Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кулеш О.А.
судей Новиковой Н.В., Хоролич Н.М.
секретаря Федотовой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора "адрес" Алтайского края на решение Мамонтовского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу по заявлению прокурора "адрес" Алтайского края в интересах Ш.Н.Д. о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Кулеш О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор обратился в суд с заявлением в интересах Ш.Н.Д. о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В обоснование требований указал, что Ш.Н.Д., является участником Великой Отечественной Войны, инвали "адрес" группы, ветераном труда, тружеником тыла.
ДД.ММ.ГГ Ш.Н.Д. обратился в администрацию "адрес" Алтайского края с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Постановлением администрации "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** ему отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в связи с обеспеченностью жильем свыше учетной нормы.
Прокурор считает данный отказ незаконным, поскольку администрация препятствует в реализации права Ш.Н.Д. на улучшение жилищных условий как ветерана Великой Отечественной войны. Дом, в котором проживает Ш.Н.Д., не благоустроен, отсутствует система канализации и централизованного отопления.
Прокурор просил признать незаконным решение об отказе в признании Ш.Н.Д. нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязать администрацию "адрес" поставить Ш.Н.Д. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включить его в список участников, инвалидов Великой Отечественной войны, членов семьи погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01 марта 2005 года.
Решением Мамонтовского районного суда Алтайского края от 27 ноября 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционном представлении прокурор "адрес" Алтайского края просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что Федеральный закон "О ветеранах" предусматривает право участников Великой Отечественной войны на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем независимо от их имущественного положения; суд не учел, что дом, в котором проживает Ш.Н.Д., является неблагоустроенным, имеется только печное отопление, фундамент дома разрушается.
В возражениях на апелляционное представление глава администрации "адрес" Алтайского края П.Г.Н. просит оставить решение суда без изменения, апелляционное представление прокурора без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав прокурора Т.Я.В., поддержавшую доводы апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований для его удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, Ш.Н.Д. является участником Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии И ***.
ДД.ММ.ГГ Ш.Н.Д. обратился в администрацию "адрес" Алтайского края с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Из постановления администрации "адрес" Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ и приложения *** к нему следует, что участнику войны Ш.Н.Д., 1927 года рождения, согласно п.2 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказано в постановке на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что Ш.Н.Д. имеет жилье на праве собственности в "адрес" ул. "адрес"ю "данные изъяты" кв.м., что выше учетной нормы на 1 члена семьи (12 кв.м.).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Ш.Н.Д. не нуждается в улучшении жилищных условий, поскольку имеет в собственности жилое помещение, которое является пригодным для проживания, при этом обеспеченность жильем превышает установленную учетную норму.
Данные выводы суда соответствуют закону и обстоятельствам дела.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941 - 1945 годов" (в ред. Указа Президента РФ от 09 января 2010 N 30) необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 21 ФЗ от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О Ветеранах" обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и вставших на учет до 1 января 2005 года осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством.
Признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом РФ и законом Алтайского края от 09 декабря 2005 года N 115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
Согласно п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (части 4 и 5 ст.50 ЖК РФ).
В соответствии с ч.1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Судом установлено, что Ш.Н.Д. является собственником жилого дома, общей площадью 49,9 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГ.
Согласно выписке из похозяйственной книги от 18 июля 2012 года и справке, выданной администрацией Костино-Логовского сельсовета "адрес" Алтайского края, Ш.Н.Д. зарегистрирован и проживает по адресу: "адрес". В состав его семьи входит супруга Ш.Е.Д., которая не имеет жилых строений и помещений, что подтверждается справкой Мамонтовского отделения филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по Алтайскому краю *** от ДД.ММ.ГГ.
Из акта обследования социально-бытовых положений Ш.Н.Д. по адресу: "адрес", следует, что ему принадлежит деревянный сухой дом, общей площадью "данные изъяты" кв.м., жилой площадью "данные изъяты" кв.м, который имеет печное отопление. В заключении комиссия указывает, что оконные блоки пришли в негодность и необходима их замена.
Таким образом, при определении нуждаемости заявителя в улучшении жилищных условий судом обоснованно принято во внимание то обстоятельство, что Ш.Н.Д. и его супруга Ш.Е.Д. пользуются жилым домом общей площадью "данные изъяты" кв.м., то есть по "данные изъяты" кв.м. на одного человека, при учетной норме в 12 кв.м. на одного человека.
Довод представления о том, что дом, в котором проживает Ш.Н.Д., является неблагоустроенным, имеется только печное отопление, фундамент дома разрушается, в связи с чем, имеются основания для постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.
Порядок признания помещения непригодным для проживания регулируется Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. постановлением Правительства РФ *** от ДД.ММ.ГГ (далее - Положение).
Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 42 Положения).
Как следует из материалов дела, Ш.Н.Д. в администрацию "адрес" Алтайского края с заявлением о признании жилого помещения (жилого дома) по "адрес" непригодным для проживания не обращался. Доказательств обратного суду не представлено.
При таких обстоятельствах судом сделан правильный вывод о том, что оспариваемое решение закону не противоречит.
Доводы апелляционного представления о том, что Ш.Н.Д., является участником Великой Отечественной войны, имеет право на предоставление жилого помещения независимо от имущественного положения и обеспеченности жилым помещением, основан на неправильном толковании закона, поскольку в силу п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 5-ФЗ от ДД.ММ.ГГ "О ветеранах" право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета имеют только участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, при этом установлено, что Ш.Н.Д. в соответствии со ст. 51 ЖК РФ нуждающимся в улучшении жилищных условий не является.
На основании изложенного, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционного представления.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное представление прокурора "адрес" Алтайского края на решение Мамонтовского районного суда Алтайского края от 27 ноября 2012 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.