Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Чубукова С.К.,
судей Ковалюк Л.Ю., Бредихиной С.Г.,
при секретаре Ретунской Н.Г.,
с участием прокурора Эммерих Д.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула и третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее - Главалтайсоцзащита) на решение Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края от 21 февраля 2013 года по делу
по иску прокурора Индустриального района города Барнаула в интересах Зотовой И. А. к Управлению социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, ООО УЖК "Весенний" о признании незаконными действий, возложении обязанности произвести перерасчет, выплатить компенсацию.
Заслушав доклад судьи Бредихиной С.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
"адрес" обратился в суд в интересах Зотовой И.А. с иском к Управлению социальной защиты населения по "адрес", ООО УЖК "Весенний" со следующими требованиями:
- о признании незаконными действия Управления социальной защиты населения по "адрес" по указанию для расчета компенсации расходов на оплату отопления Зотовой И.А. исходя из социальной нормы площади жилья с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ,
- о возложении на Управление социальной защиты населения по "адрес" обязанности для расчета истцу денежной компенсации по оплате отопления указывать общую площадь жилого помещения в размере "данные изъяты" кв.м.,
- о возложении на ООО УЖК "Весенний" обязанности в пределах установленных нормативов потребления произвести расчет компенсации по оплате за отопление Зотовой И.А. из расчета "данные изъяты" кв.м. общей площади жилого помещения, за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ,
- о возложении обязанности на Управление социальной защиты населения по "адрес" произвести выплату компенсации по оплате за отопление Зотовой И.А., исходя из общей площади жилого помещения в размере "данные изъяты" кв.м., с ДД.ММ.ГГпо ДД.ММ.ГГ
В обоснование исковых требований прокурор указал, что решением Индустриального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГ признаны незаконными действия Управления социальной защиты населения по "адрес" по указанию для расчета компенсации расходов на оплату отопления истице для ООО УЖК "Весенний" исходя из социальной нормы жилья. На Управление социальной защиты населения "адрес" возложена обязанность для расчета компенсации по оплате отопления указывать площадь жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" - "данные изъяты" кв.м. На ООО УЖК "Весенний" возложена обязанность произвести расчет компенсации по оплате за отопление из расчета площади жилого помещения - "данные изъяты" кв.м., начиная с ДД.ММ.ГГ На Управление социальной защиты населения по "адрес" возложена обязанность производить выплату компенсации по оплате за отопление из расчета "данные изъяты" кв.м. площади квартиры, начиная с ДД.ММ.ГГ При этом, в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ истцу также неправильно производился расчет и выплата компенсации расходов на оплату отопления.
Решением Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 21 февраля 2013 года исковые требования удовлетворены в части.
На ООО УЖК "Весенний" возложена обязанность произвести Зотовой И. А. расчет денежного эквивалента размера компенсации расходов по оплате стоимости услуги по отоплению, исходя из размера "данные изъяты" квадратных метра площади жилого помещения - "адрес", расположенной в "адрес" в "адрес", за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ включительно, в пределах установленных нормативов потребления услуги.
Признаны незаконными действия Управления социальной защиты населения по "адрес" по назначению и выплате Зотовой И. А. размера компенсации расходов по оплате стоимости услуги по отоплению, исходя из социальной нормы площади жилья, за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ включительно.
На Управление социальной защиты населения по "адрес" возложена обязанность произвести назначение и выплаты Зотовой И. А. сумм компенсаций расходов по оплате стоимости услуги по отоплению, исходя из размера "данные изъяты" квадратных метра площади жилого помещения - "адрес", расположенной в "адрес" в "адрес", за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ включительно, в пределах установленных нормативов потребления услуги.
В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Управление социальной защиты населения по "адрес" просит решение суда отменить и принять решение об отказе в удовлетворении иске. В обоснование указывает на то, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку в соответствии с п.37 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. В иске содержится требование о признании действий ответчика незаконными в связи с предоставлением льготы в меньшем размере, но расчет льгот, подтверждающий необходимость иного размера выплаты, не представлен.
В апелляционной жалобе третье лицо Главалтайсоцзащита также просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, поскольку прокурором к иску не приложен расчет недополученной истцом компенсации, таким образом, не установлено, имеется ли факт нарушения прав льготополучателя, имеется ли задолженность и в каком размере. Отсутствие конкретной суммы влечет за собой возможность арифметической ошибки и, соответственно, нарушение прав государственного органа либо прав гражданина. Поскольку возможный размер недополученной компенсации составляет сумму менее "данные изъяты" рублей, настоящий спор может быть подсуден мировому судьей.
В возражении на апелляционные жалобы помощник прокурора Индустриального района г. Барнаула просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор возражал против удовлетворения жалоб, полагая, что решение суда является законным и обоснованным.
В заседание суда апелляционной инстанции иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, выслушав явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверяя законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Согласно ст. 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" от 03 декабря 2004 года 359-ЗС реабилитированным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг в жилом помещении: отопления (в том числе топлива при отсутствии в жилом помещении центрального отопления) - в пределах установленных нормативов потребления услуги и краевых стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки.
В силу ст. 2 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года N156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации.
Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона.Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг
Выплата компенсаций осуществляется уполномоченным органом ежемесячно до установленного в соответствии с ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги по выбору гражданина путем перечисления сумм компенсаций на имеющиеся или открываемые в выбранных гражданином банках личные счета либо через организации федеральной почтовой связи (ст. 4 Закона Алтайского края N156-ЗС).
Правила определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае утверждены постановлением администрации Алтайского края от 01 апреля 2008 года N126.
В соответствии с п.п. 14-16 Правил размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг
Расчет денежного эквивалента производят организации - поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме.
Денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Ответственность за достоверность представляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения (п.п. 37,38 Правил).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Зотова И.А. является реабилитированным лицом, зарегистрирована и проживает в "адрес" в "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м.
Зотова И.А. является собственником "данные изъяты" доли в "адрес" в "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м., сособственниками данного жилого помещения являются ее дети, которым также принадлежит по "данные изъяты" доли в праве собственности на указанную квартиру.
Управление многоквартирным домом *** по "адрес" в "адрес" осуществляется ООО УЖК "Весенний".
Решением Управления социальной защиты населения по "адрес" истице назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, начиная с ДД.ММ.ГГ
Решением Индустриального районного суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, вступившем в законную силу ДД.ММ.ГГ, было установлено, что в соответствии с п.27 Правил между Управлением социальной защиты населения по "адрес" и ООО УЖК "Весенний" заключено соглашение об информационном обмене *** от ДД.ММ.ГГ, согласно п.2.1.1 которого Управление обязуется ежемесячно в срок до 5-го числа направлять поставщику списки льготополучателей для осуществления им расчетов денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в формате, предусмотренном приложением 1 к настоящему соглашению, в электронном виде. Поставщик в силу п.2.2.1 Соглашения обязуется в срок до 12-го числа предоставлять в Управление сведения о денежных эквивалентах, рассчитанных для каждого льготополучателя, указанного в переданном Управлением списке в электронном виде в формате, предусмотренным приложением 1 к настоящему соглашению. Согласно приложению *** "Формат сведений" реквизиты графы 19 "общая площадь жилого помещения" заполняется органом социальной защиты и только в случае, если стоимость услуг считается от площади жилья. Организация-поставщик (управляющая компания) заполняет только реквизиты граф 22,23,28 (сумма оплаты полная, сумма льготы, количество комнат). Таким образом, льготная площадь для расчета денежного эквивалента по оплате за отопление указывается Управлением социальной защиты населения по "адрес".
Данным судебным постановлением признаны незаконными действия Управления социальной защиты населения по "адрес" по указанию для расчета компенсации расходов на оплату отопления истице для ООО УЖК "Весенний" исходя из социальной нормы площади жилья.
На Управление социальной защиты населения по "адрес" возложена обязанность для расчета компенсации Зотовой И.А. по оплате отопления указывать общую площадь жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" - "данные изъяты" кв.м.
На ООО УЖК "Весенний" возложена обязанность произвести Зотовой И.А. расчет компенсации по оплате за отопление из расчета общей площади жилого помещения - "данные изъяты" кв.м., начиная с ДД.ММ.ГГ
На Управление социальной защиты населения по "адрес" возложена обязанность производить Зотовой И.А. выплату компенсации по оплате за отопление из расчета "данные изъяты" кв.м. общей площади жилого помещения, начиная с ДД.ММ.ГГ
В соответствии с п.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Удовлетворяя частично заявленные прокурором требования, суд первой инстанции исходил из того, что в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ включительно Управление социальной защиты населения по "адрес" необоснованно указывало для организации-поставщика площадь жилого помещения для расчета истице льготы по отоплению в размере "данные изъяты" кв.м., в связи с чем, истицей недополучена компенсация по оплате за отопление в указанный период.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, мотивированы в судебном решении и подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств, которым дана надлежащая оценка по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что настоящий спор подсуден мировому судье, так как возможный размер недополученной компенсации составляет сумму менее "данные изъяты" рублей, судебная коллегия находит несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 33 ГПК РФ дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно станет подсудным другому суду.
Принимая во внимание, что прокурором были заявлены требования неимущественного характера, дело относится к подсудности районного суда и рассмотрено без нарушений правил подсудности.
Ссылка в жалобе третьего лица на наличие иной судебной практики в части истребования расчета сумм недоплаты не является основанием для отмены решения суда, поскольку судебный прецедент не является источником права в Российской Федерации.
Доводы жалобы о том, что прокурором не была проанализирована правильность произведенных организацией-поставщиком расчетов денежных эквивалентов компенсации, не представлен расчет недополученной суммы компенсации, судебной коллегией не принимаются, поскольку при рассмотрении дела судом установлено нарушение прав истца на получение денежной компенсации в полном размере, а требования о взыскании суммы недополученной компенсации прокурором не заявлялись.
Несостоятельны доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что Управление социальной защиты населения по Индустриальному району г. Барнаула является ненадлежащим ответчиком по делу, так как в силу ст. 4 Закона Алтайского края N156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" компенсация назначается и выплачивается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по Индустриальному району г. Барнаула Алтайского края и третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) на решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 21 февраля 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.