Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кулеш О.А.,
судей Новиковой Н.В., Хоролич Н.М.,
при секретаре Федотовой Л.А.,
с участием прокурора Текутьевой Я.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчиков - Администрации "данные изъяты" района г. Барнаула Алтайского края, Администрации "данные изъяты" Алтайского края на решение Индустриального районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу по иску
прокурора "данные изъяты" района города Барнаула в интересах неопределенного круга лиц к администрации "данные изъяты" района города Барнаула, администрации "данные изъяты" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности очистить земельный участок от отходов.
Заслушав доклад судьи Хоролич Н.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор "данные изъяты" района г. Барнаула обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации "данные изъяты", администрации "данные изъяты" района г. Барнаула, в котором, с учетом уточнения исковых требований, просил признать незаконным бездействие ответчиков по организации сбора, вывоза, утилизации бытовых и промышленных отходов на земельном участке, расположенном в 10 метрах от домов NN *** и *** по "адрес" глубиной до 10 м, шириной около 30 м и длиной около 10 м, возложить на ответчиков обязанность организовать сбор, вывоз, утилизацию бытовых и промышленных отходов, ликвидировать образовавшийся на данном участке котлован в срок до ДД.ММ.ГГ.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проведенной по обращению жителей микрорайона "Авиатор" проверки установлено, что на участке местности, расположенном в 10-ти метрах от домов NN *** и *** по "адрес" имеется котлован глубиной до 10м, шириной около 30м и длиной около 10м. Данный котлован на момент проверки покрыт снегом, однако, визуально усматривается находящийся в нем строительный мусор и бытовые отходы, санкционирование для размещения которых не производилось. Какие-либо права на участок, где расположен котлован, в Управлении Росреестра по Алтайскому краю не зарегистрированы. В результате допущенных бездействий со стороны администрации города и района нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, и, кроме того, размещение строительного и бытового мусора на свалке создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, т.к. имеется беспрепятственный доступ к травмоопасным предметам.
Определениями суда от ДД.ММ.ГГ и от ДД.ММ.ГГ к участию в деле в качестве третьих лиц в порядке ст. 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации привлечены Управление Роспотребнадзора, Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи "данные изъяты", Комитет жилищно-коммунального хозяйства "данные изъяты".
В судебном заседании процессуальный истец - помощник прокурора "данные изъяты" района города Барнаула Д.Т.А. от иска в части требований обязать администрацию "данные изъяты" района г. Барнаула в течение 2-х месяцев со дня вынесения решения судом организовать утилизацию бытовых и строительных отходов с территории, расположенной в 10-ти метрах от домов NN *** и *** по "адрес", ликвидировать образовавшийся на данном участке котлован отказалась. В остальной части заявленные исковые требования поддержала.
Определением суда от ДД.ММ.ГГ производство по делу в указанной части прекращено.
Решением Индустриального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ исковые требования удовлетворены, постановлено признать незаконным бездействие администрации "данные изъяты", администрации "данные изъяты" района города Барнаула по организации сбора, вывоза, утилизации бытовых и промышленных отходов на земельном участке, расположенном в 10-ти метрах от домов NN *** и *** по "адрес" глубиной до 10 м, шириной около 30 м и длиной около 10 м.
На администрацию "данные изъяты" возложена обязанность организовать сбор, вывоз, утилизацию бытовых и промышленных отходов на земельном участке, расположенном в 10-ти метрах от домов NN *** и *** по "адрес" глубиной до 10м, шириной около 30м и длиной около 10м в срок до ДД.ММ.ГГ.
На администрацию "данные изъяты" района города Барнаула возложена обязанность принять участие в проведении мероприятий по организации сбора, вывоза, утилизации бытовых и промышленных отходов на земельном участке, расположенном в 10-ти метрах от домов NN *** и *** по "адрес" глубиной до 10м, шириной около 30м и длиной около 10м в срок до ДД.ММ.ГГ.
В апелляционной жалобе администрация "данные изъяты" района г. Барнаула просит решение суда в части возложения на нее обязанности принять участие в проведении мероприятий по организации сбора, вывоза, утилизации бытовых и промышленных отходов на земельном участке, расположенном в 10-ти метрах от домов NN *** и *** по "адрес" глубиной до 10м, шириной около 30м и длиной около 10м в срок до ДД.ММ.ГГ отменить, поскольку прокурор в данной части от заявленных требований отказался, производство по делу в указанной части прекращено.
В апелляционной жалобе администрация "данные изъяты" просит решение отменить и принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь в обоснование на то, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права. Администрация "данные изъяты" не осуществляет сбор, вывоз и утилизацию отходов, данная деятельность производится специализированными организациями, комитетом жилищно-коммунального хозяйства "данные изъяты", который не был привлечен судом к участию в деле; на администрацию "данные изъяты" законом возложена только обязанность по организации вышеназванных действий; суд в решении не сослался на представленное администрацией города доказательство о лице, осуществляющем сбор и вывоз мусора - "данные изъяты", а также не указал причины отклонения указанного доказательства; ДД.ММ.ГГ прокурором было подано не уточненное, а самостоятельное заявление, однако суд продолжил рассмотрение дела и прекратил производство по делу в части только ДД.ММ.ГГ; поселка "данные изъяты" на территории муниципального образования нет, в иске указан микрорайон.
В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура "данные изъяты" района г. Барнаула просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Текутьеву Я.В., представителей третьего лица Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю - В.М.С. и Х.Л.А., возражавших против удовлетворения апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с ч. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с п. 1.2 Санитарных правил содержания территорий населенных мест, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР от 05.08.1988 N 4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).
Положениями п.3 ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 24 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Аналогичная норма содержится в п.26 ст.19 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края, ст.7 Закона Алтайского края от 11 февраля 2008 года N11-ЗС "Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае".
В соответствии с п. 15 ст. 48.1 Устава глава администрации города Барнаула в пределах своей компетенции обязан контролировать деятельность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения.
Исходя из анализа вышеприведенных норм материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что администрация "данные изъяты" обязана организовывать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, а также обеспечивать проведение на территории города мероприятий по охране окружающей среды, что следует также из п. 11 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Имеющиеся в материалах дела доказательства оценены районным судом полно, всесторонне и объективно, оснований для их переоценки судебная коллегия не усматривает.
Судом установлено, что в ходе проведенной прокуратурой "данные изъяты" района г. Барнаула проверки при участии ведущего специалиста Управления Роспотребнадзора, установлено что на земельном участке, расположенном в 10-ти метрах от домов NN *** и *** по "адрес" имеется котлован глубиной до 10 м, шириной около 30 м и длиной около 10 м, заполненный бытовыми и строительными отходами.
Данное обстоятельство подтверждается актом проверки прокуратуры "данные изъяты" района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ
Сведения о зарегистрированных правах на данный участок в Управлении Росреестра по Алтайскому краю отсутствуют, указанный земельный участок в реестре объектов муниципальной собственности "адрес" не значится.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Данные нормы закреплены в ст. 8 ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст. 19 Устава муниципального образования городского округа - г. Барнаул Алтайского края. Кроме того, в силу ст. 55 Устава администрация города Барнаула должна организовывать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, а также обеспечивать проведение на территории города мероприятия по охране окружающей среды.
Согласно п. 6 ст. 15 Положения об Индустриальном районе г. Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы N 75 от 27.03.2009 г., администрация района участвует в проведении мероприятий по охране окружающей среды на территории района.
При этом по Положению об организации мероприятий по охране окружающей среды в границах города Барнаула, утвержденному решением Барнаульской городской Думы N 182 от 02.10.2009 г., мероприятия по охране окружающей среды в границах г. Барнаула включают организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что администрация "данные изъяты" обязана принять меры по очистке данного земельного участка от отходов, а администрация "данные изъяты" района г. Барнаула обязана принять участие в проведении данных мероприятий.
По делу установлено, что ответчики в нарушение приведенных требований законодательства допустили бездействие по реализации вышеуказанных полномочий, нарушив тем самым права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст.78 Федерального закона "Об охране окружающей среды" вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
В силу изложенного довод жалобы администрации "данные изъяты" района г. Барнаула об отмене решения суда в части возложения на нее обязанности принять участие в проведении мероприятий по организации сбора, вывоза, утилизации бытовых и промышленных отходов на земельном участке, расположенном в 10-ти метрах от домов NN *** и *** по "адрес" глубиной до 10м, шириной около 30м и длиной около 10м в срок до ДД.ММ.ГГ не может быть принят во внимание. Суждение о том, что прокурор в данной части от заявленных требований отказался, производство по делу в указанной части прекращено является неверным, поскольку прокурором было заявлено об отказе от требований в части возложения обязанности на администрацию "данные изъяты" района г. Барнаула в течение 2-х месяцев со дня вынесения решения судом организовать утилизацию бытовых и строительных отходов с территории, расположенной в 10-ти метрах от домов NN *** и *** по "адрес", ликвидировать образовавшийся на данном участке котлован.
Довод жалобы администрации "данные изъяты" о том, что отраслевым органом местного самоуправления в сфере благоустройства является комитет жилищно-коммунального хозяйства "данные изъяты", а удаление отходов с несанкционированных свалок производится специализированными организациями (в том числе ООО "данные изъяты"), не принимается во внимание, поскольку указанные обстоятельства не снимают с ответчиков обязанности по осуществлению возложенных полномочий по организации деятельности, связанной с обращением с отходами производства и потребления.
Довод апелляционной жалобы о том, что на администрацию "данные изъяты" законом возложена только обязанность по организации действий по сбору, вывозу и утилизации отходов и она выполнена, опровергается материалами дела, которые подтверждают факт наличия несанкционированной свалки бытовых отходов, что свидетельствует об отсутствии надлежаще организованной деятельности по сбору, вывозу и утилизации отходов.
Утверждение администрации "данные изъяты" о том, что ДД.ММ.ГГ прокурором было подано не уточненное, а самостоятельное заявление не является состоятельным. Производство по делу в части было прекращено определением суда, вынесенному не по заявлению прокурора от ДД.ММ.ГГ, а по ходатайству прокурора, заявленному им в судебном заседании ДД.ММ.ГГ и оформленному письменно за *** от ДД.ММ.ГГ
Довод жалобы о том, что поселка "данные изъяты" на территории муниципального образования нет, в иске указан микрорайон, опровергается материалами дела. Согласно уведомления управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ (л.д. 71) земельный участок, находящийся в 10-ти метрах от домов *** и *** по "адрес" расположен в "адрес".
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают сделанные судом выводы, а потому не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
При указанных обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 14 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков администрации "данные изъяты" района г. Барнаула, администрации "данные изъяты" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.