Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.,
судей Новиковой Н.В., Мокрушиной В.П.,
при секретаре Добротворской В.В.
с участием прокурора Текутьевой Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика администрации г. Барнаула Алтайского края на решение Центрального районного суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу по иску прокурора Центрального района г. Барнаула в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации г.Барнаула, администрации Центрального района г.Барнаула, Комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Мокрушиной В.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Центрального района г. Барнаула обратился в суд с иском к администрации г.Барнаула, администрации Центрального района г.Барнаула о признании незаконными бездействия по организации сбора, вывоза, утилизации бытовых отходов на земельном участке площадью около 15 кв.м., расположенном на расстоянии 50 метров от шлагбаума, являющегося границей земельного участка по адресу: "адрес" кадастровый номер "данные изъяты" возложении обязанности на администрацию г. Барнаула организовать сбор, вывоз утилизацию бытовых отходов на земельном участке площадью около 15 кв.м., расположенном на расстоянии 50 метров от шлагбаума, являющегося границей земельного участка по адресу: "адрес", кадастровый номер "данные изъяты" путем очистки земельного участка от отходов в срок до ДД.ММ.ГГ, возложении обязанности на администрацию "адрес" в тот же срок принять участие в очистке от отходов указанного земельного участка.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Центрального района г. Барнаула с привлечением специалистов Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства. Установлено, что за территорией яхт-клуба Заречье, расположенного по адресу: "адрес" имеющий кадастровый номер "данные изъяты", на расстоянии 50 метров от шлагбаума ООО " "данные изъяты"", являющегося арендатором указанного земельного участка вдоль правого берега речной заводи имеется песчаный карьер, в котором образована несанкционированная свалка бытовых отходов (пластиковая и бумажная тара, пластиковые бутылки и металлические банки и т.д.).Вдоль всей береговой линии имеются участки загрязненные бытовыми отходами (пластиковые бутылки, мешки, одноразовая посуда и т.д.).
Согласно Уставу муниципального образования администрация г. Барнаула должна организовывать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, а также обеспечивать проведение на территории города мероприятий по охране окружающей среды (п.10 ст. 55 Устава). Согласно Положению о Центральном районе г. Барнаула, утвержденного решением БГД от ДД.ММ.ГГ *** администрация района участвует в проведении мероприятий по охране окружающей среды на территории района. При этом мероприятия по охране окружающей среды в границах г. Барнаула включают организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Ненадлежащее использование земельного участка, приводящее к порче земли и угрозе загрязнения спорного объекта, несанкционированное складирование отходов причиняет вред окружающей среде, нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.
В последующем прокурор уточнил исковые требования, указав в заявлении о возложении обязанности на ответчиков совершить вышеуказанные действия в срок до ДД.ММ.ГГ, а также о привлечении к участию в деле в качестве соответчика комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи администрации г.Барнаула.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 28 декабря 2012 года заявленные требования удовлетворены частично, признано незаконным бездействие администрации г. Барнаула и администрации Центрального района г. Барнаула по организации сбора, вывоза, утилизации бытовых отходов на земельном участке площадью около 15 кв.м., расположенном на расстоянии 50 метров от шлагбаума, являющегося границей земельного участка по адресу: "адрес", кадастровый номер "данные изъяты"; на администрацию "адрес" возложена обязанность организовать сбор, вывоз утилизацию бытовых отходов на вышеуказанном земельном участке путем очистки его от отходов в срок до ДД.ММ.ГГ; на администрацию "адрес" возложена обязанность в этот же срок принять участие в очистке данного земельного участка от отходов.
В апелляционной жалобе администрация г. Барнаула просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что администрация г. Барнаула не очищает земельные участки от отходов, а именно эта обязанность возложена решением суда. Также органы местного самоуправления не осуществляют сбор, вывоз и утилизацию отходов, а осуществляют организацию деятельности по обращению с отходами. На территории г. Барнаула действует более 10 организаций, осуществляющих сбор, вывоз отходов, а также имеется полигон. В решении не указано, в чем заключается бездействие администрации города, а также какие действия не совершены данным органом. Вывод суда о том, что перераспределение обязанностей среди подведомственных комитетов, в том числе путем выделения им финансирования, не влияет на определение надлежащего ответчика, противоречит ст. 125 ГК РФ. Администрация г. Барнаула исходя из положений ст.14 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края является не единственным органом местного самоуправления. На территории города Барнаула действует комитет жилищно-коммунального хозяйства, являющийся юридическим лицом, который судом не привлечен к участию в деле. Решение суда затрагивает права и обязанности лица, не привлеченного к участию в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Текутьеву Я.В., полагавшую, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Право граждан на благоприятную окружающую среду предусмотрено ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с ч. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Аналогичные положения закреплены в ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В силу п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Такая же норма содержится в ст. 7 Закона Алтайского края от 11.02.2008 N 11-ЗС "Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае".
Из содержания норм, закрепленных в ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 19 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края, следует, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу положений п.10 ст. 55 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края, принятого Решением Барнаульской городской Думы от 20.06.2008 N 789, администрация города Барнаула должна организовывать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, а также обеспечивать проведение на территории города мероприятий по охране окружающей среды.
Согласно п. 6 ст. 15 Положения о Центральном районе г. Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 27 марта 2009 года N 75, администрация района участвует в проведении мероприятий по охране окружающей среды в пределах средств, предусмотренных в бюджете города на эти цели.
При этом согласно Положению об организации мероприятий по охране окружающей среды в границах города Барнаула, утвержденному решением Барнаульской городской Думы от 02 октября 2009 года N 182, мероприятия по охране окружающей среды в границах г. Барнаула включают организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п.2.1); администрация города принимает целевые программы и планы мероприятий в сфере охраны окружающей среды, обеспечивает их реализацию; обеспечивает организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п.3.2).
Как следует из акта осмотра объекта, составленного управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края ДД.ММ.ГГ, что на земельном участке, площадью около 15 кв.м., расположенном на расстоянии 50 метров от шлагбаума, являющегося границей земельного участка по адресу: "адрес" с кадастровым номером "данные изъяты" выявлена несанкционированная свалка отходов производства и потребления (пластиковая и бумажная тара, пластиковые бутылки и металлические банки и т.д.).
Факт наличия данной несанкционированной свалки не оспаривается ответчиками.
Доказательств того, что ответчиками предпринимались какие-либо конкретные действия по организации ликвидации данной свалки, не представлено.
Проанализировав фактически обстоятельства дела, положения вышеприведенных норм закона, районный суд пришел к правильному выводу о том, что администрация г. Барнаула и администрация Центрального района г. Барнаула являются надлежащими ответчиками по требованию прокурора о ликвидации несанкционированной свалки, и частично удовлетворил заявленные требования.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что администрация города не производит удаление отходов с несанкционированных свалок, для сбора и вывоза отходов на территории города созданы специализированные организации, а также действует полигон, не свидетельствуют о незаконности судебного акта, поскольку указанные обстоятельства не снимают с ответчика обязанности но осуществлению действий, направленных на ликвидацию несанкционированной свалки, в рамках возложенных на него полномочий по организации сбора и вывоза отходов, обеспечению проведения на территории района мероприятий по охране окружающей среды.
Несостоятельны доводы жалобы о том, что решением суда затрагиваются интересы юридического лица, не привлеченного к участию в деле - комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, так как судебным решением не разрешены вопросы о правах и обязанностях данного лица.
Довод апелляционной жалобы о противоречии содержащихся в решении суда выводов ст.125 ГК РФ подлежит отклонению, так как судом проанализированы нормативные правовые акты, определяющие компетенцию администрации г. Барнаула, и исходя из этого разрешены требования прокурора. Наличие других органов местного самоуправления на территории г. Барнаула не свидетельствует о незаконности решения суда.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 28 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Барнаула - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.