Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.
судей Тарасовой О.Н., Дмитриевой О.С.
с участием прокурора Фоминой П.В.
при секретаре Протасовой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном апелляционную жалобу ответчика управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству на решение Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 12 марта 2013 года по делу по иску прокурора Октябрьского района г.Барнаула в интересах Минаева В. И. к управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации Октябрьского района г.Барнаула о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой О.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского района г.Барнаула в интересах Минаева В.И. обратился в суд с иском к управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации Октябрьского района г.Барнаула о возложении обязанности по предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований указывал, что решением Октябрьского районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ родители Минаева В.И. - М., Н. лишены в отношении него родительских прав, согласно справке комитета по образованию Октябрьского района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ Минаев В.И. относится к категории граждан из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на льготы, предусмотренные ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Постановлением администрации Октябрьского района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ над Минаевым В.И. установлено попечительство, жилое помещение за ним не закреплялось, во владении жилых строений и помещений он не имеет, что подтверждается справкой комитета по образованию администрации Октябрьского района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ, справкой Росреестра от ДД.ММ.ГГ.
Постановлением администрации Октябрьского района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** Минаев В.И. признан нуждающимся в жилом помещении и принят на учет среди лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ Минаев В.И. обучался по очной форме в *** в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ проходил службу в рядах вооруженных сил РФ.
При таких обстоятельствах прокурор полагал, что Минаев В.И. имеет право на внеочередное предоставлении жилья в соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 г., закона Алтайского края N 136-ЗС " О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края".
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования, просил обязать ответчиков предоставить Минаеву В.И. жилое благоустроенное помещение в черте г. Барнаула общей площадью 33 квадратных метра по договору найма специализированного жилого помещения.
Решением Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования удовлетворены частично.
На управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству возложена обязанность предоставить Минаеву В.И. благоустроенное жилое помещение в черте г. Барнаула в размере 33 кв.м по договору найма специализированного жилого помещения.
Исковые требования к администрации Октябрьского района г. Барнаула оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ответчик управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству просит решение отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на то, что истец в рамках возбужденного гражданского дела не вправе был одновременно изменить предмет и основание иска. Судом не учтено, что обеспечение истца жилым помещением должно осуществляться в рамках долгосрочной целевой программы "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на 2013 - 2015 годы", утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 22.11.2012 N 633, с учетом даты подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и в пределах бюджетных ассигнований, предоставленных в очередном финансовом году. Изложенное свидетельствует о преждевременности вывода суда о наличии правовых оснований для предоставления истцу жилья по договору найма специализированного жилого помещения
В дополнении к апелляционной жалобе ответчик указывает на то, что возлагая обязанность предоставить истцу жилое помещение в черте г. Барнаула, суд не принял во внимание, что черта города Барнаула не совпадает с границей города Барнаула, в результате чего ответчик лишен возможности исполнить обжалуемый судебный акт.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Минаев В.И., ссылаясь на законность и обоснованность решения, просит жалобу оставить без удовлетворения.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в деле, также просил решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы истец Минаев В.И., прокурор Фомина П.В. возражали против удовлетворения жалобы, просили решение оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, заявлений об отложении разбирательства дела в связи с уважительными причинами неявки от них не поступило. В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Так, с 01 января 2013 г. вступили в силу изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения по предоставлению лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внесенные Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
В соответствии с со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Судом установлено, что Минаев В.И., ДД.ММ.ГГ года рождения, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Родители Минаева В.И. - М., Н. лишены в отношении него родительских прав решением Октябрьского районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ (л.д.24).
Постановлением администрации Октябрьского района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ над Минаевым В.И. установлено попечительство, жилое помещение за ним не закреплялось, во владении жилых строений и помещений он не имеет, что подтверждается справкой комитета по образованию администрации Октябрьского района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ, справкой Росреестра от ДД.ММ.ГГ (л.д.16, 18, 21, 23, 27).
В период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ Минаев В.И. обучался по очной форме в *** в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ проходил службу в рядах вооруженных сил РФ.
Постановлением администрации Октябрьского района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** Минаев В.И. поставлен на регистрационный учет в качестве нуждающегося в получении жилья как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшийся без попечения родителей. (л.д.32).
Как следует из отзыва администрации Октябрьского района г.Барнаула Алтайского края, Минаев В.И., ДД.ММ.ГГ года рождения, признан нуждающимся в жилом помещении и принят на учет среди лиц из числа детей-сирот и детей, оставшийся без попечения родителей, по состоянию на ДД.ММ.ГГ очередь истца для предоставления жилья по договору социального найма ***. Согласно сведениям, предоставленным Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации Алтайского края, Минаев В.И. включен в реестр очередников для предоставления жилого помещения, его очередь *** (л.д.33).
На основании выписки из домовой книги Минаев В.И. зарегистрирован по адресу "адрес", домовладение значится за Ш., членом семьи которой Минаев В.И. не является (л.д.22, 29).
В судебном заседании достоверно установлено, что с момента постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до настоящего времени жилое помещение Минаеву В.И. предоставлено не было, с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий он в установленном порядке не снимался.
Сведений о том, что истец улучшил свои жилищные условия, в результате чего отпали основания для предоставления жилого помещения, ответчиками в судебном заседании не представлено.
Между тем право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Так положениями ч. 2 ст. 4 Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012 г. установлено, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что федеральным и региональным законодательством реализация прав лица названной категории по предоставлению жилого помещения не поставлена в зависимость от очереди, которую занимает данное лицо в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Иное противоречило бы правовой позиции Конституционного суда РФ, сформулированной в Постановлении от 24 мая 2001 года N 8-П, согласно которой изменение законодателем ранее установленных правил, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение лиц, которых оно затрагивает, должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости предоставление гражданам возможности, в частности посредством временного регулирования, в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. Соблюдение данного принципа - при отсутствии должной нормативной определенности правового регулирования - имеет существенное значение и для обеспечения единства правоприменительной практики.
Таким образом, доводы жалобы о преждевременности исковых требований основаны на неправильном толковании норм права, поскольку право на предоставление жилого помещения возникло у истца еще до вступления в силу вышеуказанных изменений, с вступлением в силу изменений не прекратилось и указанными изменениями не поставлено в зависимость от каких-либо новых обстоятельств, зависящих от истца.
Истец Минаев В.И. принят на учет в качестве нуждающегося в жилье ДД.ММ.ГГ, включен в сводный реестр для предоставления жилого помещения жилищного фонда Алтайского края, данные о нем и необходимые документы переданы администрацией Октябрьского района г. Барнаула в Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству.
Доводам жалобы ответчика о том, что в рамках долгосрочной целевой программы "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" на 2013-2015, за три года действия которой планируется обеспечить жильем 958 детей сирот, в том числе 316 человек в 2013 г., судом первой инстанции дана надлежащая оценка. В данном случае реализация права лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена Федеральным законом в зависимость от наличия достаточного финансирования необходимых для этого мероприятий, отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не является основанием для ограничения или лишения гарантированных законодательством прав и свобод гражданина.
Не могут повлечь отмену решения суда доводы жалобы о том, что исковые требования уточнены прокурором в нарушение ст. 39 ГПК РФ с одновременным изменением предмета и оснований иска, поскольку прокурор изменил только предмет иска, основания иска, а именно фактические обстоятельства, относящиеся к истцу (принадлежность к числу лиц из детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствие закрепленного и иного жилья, не предоставление жилого помещения ответчиком), на которых прокурор основывает свои требования, остались неизменными.
Закон не обязывает прокурора при предъявлении иска в суд в защиту интересов физического лица указывать ссылку на закон или иной нормативно-правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.
Между тем судебная коллегия полагает заслуживающим внимание довод жалобы о неправомерности указания в резолютивной части решения суда о предоставлении жилого помещения в черте города Барнаула, вместо указания в "границах муниципального образования".
Как следует из положений ст.17-1 Закона Алтайского края от 11.10.2012 N74-ЗС " О внесении изменений в закон N136-ЗС от 12.12.2006 "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" - детям (лицам) оставшимся без попечения родителей, жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края предоставляются по месту их жительства в границе соответствующего муниципального образования.
Согласно ст. 3 "Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края" (принят Решением Барнаульской городской Думы от 20.06.2008 N 789) (ред. от 01.03.2013) Муниципальное образование город Барнаул является административным центром Алтайского края и наделено статусом городского округа законом Алтайского края от 27.12.2008 N 144-ЗС "О статусе и границах муниципального и административно-территориального образования город Барнаул Алтайского края".
Полное наименование муниципального образования - городской округ - город Барнаул Алтайского края. Сокращенное наименование муниципального образования - город Барнаул.
Понятия "муниципальное образование", "городской округ" и "город Барнаул", используемые в Уставе, применяются в одном значении в отношении городского округа - города Барнаула Алтайского края.
Территория города Барнаула включает земли в пределах черты города Барнаула, а также в соответствии с Генеральным планом городского округа территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями) (ст.8 Устава).
При этом, как следует из положений ст.10 Устава, черта города Барнаула не совпадает с границей города Барнаула.
Таким образом, резолютивная часть решения суда относительно указания на предоставление жилого помещения "в черте города Барнаул" является неверной.
В этой связи судебная коллегия считает необходимым, не отменяя решение по существу, уточнить резолютивную часть решения, изложив ее в иной редакции, с указанием на предоставление жилья "границах муниципального образования г.Барнаул".
В остальной части решение суда является правильным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ч.1 ст.327.1, ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству на решение Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 12 марта 2013 года оставить без удовлетворения.
Абзац второй резолютивной части этого решения изложить в следующей редакции:
Обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить Минаеву В. И. благоустроенное жилое помещение в границах муниципального образования г.Барнаул в размере 33 кв.м по договору найма специализированного жилого помещения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.