Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Мжельской Г.А.,
судей Довиденко Е.А., Алешко О.Б.,
при секретаре Савищевой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 26 ноября 2012 года по делу
по иску Щетининой Т. С., действующей в своих интересах и интересах Щ.В.С., к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, территориальному отделу N 2 Федерального государственного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Заслушав доклад судьи Мжельской Г.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Щетинина Т.С., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Щ.В.С., обратилась в суд с иском к ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, территориальному отделу N 2 ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование иска указала на то, что согласно ордера N "данные изъяты" от "данные изъяты" года, занимает ведомственное жилое помещение по ул. "данные изъяты" в "адрес" на условиях социального найма. Военный городок, в котором находится ведомственное жилое помещение, не относится к числу закрытых военных городков, что дает истцу право на участие в приватизации жилого помещения, относящегося к государственному жилищному фонду. Щетинина Т.С. обратились с заявлением о приватизации в ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, приложив все необходимые документы. В октябре 2012 года указанным учреждением было сообщено, что ФГКУ не наделено полномочиями на передачу жилья в собственность. Просила признать за истцом и сыном право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную в г "данные изъяты" по ул. "данные изъяты".
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 26 ноября 2012 года исковые требования Щетининой Т.С., действующей в своих интересах и интересах Щ.В.С. удовлетворены.
Признано за Щетининой Т.С., Щ.В.С. право общей долевой собственности в порядке приватизации на жилое помещение в виде квартиры, общей площадью "данные изъяты" кв.м., жилой площадью "данные изъяты" кв.м., номер "данные изъяты" дома номер "данные изъяты" по улице "данные изъяты".
В апелляционной жалобе ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации просит решение отменить в связи с нарушением норм материального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что согласно Указаниям Министра обороны Российской Федерации N 205/2/709 от 15 октября 2009 года исключение жилых помещений из специализированного жилого фонда запрещено.
В настоящее время в отношении жилого фонда, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, действуют общие нормы Жилищного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации. Наличие или отсутствие присвоенного в установленном законом порядке статуса "служебное" жилому помещению не тождественно понятию служебное жилое помещение, предоставленное на время исполнения трудовых обязанностей. Соответственно, если помещение предоставлено на время исполнения трудовых обязанностей, то по окончанию трудовых отношений работник не имеет никаких прав на жилое помещение, тем более требовать признания права собственности на объект. Жилые помещения жилого фонда Вооруженных Сил Российской Федерации предназначены исключительно для обеспечения жильем военнослужащих. Обеспечение жилыми помещениями лиц гражданского персонала, иных граждан, не имеющих связи с Министерством обороны Российской Федерации, не является обязанностью Министерства обороны Российской Федерации. Кроме того, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку собственником закрепленного за ним имущества является Министерство обороны Российской Федерации. Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 ноября 2010 года N 1550 вопросы, связанные с обеспечением жилыми помещениями военнослужащих, возлагается на Департамент жилищного обеспечения Российской Федерации, который осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации.
В письменном возражении на апелляционную жалобу истец Щетинина Т.С. просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя истца - Жукова А.А., просившего решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения по доводам жалобы.
В силу ст.1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В соответствии со ст.2 указанного Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст.6 Закона).
На основании ч.1 ст.4 настоящего Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Статьей 11 указанного выше Закона установлено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Из материалов дела усматривается, что Щетинина Т.С. на основании обменного ордера от ДД.ММ.ГГ *** (л.д. 12), выданного КЭЧ *** Сибирского военного округа, занимает жилое помещение - двухкомнатную квартиру, жилой площадью "данные изъяты" кв.м., расположенную по адресу: "адрес".
Квартира предоставлена истцу Щетининой ( "данные изъяты") Т.С. на состав семьи, из 3 человек (истца, мужа и сына).
Брак между ФИО и ФИО расторгнут на основании решения мирового судьи судебного участка "адрес" от ДД.ММ.ГГ, что подтверждено свидетельством о расторжении брака (л.д. 8).
Согласно свидетельству о перемене имени (л.д. 6) ФИО переменила фамилию на Щетинину Т.С.
Из выписки из поквартирной карточки следует, что истцы Щетинина Т.С. и её сын Щ.В.С. зарегистрированы и проживают в квартире, расположенной в городе "данные изъяты" по "адрес", с ДД.ММ.ГГ (л.д. 18).
Судом установлено, что истцы Щетинина Т.С., Щ.В.С. ранее не принимали участия в приватизации и у них отсутствуют жилые помещения, принадлежащие на праве собственности, что подтверждено информацмей Алейского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю, уведомлениями об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о наличии объектов недвижимости и выписок из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества, выданных Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (л.д. 20 - 23).
Судом принято во внимание, что указанный в ордере в качестве члена семьи ФИО после расторжения брака в 2002 году, снялся с регистрационного учета ДД.ММ.ГГ и более в спорное жилье не вселялся, избрав для постоянного проживания иное место жительства, что свидетельствует о добровольном прекращении права пользования вышеуказанным жилым помещением.
Как следует из представленных в материалы дела свидетельств, Межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы номер 2 по г.Чита, внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности Алейской КЭЧ путем реорганизации в форме присоединения к ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно приказу Министерства обороны Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N1871 ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации реорганизовано путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений, в том числе Алейской квартирно-эксплуатационной части.
ДД.ММ.ГГ на основании передаточного акта Алейской КЭЧ ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации передано имущество, документы, а так же права и обязанности Алейской КЭЧ. В соответствии с приложением к указанному акту Алейской КЭЧ передан, а ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации принят, в том числе, жилой дом по "адрес" в "адрес".
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 29 марта 2012 года N 422-р Федеральное государственное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации переименовано в Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Из представленного истцом ордера *** от ДД.ММ.ГГ на спорное жилое помещение не усматривается, что ФИО предоставляется служебное жилое помещение, в ордере отсутствует "Красная полоса", присущая ордерам по служебным квартирам.
Из архивной справки от ДД.ММ.ГГ N "данные изъяты", выданной архивным отделом администрации г.Алейска Алтайского края, следует, что постановлением главы администрации г.Алейска от 22 февраля 2005 года N "данные изъяты", "адрес" включена в число служебных жилых помещений на основании ходатайства 63 КЭЧ. Постановлением администрации г.Алейска от 24 марта 2005 года N 274 постановление администрации города от 22 февраля 2005 года N 154 отменено (л.д.13).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года N 752-р г.Алейска Алтайского края включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2011 года N 1779-р "Изменения, которые вносятся в раздел "Вооруженные Силы Российской Федерации" перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности" был изменен перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации Алтайский край исключен.
Согласно информации ФГУ "Центррегионжилье" от ДД.ММ.ГГ, "адрес", полномочия собственника жилищного фонда в Сибирском округе осуществляет ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, в том числе в отношении жилого помещения по адресу: "адрес" (л.д. 25).
ДД.ММ.ГГ истцом в ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации было направлено заявление с просьбой о передаче ей в собственность занимаемого жилого помещения на основании Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (л.д. 24).
Из ответа ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации N 141/5/7/3315 от 02 октября 2012 года следует, что в настоящее время отсутствуют нормативные акты, в том числе ведомственные, регламентирующие порядок приватизации жилых помещений, находящихся в оперативном управлении структурных подразделений Министерства обороны Российской Федерации. Полномочия по передаче в собственность граждан жилых помещений начальнику ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации не делегированы, в связи с чем заключить договор передачи в собственность, либо дать разрешение на приватизацию указанного жилого помещения не представляется возможным (л.д. 26).
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" разъяснено, что гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Установив, что истец Щетинина Т.С. ранее в приватизации жилья не участвовала, спорное жилое помещение не относиться к специализированному жилищному фонду, не имеет статуса служебного, в аварийном состоянии не находится, не является комнатой в общежитии и в доме, расположенном в закрытом военном городке, суд первой инстанции сделал вывод, что наниматель занимает жилое помещение по договору социального найма, таким образом каких-либо препятствий для передачи указанной квартиры в собственность истца не имеется и признал за истцом право собственности на спорное жилое помещение.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводом суда.
Довод апелляционной жалобы о том, что истец, не являясь военнослужащей, не имеет права на приватизацию жилого помещения, находящегося в управлении Министерства обороны Российской Федерации, судебной коллегией во внимание не принимается как несоответствующий действующему законодательству, не содержащему таких запретов.
Ссылка в жалобе на то, что в деле отсутствуют надлежаще оформленные документы на отказ от участия в приватизации Щ.В.С. отклоняется, поскольку не соответствует материалам дела. Щ.В.С. является истцом, который выразил желание на участие в приватизации путем подачи иска.
Довод апелляционной жалобы о том, что ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по данному делу, не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку в качестве ответчика по делу также участвуют - ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, территориальный отдел N 2 ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
При этом Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и его региональные отделения осуществляют функции по предоставлению жилья гражданам, находящимся в трудовых либо служебных отношениях с Министерством обороны Российской Федерации. Министерство обороны Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущества и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации.
Иные доводы апелляционной жалобы оснований к отмене судебного решения не содержат, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, в то время как судебная коллегия оснований для такой переоценки не находит.
Таким образом, доводы жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, а поэтому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене либо изменению обжалуемого решения.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 26 ноября 2012 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.