Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
Председательствующего Кавуновой В.В.,
судей Александровой Л.А., Титовой В.В.,
при секретаре Горской О.В.,
с участием прокурора Текутьевой Я.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Алтайского края на решение Октябрьского районного суда города Барнаула Алтайского края от 12 марта 2013 года
по делу по иску прокурора Октябрьского района города Барнаула в интересах Голубевой С. А. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Алтайского края, администрации Октябрьского района города Барнаула о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Кавуновой В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского района города Барнаула обратился с иском в интересах Голубевой С.А. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации Октябрьского района города Барнаула, с учетом уточненных требований просил обязать ответчиков предоставить Голубевой С.А. жилое благоустроенное помещение в черте города Барнаула в размере "данные изъяты" квадратных метра по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование требований прокурор указал, что мать Голубевой С.А. Непомнящих Е.В. лишена родительских прав решением Заринского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, отец Голубев А.Ю. умер ДД.ММ.ГГ.
Уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ подтверждается отсутствие у Голубевой С.А., а также ее дочери Голубевой К.И. какого-либо недвижимого имущества.
Постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** Голубева С.А. признана нуждающейся в жилом помещении и принята на учет среди числа лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составом семьи "данные изъяты".
В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральным законом от 22.08.2004 N122-ФЗ, Законом Алтайского края от 12.12.2006 N136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" истец имеет право на внеочередное предоставлении жилой площади, финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет бюджета субъектов Российской Федерации.
Решением Октябрьского районного суда города Барнаула Алтайского края от 12.03.2012 исковые требования прокурора Октябрьского района города Барнаула в интересах Голубевой С.А. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству удовлетворены, постановлено обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить Голубевой С.А. благоустроенное жилое помещение в черте города Барнаула в размере "данные изъяты" кв.м по договору найма специализированного жилого помещения.
Исковые требования прокурора Октябрьского района города Барнаула в интересах Голубевой С.А. к администрации "адрес" оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Алтайского края просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на то, что прокурор одновременно изменил и предмет и основания иска, что противоречит ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кроме того материально-правовые основания для удовлетворения иска также отсутствуют, поскольку он заявлен преждевременно, в связи с внесением изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на данный момент отсутствуют положения о внеочередном предоставлении таким лицам жилых помещений. Постановлением Администрации Алтайского края от 27.12.2012 N736 "Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" обеспечение жилым помещениями указанных категорий лиц осуществляется путем строительства жилых помещений и приобретения жилых помещений. Строительство (приобретение) жилья для детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется за счет средств краевого бюджета и субсидий, поступающих на указанные цели из федерального бюджета. Финансирование на эти цели осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели законом Алтайского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд осуществляется управлением Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации. Постановлением Администрации Алтайского края от 22.11.2012 N633 утверждена долгосрочная целевая программа "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" на 2013-2015, за три года действия которой планируется обеспечить жильем 958 детей сирот, в том числе 316 человек в 2013 году. Жилые помещения будут предоставляться лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей согласно Списку, сформированному Управлением по дате подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в орган местного самоуправления, или после 01.01.2013 - в управление.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав пояснения прокурора, Голубевой С.А., изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом и следует из материалов дела Голубева С.А., ДД.ММ.ГГ г.р. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Голубевой С.А. Непомнящих Е.В. лишена родительских прав решением Заринского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, отец Голубев А.Ю. умер ДД.ММ.ГГ.
Постановлением администрации Заринского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** Голубева С.А. определена в учреждение государственного воспитания на полное государственное обеспечение.
Согласно справке администрации Октябрьского района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ Голубева С.А. до своего совершеннолетия находилась в КГОУ "Михайловская специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа -Интернат VIII вида.
Согласно постановлению администрации Тягунского сельского совета Заринского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** у Голубевой С.А., оставшейся без попечения родителей, собственного либо муниципального жилья не было.
Уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ подтверждается отсутствие у Голубевой С.А.., а также ее дочери Голубевой К.И. какого - либо недвижимого имущества.
Постановлением администрации Октябрьского района города Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** Голубева С.А. признана нуждающейся в жилом помещении и принята на учет среди числа лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составом семьи "данные изъяты".
Согласно выписке из домовой книги от ДД.ММ.ГГ Голубева С.А. и ее дочь Голубева К.Д., ДД.ММ.ГГ г.р., зарегистрированы по адресу "адрес" коммуны, 67б в городе Барнауле, владение значится за Латышевой И.А., собственного жилья Голубева С.А. не имеет.
С момента постановки истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до настоящего времени жилое помещение Голубевой С.А. предоставлено не было, с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий она в установленном порядке не снималась.
Сведений о том, что истец улучшила свои жилищные условия, в результате его отпали основания для предоставления жилого помещения, ответчиками в судебном заседании представлено не было.
С 01.01.2013 вступили в силу изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения по предоставлению лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внесенные Федеральным законом от 29.02.2012 N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
В силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
При этом ч. 2 ст. 4 Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012 установлено, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Поскольку Голубевой С.А. жилое помещение не предоставлено, при разрешении спора суд обосновано применил нормы вышеуказанных нормативно-правовых актов в редакции Федерального закона N15-ФЗ от 29.02.2012.
Законом Алтайского края от 11.10.2012 N 74-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края" в числе прочих внесены изменения в закон Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" и, в частности, п. 2 ч. 2. ст. 5 закона, предусматривающий, что право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признан утратившим силу. Кроме того, указанный закон дополнен ст. 17-1 и ст. 17-2, направленными на регламентацию права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края.
Статья 17-1 названного закона Алтайского края в целом повторяет положения ч.1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Кроме того пунктом 5 указанной статьи установлено, что детям (лицам), оставшимся без попечения родителей и включенным в список, предусмотренный статьей 17-2 настоящего Закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края предоставляются по месту их жительства в границе соответствующего муниципального образования. В случае невозможности предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Алтайского края детям (лицам), оставшимся без попечения родителей и включенным в список, предусмотренный статьей 17-2 настоящего Закона, по месту их жительства в границе соответствующего муниципального образования с согласия указанных лиц им предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края в другом муниципальном образовании.
Согласно ст. 17-2 указанного закона Алтайского края в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии со статьей 17-1 настоящего Закона (далее - список), включаются дети (лица), оставшиеся без попечения родителей и достигшие возраста 14 лет.
Перечень документов, необходимых для составления списка, порядок их направления и рассмотрения определяется постановлением Администрации Алтайского края.
Уполномоченный орган в течение пятнадцати дней со дня поступления проводит проверку сведений, содержащихся в документах, и принимает решение:
1) о включении детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, в список;
2) об отказе во включении детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, в список.
В целях реализации вышеуказанных положений федерального законодательства и законов Алтайского края Администрацией Алтайского края принято Постановление от 27.12.2012 N736 "Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Порядок), содержащее в том числе переходные положения (п.5.1.), согласно которым органы местного самоуправления в течение одного месяца с момента вступления настоящего Порядка в силу направляют в управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству сведения и документы, указанные в пункте 2.1 настоящего Порядка, в отношении детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, принятых на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма до 1 января 2013 года и не обеспеченных жилыми помещениями. Сведения вносятся в Список по дате поступления заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в орган местного самоуправления.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что внесенные в федеральные законы и законы Алтайского края изменения не направлены на установление дополнительных требований и условий, относящихся к лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для реализации права на предоставление жилого помещения, гарантированного государством.
Федеральным и региональными законами реализация права лица названной категории по предоставление жилого помещения не поставлена в зависимость от очереди, которую занимает лицо в Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
По смыслу вышеуказанных норм формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, относится к компетенции органа государственной субъекта Российской Федерации, в данном случае Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству.
Согласно сообщению администрации Октябрьского района города Барнаула от ДД.ММ.ГГ (л.д.67) личные дела граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе истицы Голубевой С.А. направлены в Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству.
Пунктом 2.2. вышеуказанного Порядка установлено, что Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству в течение 15 дней со дня поступления документов проводит проверку сведений, содержащихся в документах, и принимает решение о включении детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, в Список либо об отказе во включении их в Список.
Управлением Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству не представлено доказательств о наличии каких-либо препятствий для включения истицы Голубевой С.А. в указанный Список, в связи с чем доводы апелляционной жалобы об отсутствии истицы в указанном списке не является основанием для отмены или изменения оспариваемого решения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в связи с изменениями, внесенными в вышеуказанные нормативные акты, требование заявлено прокурором преждевременно судебная коллегия находит основанными на неверном толковании норм материального и процессуального права, поскольку право на предоставление жилого помещения возникло у истицы еще до вступления в силу в вышеуказанных изменений, с вступлением в силу изменений не прекратилось и указанными изменениями не поставлено в зависимость от каких-либо новых обстоятельств, зависящих от истца
Также не является состоятельным довод апелляционной жалобы о том, что исковые требования уточнены прокурором с нарушением ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с одновременным изменением предмета и оснований иска, поскольку прокурор изменил только предмет иска, основания иска, а именно фактические обстоятельства, относящиеся к истцу (принадлежность к числу лиц из детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствие закрепленного и иного жилья, не предоставление жилого помещения ответчиком), на которых прокурор основывает свои требования остались неизменными. Внесение же изменений в нормативно-правовые акты, на которые сослался прокурор, не является изменением оснований иска.
Остальные доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда быть не могут, поскольку были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили его оценку. Каких-либо дополнительных доводов, которые бы ставили под сомнение правильность и обоснованность выводов суда первой инстанции жалоба не содержит. Кроме того доводы направлены на иное толкование норм права и оценку добытых судом доказательств, надлежащая оценка которым была дана в решении суда первой инстанции, с которой судебная коллегия соглашается. Оснований для переоценки доказательств по делу не имеется.
Вместе с тем, в соответствии со п. 5 ст. 17-1 закона Алтайского края от 12.12.2006 N136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" детям (лицам), оставшимся без попечения родителей и включенным в список, предусмотренный статьей 17-2 настоящего Закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края предоставляются по месту их жительства в границе соответствующего муниципального образования.
В резолютивной части решения на ответчика возложена обязанность предоставить истцу жилое помещение в черте города Барнаула.
При таких обстоятельствах резолютивная часть решения подлежит уточнению.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Алтайского края на решение Октябрьского районного суда города Барнаула Алтайского края от 12 марта 2013 года оставить без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решение Октябрьского районного суда города Барнаула Алтайского края от 12 марта 2013 года, изложив абзац 2 в следующей редакции.
"Обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить Голубевой С. А. благоустроенное жилое помещение в границе муниципального образования городского округа города Барнаула Алтайского края в размере "данные изъяты" кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения.".
Председательствующий:
Судьи:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.