Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего: Вишняковой С.Г.,
судей: Костогладовой О.Г., Бусиной Н.В.,
при секретаре Добротворской В. В.
с участием прокурора Профотиловой Т. В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула Алтайского края и апелляционную жалобу третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) на решение Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края от 25 февраля 2013 года
по делу по иску прокурора Индустриального района города Барнаула в интересах Лазаровой В.Э. к Управлению социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, Обществу с ограниченной ответственностью УЖК "Весенний" о признании незаконными действий по расчету и назначению размера компенсации по оплате отопления, возложении обязанности произвести перерасчет размера компенсации по оплате отопления,
заслушав доклад судьи Бусиной Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Индустриального района города Барнаула обратился в суд с иском в интересах Лазаровой В.Э., о признании незаконными действий Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула по указанию для расчета компенсации расходов на оплату отопления истицы для расчета ООО УЖК "Весенний" исходя из социальной нормы площади жилого помещения с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ; обязать Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула для расчета компенсации Лазаровой В.Э. указать общую площадь жилого помещения по улице "адрес" в размере 91,80 кв.м.; обязать Общество с ограниченной ответственностью УЖК "Весенний" в пределах нормативов потреблении услуги произвести расчет компенсации по оплате за отопление Лазаровой В.Э. из расчета 91,80 кв.м. общей площади жилого помещения по улице "адрес", с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ; обязать Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула произвести выплату компенсации по оплате за отопление Лазаровой В.Э. из расчета 91,80 кв.м. общей площади жилого помещения назначение по улице "адрес" с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
В обоснование иска указывает, что истец является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки в соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" и законами субъектов Российской Федерации. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты коммунальных услуг в размере 50% в пределах установленных нормативов потребления. Решением Индустриального районного суда города Барнаула от ДД.ММ.ГГ признаны незаконными действия УСЗН по Индустриальному району города Барнаула по указанию для расчета компенсации расходов на оплату отопления Лазаровой В.Э. для ООО УЖК "Весенний" исходя из социальной нормы площади жилья. На УСЗН по Индустриальному району г. Барнаула возложена обязанность производить выплату компенсации по оплате за отопление начиная с ДД.ММ.ГГ. Однако с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ расчет и выплата компенсации расходов на оплату отопления ответчиками производились неверно.
Определением суда от ДД.ММ.ГГ производство по иску прокурора Индустриального района города Барнаула в интересах Лазаровой В.Э. к Управлению социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула в части требований о признании незаконными действия ответчика Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула по указанию для расчета компенсации расходов на оплату отопления Лазаровой В.Э. для ООО УЖК "Весенний" с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ исходя из социальной нормы площади жилого помещения и о возложении обязанности на Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула для расчета компенсации Лазаровой В.Э. по оплате отопления указывать общую площадь жилого помещения по улице "адрес" в размере 91,80 кв.м. прекращено, поскольку имеется вступившее в законную силу решение Индустриального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ, принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Решением Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования удовлетворены.
На ООО УЖК "Весенний" возложена обязанность в пределах нормативов потреблении услуги произвести расчет компенсации по оплате за отопление Лазаровой В.Э. из расчета 91,80 кв.м. общей площади жилого помещения по улице "адрес", с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
На Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула возложена обязанность произвести выплату компенсации по оплате за отопление Лазаровой В.Э. из расчета 91,80 кв.м. общей площади жилого помещения по улице "адрес" с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
В апелляционной жалобе ответчик Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула просит отменить решение суда, вынести новое об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку в соответствии с действующим законодательством денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Названные нормы продублированы в Правилах определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N 126, согласно п. 15 которых расчет денежного эквивалента производят организации - поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме. Пунктом 37 Правил предусмотрено, что ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации несут организации - поставщики услуг. Прокурором не представлен расчет льготы, который бы подтверждал необходимость производить выплату в ином размере.
В апелляционной жалобе третье лицо Главалтайсоцзащита просит решение суда отменить и принять новое решение.
В качестве доводов для отмены решения указывает на то, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Основанием для отмены решения является то обстоятельство, что в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурором не представлен расчет недополученной истцом компенсации, что свидетельствует о недоказанности нарушения прав льготополучателя. Заявленное Главалтайсоцзащитой в отзыве ходатайство о понуждении прокурора предоставить расчет оставлено судом без внимания. Не проанализирована правильность произведенных организацией-поставщиком расчетов денежных эквивалентов, не представлены доказательства, указывающие на неправильность этих расчетов, исходя из которых, Управлением произведена выплата компенсации. Только при наличии расчета недополученной компенсации могут быть обоснованными требования о наличии размера задолженности по выплатам. Размер недополученной компенсации по коммунальной услуге определяет родовую подсудность рассматриваемого спора. Возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы влечет за собой возможность арифметической ошибки и нарушения прав государственного органа либо прав гражданина.
В возражениях на жалобы прокурор просит решение оставить без изменения, жалобы - без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции материальный истец, представитель ответчика и представитель третьего лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки суд не известили. В соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия приступила к рассмотрению апелляционных жалоб в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы выслушав прокурора, просившую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец Лазарова В.Э. является реабилитированным лицом, следовательно, имеет право на льготы, установленные ст. 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий".
Истец зарегистрирована и проживает в принадлежащем ей на праве собственности жилом помещении по адресу: "адрес", общей площадью 91,80 кв.м.
Управляющей компанией многоквартирного дома по улице "адрес" является ООО УЖК "Весенний".
Вступившим в законную силу решением Индустриального районного суда города Барнаула от ДД.ММ.ГГ признаны незаконными действия УСЗН по Индустриальному району г. Барнаула по указанию для расчета компенсации расходов на оплату отопления Лазаровой В.Э. для ООО УЖК "Весенний" исходя из социальной нормы площади жилья. На УСЗН по Индустриальному району г. Барнаула возложена обязанность для расчета компенсации Лазаровой В.Э. по оплате отопления указывать общую площадь жилого помещения по адресу: "адрес", в размере 91,80 кв.м. На ООО УЖК "Весенний" возложена обязанность произвести расчет компенсации по оплате за отопление Лазаровой В.Э. из расчета 91,80 кв.м. общей площади жилого помещения по адресу: "адрес", начиная с ДД.ММ.ГГ. На ООО УСЗН по Индустриальному району г. Барнаула возложена обязанность производить выплату компенсации по оплате за отопление Лазаровой В.Э. из расчета 91,80 кв.м. общей площади жилого помещения по адресу: "адрес", начиная с ДД.ММ.ГГ.
Указанным решением суда установлено, что ответчиком УСЗН по Индустриальному району г. Барнаула необоснованно для организации-поставщика, производящей исчисление денежного эквивалента мер социальной поддержки, для расчета льгот по отоплению указывается льготная площадь жилого помещения менее 91,80 кв.м., в связи с чем, исчисление денежного эквивалента льгот по оплате отопления производится неправильно.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ Управление социальной защиты населения по Индустриальному району г.Барнаула необоснованно указывало для организации-поставщика площадь жилого помещения для расчета Лазаровой В.Э. льготы по отоплению в размере 54,0 кв.м., в связи с чем, истцом недополучена компенсация по оплате за отопление в указанный период.
Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, основаны на нормах закона, с ними соглашается судебная коллегия.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" (в редакции, действовавшей до 24.07.2012) реабилитированным лицам предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.
Согласно ст. 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Положениями пунктов 31, 33 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N 126 (далее - Правила), статьи 6 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" предусмотрено, что финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения. Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения согласно представленным заявкам.
Частью 3 статьи 5 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" учет граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, и включение их в регистр осуществляется органами социальной защиты населения по месту жительства.
Согласно пунктам 14, 15, 16, 37 Правил, частям 7-8 статьи 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг. Расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг, которые несут ответственность за правильность данного расчета. Денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
Таким образом, законодательство, регулирующее отношения сторон в спорный период, не предусматривало использование социальной нормы жилой площади при расчете денежного эквивалента меры социальной поддержки, а также при определении размера компенсации.
В представленной в материалах дела Информации Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула о данных, занесенных в программный комплекс "Назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", занесены сведения о размере льготной площади по жилью - 54,00 кв.м. и по отоплению - 54,00 кв.м.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции верно исходил из того, что Управлением социальной защиты населения по Индустриальному району г. Барнаула необоснованно для организации-поставщика, производящей исчисление денежного эквивалента мер социальной поддержки, в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ необоснованно указывалась площадь жилого помещения для расчета льгот по отоплению в размере 54,00 кв.м.
Доводы апелляционной жалобы Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула о том, что Управление является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Доводы апелляционных жалоб о непредставлении прокурором доказательств, указывающих на неправильность расчетов компенсации по оплате за отопление не могут повлечь отмену решения, поскольку расчеты компенсации по оплате за отопление производились исходя из социальной площади жилого помещения 54,00 кв.м., в то время как общая площадь жилого помещения оставляет 91,80 кв.м.
Таким образом, установлено нарушение права истца на получение в полном объеме денежного эквивалента мер социальной поддержки, которое должно быть восстановлено, независимо от доводов апелляционной жалобы Главалтайсоцзащиты о том, что возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы влечет за собой возможность арифметической ошибки.
Ссылка в жалобе на нерассмотрение судом ходатайства Главалтайсоцзащиты о понуждении прокурора предоставить расчет, судебной коллегией во внимание не принимается, так как требований о взыскании каких-либо сумм заявлено не было.
Не является основанием для отмены решения и довод жалобы Главалтайсоцзащиты о том, что размер недополученной компенсации по коммунальной услуге определяет родовую подсудность рассматриваемого иска, поскольку в соответствии со ст. 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принятое судом к своему производству дело с соблюдением правил подсудности должно быть разрешено этим же судом по существу, независимо от того, изменилась ли подсудность дела. Исковое заявление содержит требование о возложении обязанности произвести расчет компенсации по оплате за отопление, которое подсудно районному суду.
Ссылка в жалобе на наличие иной судебной практики в части истребования расчета сумм недоплаченной компенсации по коммунальной услуге не является основанием для отмены решения, поскольку судебный прецедент не является источником права в Российской Федерации.
Иных доводов, которые могли бы повлечь отмену решения, апелляционные жалобы не содержат, в связи с этим основания для их удовлетворения отсутствуют.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы апелляционных жалоб являются несостоятельными, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края от 25 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула Алтайского края и апелляционную жалобу третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.