобиля и истребовании сведений об экологическом классе спорного автомобиля.
Заинтересованное лицо Алтайская таможня в возражениях на апелляционную жалобу просит об оставлении решения суда без изменения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав заявителя Кузьмичева А.Н., поддержавшего доводы жалобы, представителя заинтересованного лица Алтайской таможни - Кисилева А.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем не представлено документов, подтверждающих экологический класс автомобиля и таковые отсутствуют на официальных сайтах, в связи с чем, отказ в выдаче ПТС без представления сертификата соответствия правомерен.
Данный вывод основан на фактических обстоятельствах дела и действующем законодательстве.
Судом установлено, что автомобиль марки " ***", *** года выпуска, двигатель ***, кузов ***, был ввезен и выпущен в обращение в Республике Казахстан. ДД.ММ.ГГ Кузьмичев А.Н. приобрел указанный автомобиль в Республике Казахстан, а ДД.ММ.ГГ ввез его на территорию Российской Федерации через Рубцовский таможенный пост.
ДД.ММ.ГГ Кузьмичев А.Н. обратился с заявлением о выдаче ему паспорта транспортного средства на указанный автомобиль на Рубцовский таможенный пост, однако не явился для получения решения по поданному заявлению. По результатам рассмотрения его обращения от ДД.ММ.ГГ Алтайской таможней ДД.ММ.ГГ дан ответ о возможности выдачи ПТС лишь в случае представления сертификата соответствия, которым будет подтвержден 4 экологический класс автомобиля.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В силу положений ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 года N184-ФЗ "О техническом регулировании", технический регламент, принятый в установленном порядке, является документом, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 года N609 утвержден Технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" (далее - Регламент). В соответствии с его пунктом 14, технические нормативы выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, экологического класса 2 введены в действие с даты вступления в силу настоящего регламента (22 апреля 2006 года), экологического класса 3 - с 1 января 2008 года, а экологического класса 4 - с 1 января 2010 года.
Согласно п.10 названного Регламента, экологический класс транспортного средства определяется на момент производства и не должен превышать установленные технические нормативы. Запрещается выпуск в обращение автомобильной техники и двигателей внутреннего сгорания, имеющих экологический класс ниже действующего экологического класса, после даты вступления в силу требований следующего экологического класса, установленной пунктом 14 Регламента.
Из приведенных правовых норм следует, что автомобильная техника, изготовленная в Российской Федерации, а также ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации в целях ее эксплуатации, должна соответствовать техническим нормативам, установленным Техническим регламентом, в том числе с 01 января 2010 года - иметь экологический класс не ниже 4.
Порядок выдачи паспортов транспортных средств урегулирован Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 23 июня 2005 года N496/192/134 (далее - Положение).
Пункт 6 Положения предусматривает, что таможенными органами, уполномоченными ФТС России, паспорта выдаются на транспортные средства или шасси, ввозимые в Российскую Федерацию, после 1 июля 1997 года.
В соответствии с п.58 Положения, в действовавшей как на момент ввоза автомобиля, так и на момент совершения оспариваемых действий редакции, выдача паспортов на транспортные средства или шасси транспортных средств без таможенного оформления в установленных законодательством Российской Федерации случаях производится на основании заявлений, подаваемых в таможенный орган собственниками или владельцами транспортных средств на каждое транспортное средство или шасси по форме, устанавливаемой таможенным органом, а также и документов на транспортное средство или шасси.
Заявление подается в таможенный орган, в регионе деятельности которого на территории Российской Федерации находится или зарегистрирован собственник или владелец транспортных средств или шасси.
В заявлении указываются обстоятельства ввоза или приобретения транспортного средства или шасси либо иные обстоятельства, которые являются основанием для выдачи паспорта, страна происхождения и товарная позиция транспортного средства или шасси в соответствии ТН ВЭД России, а также перечень прилагаемых документов. Позиция ТН ВЭД России может указываться сотрудником таможенного органа. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие изложенные сведения.
При этом п.70 Положения предусматривает, что заполнение строки "Экологический класс" паспортов осуществляется таможенными органами при выдаче паспортов на основании сведений, содержащихся в сертификатах соответствия, "Одобрениях типа транспортного средства" и "Заключениях о соответствии шасси предъявляемым требованиям".
Сведения (Приложение N 4) формируются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и один раз в месяц передаются в Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России и ФТС России.
Сведения размещаются на официальных сайтах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и Федеральной таможенной службы.
При невозможности определения экологического класса транспортного средства (шасси) в соответствии с порядком, установленным в абзаце 1 настоящего пункта, а также в тех случаях, когда правильность указания экологического класса оспаривается собственником транспортного средства (шасси) или лицом, осуществляющим таможенное оформление по поручению собственника транспортного средства (шасси), определение экологического класса транспортного средства (шасси) осуществляется таможенными органами на основании сертификатов соответствия, выдаваемых органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке.
В случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. N609, паспорта не выдаются.
Соответственно, заявитель при обращении за выдачей ПТС должен был документально подтвердить экологический класс ввезенного автомобиля, таможенный орган для проверки этих сведений должен был воспользоваться имеющейся на вышеуказанных сайтах информацией, а при отсутствии таковой экологический класс мог быть определен таможенным органом исключительно на основании сертификата соответствия, выдаваемого органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке.
Доводы апелляционной жалобы об обратном ошибочны.
Из материалов дела следует, что на данных официальных сайтах информация об экологическом классе аналогичного автомобиля отсутствует, а заявитель в установленном порядке сертификат соответствия на ввезенный автомобиль не получил.
В этой связи оснований к удовлетворению заявления не имелось.
Доводы жалобы о необоснованном отклонении ходатайства о назначении судебной экспертизы для установления экологического класса автомобиля не могут быть приняты во внимание, поскольку предметом заявления является законность отказа в выдаче ПТС Алтайской таможней ДД.ММ.ГГ без представления заявителем сертификата соответствия, в связи чем, сам по себе экологический класс автомобиля не имеет значения для данного дела.
В данной ситуации законодательно обязанность таможенного органа по выдаче ПТС поставлена в зависимость от наличия возможности установления экологического класса автомобиля на основании представленного заявителем сертификата соответствия.
При этом заявитель не лишен возможности обращения за таким сертификатом в установленном законом порядке.
Такой порядок определен Техническим регламентом "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N720 от 10 сентября 2009 года.
Доводы жалобы об отказе в удовлетворении ходатайства об истребовании сведений об экологическом классе автомобиля несостоятельны, поскольку такого ходатайства, как следует из материалов дела, не заявлялось. Кроме того, отсутствие данных сведений на предусмотренных Положением официальных сайтах заявителем не оспаривалось, а суду апелляционной инстанции заверенные страницы данных сайтов таможенным органом представлены и не содержат соответствующих сведений.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.
Руководствуясь ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 24 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя Кузьмичева А. Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.