Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего: Вишняковой С.Г.,
судей: Костогладовой О.Г., Бусиной Н.В.,
при секретаре Савищевыой А.В.,
с участием прокурора Профатиловой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула Алтайского края и апелляционную жалобу третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) на решение Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края от 13 февраля 2013 года
по делу по иску прокурора Индустриального района города Барнаула в интересах Ефремовой М.В. к Управлению социальной защиты населения по Индустриальному району г. Барнаула, ООО "УК ЖХ Индустриального района г.Барнаула" о признании незаконными действий, возложении обязанности по определению размера эквивалента денежной компенсации, перерасчету и выплате компенсации по оплате за жилищно-коммунальные услуги.
Заслушав доклад судьи Костогладовой О.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Индустриального района г. Барнаула обратился в интересах Ефремовой М.В. в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по Индустриальному району г. Барнаула (далее также УСЗН по Индустриальному району г. Барнаула) и ООО "УК ЖХ Индустриального района г.Барнаула"", просил признать незаконными действия ответчиков по расчету и назначению Ефремовой М.В. 50% льготы за отопление исходя из площади жилья *** кв.м.; возложить на УСЗН по Индустриальному району г. Барнаула обязанность указывать для расчета денежной компенсации истцу общую площадь жилого помещения в размере *** кв.м., в пределах установленных нормативов потребления; возложить на ООО "УК ЖХ Индустриального района г. Барнаула" обязанность произвести расчет денежного эквивалента суммы компенсации за отопление, исходя из общей площади жилого помещения - *** кв.м., за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, в пределах установленных нормативов потребления; возложить на УСЗН по Индустриальному району г. Барнаула обязанность произвести Ефремовой М.В. назначение и выплату сумм компенсаций по оплате за отопление, исходя из общей площади жилого помещения в размере *** кв.м., с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в пределах установленных нормативов потребления.
В обоснование иска ссылался на то, что истец Ефремова М.В. является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки в соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" и законами субъектов Российской Федерации. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты коммунальных услуг в размере 50% в пределах установленных нормативов потребления. Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей. Размер платы за потребленную тепловую энергию, исходя из нормативов потребления данного вида услуг, рассчитывается по формуле, установленной пунктом 1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307: Р=S х N х T, где S - общая площадь отапливаемого помещения; N - тариф потребления тепловой энергии на отопление; T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ответчиком ООО "УК ЖХ Индустриального района г. Барнаула" (организация поставщик) расчет денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате тепловой энергии незаконно произведен из расчета социальной нормы, а не из общей площади жилого помещения.
Решением Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края от 13 февраля 2013 года исковые требования удовлетворены частично.
На ООО "УК ЖХ Индустриального района г.Барнаула" возложена обязанность произвести Ефремовой М.В. расчет денежного эквивалента размера компенсации расходов по оплате стоимости услуги по отоплению исходя из размера *** кв.м. площади жилого помещения - "адрес", расположенной в "адрес", за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, в пределах установленных нормативов потребления услуги.
Признаны незаконными действия Управления социальной защиты населения по Индустриальному району г. Барнаула по назначению и выплате Ефремовой М.В. размера компенсации расходов по оплате стоимости услуги по отоплению, исходя из площади жилья в размере *** кв.м., за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
На Управление социальной защиты населения по Индустриальному району г. Барнаула возложена обязанность произвести назначение и выплаты Ефремовой М.В. сумм компенсаций расходов по оплате стоимости услуги по отоплению, исходя из размера *** кв.м. площади жилого помещения - "адрес", расположенной в "адрес", за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, в пределах установленных нормативов потребления услуги.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ответчик Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула просит отменить решение суда, вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку в соответствии с действующим законодательством денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Названные нормы содержаться и в Правилах определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N 126, согласно п. 15 которых расчет денежного эквивалента производят организации - поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме. Пунктом 37 Правил предусмотрено, что ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации несут организации - поставщики услуг. Истцом не представлен расчет льготы, который бы подтверждал необходимость производить выплату в ином размере.
В апелляционной жалобе третье лицо Главалтайсоцзащита просит решение суда отменить и принять новое решение.
В качестве доводов для отмены решения указывает на то, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Основанием для отмены решения является то обстоятельство, что в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурором не представлен расчет недополученной истцом компенсации, что свидетельствует о недоказанности нарушения прав льготополучателя. Заявленное Главалтайсоцзащитой в отзыве ходатайство о понуждении прокурора предоставить расчет суммы недополученной компенсации оставлено судом без внимания. Прокурором не проанализирована правильность произведенных организацией-поставщиком расчетов денежных эквивалентов и не представлены доказательства, указывающие на неправильность этих расчетов, исходя из которых, Управлением произведена выплата компенсации. Только расчетом недополученной компенсации могут подтверждаться доводы о наличии размера задолженности по выплатам. Размер недополученной компенсации по коммунальной услуге определяет и родовую подсудность рассматриваемого спора. Возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы влечет за собой возможность арифметической ошибки и нарушения прав государственного органа либо прав гражданина.
В возражениях на апелляционные жалобы прокурор просит решение оставить без изменения, жалобы - без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции материальный истец, представитель ответчика и представитель третьего лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки суд не известили. В соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия приступила к рассмотрению апелляционной жалобы в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав прокурора Профатилову Т.В., просившую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец Ефремова М.В. является реабилитированным лицом, следовательно, имеет право на льготы, установленные ст. 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий".
Истец зарегистрирована и проживает в "адрес", общей площадью *** кв.м. Указанное жилое помещение находится в собственности ФИО1 - супруга Ефремовой М.В.
Совместно с истцом в квартире зарегистрированы и проживают ФИО1, ФИО2
Управление многоквартирным домом по "адрес" осуществляет ООО "УК ЖХ Индустриального района г. Барнаула".
В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991г. N1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004г. N 59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" (в редакции, действовавшей до 24.07.2012г.) реабилитированным лицам предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.
В силу положений п. 2 ст. 6 и п. 8 ст. 1 Закона Алтайского края от 27.12.2007г. N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки которым установлены Законом Алтайского края от 03.12.2004г. N 59-ЗС, осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Согласно ст. 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007г. N 156-ЗС компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Положениями пунктов 31, 33 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008г. N 126 (далее - Правила), статьи 6 Закона Алтайского края от 27.12.2007г. N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" предусмотрено, что финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения. Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения согласно представленным заявкам.
Частью 3 статьи 5 Закона Алтайского края от 03.12.2004г. N 59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" учет граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, и включение их в регистр осуществляется органами социальной защиты населения по месту жительства.
Согласно пунктам 14, 15, 16, 37 Правил, частям 7-8 статьи 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007г. N 156-ЗС размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг. Расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг, которые несут ответственность за правильность данного расчета. Денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
Таким образом, законодательство, регулирующее отношения сторон в спорный период, не предусматривало использование социальной нормы жилой площади при расчете денежного эквивалента меры социальной поддержки, а также при определении размера компенсации.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции верно исходил из того, что Управлением социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула необоснованно за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ предоставлена информация для расчета денежного эквивалента о льготной площади жилого помещения истца в размере *** кв.м.
Доводы апелляционной жалобы Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула о том, что Управление является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с действующим порядком орган соцзащиты ежемесячно на основании реестра формирует для каждой организации - поставщика услуг списки льготополучателей, которые в срок до 5 числа направляет в их адрес, а организации - поставщики услуг в срок до 12 числа текущего месяца направляют в орган социальной защиты населения по установленной форме сведения о денежных эквивалентах, рассчитанных для каждого льготополучателя, указанного в списке (пункты 28, 29 Правил).
В представленной в материалах дела Информации Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула о данных, занесенных в программный комплекс "Назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", указаны сведения о размере льготной площади по жилью - *** кв.м. и по отоплению - *** кв.м. Таким образом, материалами дела подтверждаются неправомерные действия Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула по назначению и выплате истцу компенсации расходов по оплате стоимости услуги отопления, исходя из социальной площади жилья.
Доводы апелляционных жалоб о непредставлении прокурором доказательств, указывающих на неправильность расчетов компенсации по оплате за отопление, что может повлечь арифметическую ошибку, не влияют на законность решения, учитывая то, что расчеты компенсации по оплате за отопление производились исходя из социальной площади жилого помещения *** кв.м., в то время как общая площадь жилого помещения истца оставляет *** кв.м., что свидетельствует о нарушении прав истца, в связи с нарушением установленного законом порядка предоставления мер социальной поддержки.
Не могут повлечь отмену решения и доводы жалобы третьего лица Главалтайсоцзащита о том, что размер недополученной компенсации по коммунальной услуге определяет родовую подсудность рассматриваемого спора, учитывая то, что прокурором заявлены требования о признании действий ответчиков незаконными, которые подсудны районному суду.
Поскольку судом полно и всесторонне исследованы и оценены в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации все доказательства, правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не противоречат материалам дела, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края от 13 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула Алтайского края и апелляционную жалобу третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.