Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кавуновой В.В.
судей Александровой Л.А., Титовой В.В.
при секретаре Горской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству на решение Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 12марта 2013г. по делу
по иску прокурора Октябрьского района г.Барнаула в интересах К.Ю.Г. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации Октябрьского района г.Барнаула о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Александровой Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского района г.Барнаула обратился в суд с иском в интересах К.Ю.Г. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации Октябрьского района г.Барнаула об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма в размере "данные изъяты" квадратных метра общей площади семье из двух человек.
Исковые требования прокурор обосновывает тем, К.Ю.Г. признана нуждающейся в жилом помещении и принята на учет среди лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составом семьи 3 человека., в связи с чем что истец имеет право на внеочередное предоставлении жилой площади.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования, в окончательной редакции просил обязать ответчиков предоставить К.Ю.Г. жилое благоустроенное помещение в черте г. Барнаула в размере "данные изъяты" квадратных метра по договору найма специализированного жилого помещения, ссылаясь на те же фактические обстоятельства.
Истец К.Ю.Г. в судебном заседании согласилась с изменением прокурором исковых требований, заявленных в ее интересах в соответствии с уточненным исковым заявлением.
Решением Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 12 марта 2013г. исковые требования удовлетворены в части.
Возложено на Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству обязанность предоставить К.Ю.Г. благоустроенное жилое помещение в черте г. Барнаула в размере "данные изъяты" кв.м по договору найма специализированного жилого помещения.
В остальной части иска отказано.
Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству в апелляционной жалобе просит отменить решение, принять новое, которым истцу в иске отказать, ссылаясь на то, что судом вопреки положений ст.39 Гражданского процессуального кодекса РФ был принят уточненный иск, где изменен, как предмет, так и основание иска.
Так же в жалобе указано, что решение суда вынесено преждевременно, в нарушение порядка предоставления жилого помещения установленного постановлением Администрацией Алтайского края от 27.12.2012г. от 27.12.2012г. N736 "Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот ... ", полагая права истца не нарушенными.
Финансирование не позволяет обеспечить всех детей указанной категории в 2013г.
На апелляционную жалобу поступили возражения помощника прокурора, в которых содержится просьба оставить апелляционную и дополнительную жалобу без удовлетворения, решение без изменения. & #0; 0; Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч.1 ст.327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Так, с 01 января 2013 г. вступили в силу изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения по предоставлению лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внесенные Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" В соответствии с со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротамПроверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч.1 ст.327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Так, с 01 января 2013 г. вступили в силу изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения по предоставлению лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внесенные Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
В соответствии с со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Судом установлено, что К.Ю.Г. ( до заключения брака "данные изъяты" ) Ю.Г., ДД.ММ.ГГ рождения, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать Ш.(К.)Ю.Г. ФИО умерла ДД.ММ.ГГ, отец ФИО лишен родительских прав решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ
Согласно постановлению администрации Октябрьского района г.Барнаула *** от ДД.ММ.ГГ над Ш.(К.)Ю.Г. установлена опека, опекуном назначена ФИО
Согласно справке комитета по образованию администрации Железнодорожного района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** жилое помещение за Ш.(К.)Ю.Г. не закреплялось.
В соответствии со справкой ФГУП "Ростеинвентаризация - Федреальное БТИ" от ДД.ММ.ГГ К.Ю.Г., не имеет во владении жилых строений, помещений.
Постановлением администрации Октябрьского района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** К.Ю.Г. признана нуждающейся в жилом помещении и принята на учет среди лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составом семьи 3 человека. Постановлением администрации Октябрьского района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** состав семьи изменен на двух человек.
На основании выписки из домовой книги от ДД.ММ.ГГ К.Ю.Г. зарегистрирована по адресу ул. "данные изъяты" в "адрес", домовладение значится за ФИО, членом семьи которой К.Ю.Г. не является, собственного жилья К.Ю.Г. не имеет.
В судебном заседании достоверно установлено, что с момента постановки истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до настоящего времени жилое помещение К.Ю.Г. предоставлено не было, с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий она в установленном порядке не снималась.
Сведений о том, что истец улучшила свои жилищные условия, в результате его отпали основания для предоставления жилого помещения, ответчиками в судебном заседании не представлено.
Между тем право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Так положениями ч. 2 ст. 4 Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012 г. установлено, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что Федеральным и региональными законами реализация права лица названной категории по предоставление жилого помещения не поставлена в зависимость от очереди, которую занимает лицо в Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Иное противоречило бы правовой позиции Конституционного суда РФ, сформулированной в Постановлении от 24 мая 2001 года N 8-П, согласно которой изменение законодателем ранее установленных правил, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение лиц, которых оно затрагивает, должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости предоставление гражданам возможности, в частности посредством временного регулирования, в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. Соблюдение данного принципа - при отсутствии должной нормативной определенности правового регулирования - имеет существенное значение и для обеспечения единства правоприменительной практики.
Таким образом доводы жалобы о преждевременности исковых требований основаны на неправильном толковании норм права, поскольку право на предоставление жилого помещения возникло у истца еще до вступления в силу в вышеуказанных изменений, с вступлением в силу изменений не прекратилось и указанными изменениями не поставлено в зависимость от каких-либо новых обстоятельств, зависящих от истца.
Истец К.Ю.Г. принята на учет в качестве нуждающейся в жилье ДД.ММ.ГГ, включена в сводный реестр для предоставления жилого помещения жилищного фонда Алтайского края, данные о ней и необходимые документы переданы администрацией Октябрьского района г. Барнаула в Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству.
Доводам жалобы ответчика о том, что в рамках долгосрочной целевой программы "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" на 2013-2015, за три года действия которой планируется обеспечить жильем 958 детей сирот, в том числе 316 человек в 2013 г. судом первой инстанции дана надлежащая оценка. В данном случае реализация права лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не поставлена Федеральным законом в зависимость от наличия достаточного финансирования необходимых для этого мероприятий, отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не является основанием для ограничения или лишения гарантированных законодательством прав и свобод гражданина.
Не могут повлечь отмену решения суда доводы жалобы о том, что исковые требования уточнены прокурором в нарушение ст. 39 ГПК РФ с одновременным изменением предмета и оснований иска, поскольку прокурор изменил только предмет иска, основания иска, а именно фактические обстоятельства, относящиеся к истцу (принадлежность к числу лиц из детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствие закрепленного и иного жилья, не предоставление жилого помещения ответчиком), на которых прокурор основывает свои требования остались неизменными.
Закон не обязывает прокурора при предъявлении иска в суд в защиту интересов физического лица указывать ссылку на закон или иной нормативно-правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.
Между тем судебная коллегия полагает заслуживающим внимание довод жалобы о неправомерности указания в резолютивной части решения суда предоставления жилого помещения в черте города Барнаула, вместо указания в "границах муниципального образования".
Как следует из положений ст.17-1 Закона Алтайского края от 11.10.2012 N74-ЗС " О внесении изменений в закон N136-ЗС от 12.12.2006 "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" - детям (лицам) оставшимся без попечения родителей, жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края предоставляются по месту их жительства в границе соответствующего муниципального образования.
Согласно ст. 3 "Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края" (принят Решением Барнаульской городской Думы от 20.06.2008 N 789) (ред. от 01.03.2013) Муниципальное образование город Барнаул является административным центром Алтайского края и наделено статусом городского округа законом Алтайского края от 27.12.2008 N 144-ЗС "О статусе и границах муниципального и административно-территориального образования город Барнаул Алтайского края".
Полное наименование муниципального образования - городской округ - город Барнаул Алтайского края. Сокращенное наименование муниципального образования - город Барнаул.
Понятия "муниципальное образование", "городской округ" и "город Барнаул", используемые в Уставе, применяются в одном значении в отношении городского округа - города Барнаула Алтайского края.
Территория города Барнаула включает земли в пределах черты города Барнаула, а также в соответствии с Генеральным планом городского округа территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями) (ст.8 Устава).
При этом, как следует из положений ст.10 Устава, черта города Барнаула не совпадает с границей города Барнаула.
Таким образом резолютивная часть решения суда относительно указания на предоставление места жительства "в черте города Барнаул" является неверной.
В этой связи, судебная коллегия считает необходимым, не отменяя решение по существу, уточнить резолютивную часть решения, изложив ее в иной редакции, с указанием на предоставление жилья "границах муниципального образования г.Барнаул".
В остальной части решение суда является правильным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ч.1 ст.327.1, ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству на решение Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 12марта 2013г. оставить без удовлетворения.
Абзац второй этого решения изложить в следующей редакции:
Обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить К.Ю.Г. благоустроенное жилое помещение в границах муниципального образования г.Барнаул в размере "данные изъяты" кв.м по договору найма специализированного жилого помещения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.