Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
Председательствующего: Чубукова С.К.,
Судей: Рудь Е.П., Новоселовой Е.Г.,
при секретаре: Добротворской В.В.,
с участием прокурора: Давиденко Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика Управление социальной защиты населения по Индустриальному району г. Барнаула Алтайского края и третьего лица Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) на решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 13 февраля 2013 года
по делу по иску прокурора Индустриального района города Барнаула в интересах В.А.А. к Управлению социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, ТСЖ " "данные изъяты" о возложении обязанности произвести расчет компенсации по оплате за отопление.
Заслушав доклад судьи Рудь Е.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Индустриального района г. Барнаула обратился в суд с иском в интересах В.А.А.., реабилитированного лица, к Управлению социальной защиты населения по Индустриальному району г. Барнаула, ТСЖ " "данные изъяты"". В качестве способов защиты нарушенного права истицы просит:
- признать незаконными действия ответчиков по расчету и назначению В.А.А. 50% льготы за отопление исходя из площади жилья "данные изъяты" кв.м.;
- возложить обязанность на УСЗН по Индустриальному указывать для расчета денежной компенсации указывать общую площадь жилого помещения в размере "данные изъяты" кв.м., в пределах установленных нормативов потреблении.
- возложить на ТСЖ " "данные изъяты"" обязанность произвести расчет денежного эквивалента суммы компенсации за отопление, исходя из общей площади жилого помещения - "данные изъяты" кв.м., за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, в пределах установленных нормативов потреблении;
- возложить обязанность на УСЗН по Индустриальному району г. Барнаула произвести В.А.А. назначение и выплату сумм компенсаций по оплате за отопление, исходя из общей площади жилого помещения в размере "данные изъяты" кв.м., с ДД.ММ.ГГпо ДД.ММ.ГГ в пределах установленных нормативов потреблении.
В обоснование исковых требований ссылается на то, что в силу п. 5 ч. 1 ст. 2 закона Алтайского края от 03.12.2004г. N 359-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" истице как реабилитированному лицу и проживающим совместно с ней членам семьи предоставлена мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Льгота по оплате коммунальной услуги в виде тепловой энергии должна предоставляться реабилитированным лицам в пределах нормативов потребления данной услуги, исходя из общей площади жилого помещения, в котором проживает реабилитированное лицо с членами своей семьи. Однако, ответчиками в нарушение указанного закона определен меньший размер денежного эквивалента для определения размера компенсации стоимости услуги по отоплению, и также в меньшем размере производились назначение и выплата сумм компенсаций в течение спорного периода.
Решением Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 13 февраля 2013 года исковые требования прокурора Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края в интересах В.А.А. удовлетворены частично.
Суд обязал ТСЖ " "данные изъяты"" произвести В.А.А. расчет денежного эквивалента размера компенсации расходов по оплате стоимости услуги по отоплению, исходя из размера "данные изъяты" квадратных метра общей площади жилого помещения - "адрес", расположенной в "адрес" в "адрес", за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, в пределах установленных нормативов потребления услуги.
Признал незаконными действия Управления социальной защиты населения по Индустриальному району г. Барнаула по назначению и выплате В.А.А. размера компенсации расходов по оплате стоимости услуги по отоплению, исходя из социальной нормы площади жилого помещения - "адрес", расположенной в "адрес" в "адрес", за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
Обязал Управление социальной защиты населения по Индустриальному району г. Барнаула произвести назначение и выплаты В.А.А. сумм компенсаций расходов по оплате стоимости услуги по отоплению, исходя из размера "данные изъяты" квадратных метра общей площади жилого помещения - "адрес", расположенной в "адрес" в "адрес", за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
В удовлетворении остальной части исковых требований, заявленных прокурором Индустриального района г. Барнаула в интересах В.А.А., отказал.
Также решением суда с ТСЖ " "данные изъяты"" взыскана в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 200 рублей.
В апелляционной жалобе ответчик Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула просит решение суда отменить, принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований. В качестве доводов для отмены решения указывает на то, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку расчет денежного эквивалента мер социальной поддержки производит организация-поставщик услуг, кроме того, истцом не представлен расчет льготы, который бы подтверждал необходимость производить выплату в ином размере.
В апелляционной жалобе третье лицо Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование доводов жалобы указало, что основанием для отмены решения суда является и то обстоятельство, что в нарушении ст. 56 ГПК РФ прокурором не представлен расчет недополученной истцом компенсации, что свидетельствует о недоказанности нарушения прав льготополучателя. Также прокурором не проанализирована правильность произведенных организацией-поставщиком расчетов денежных эквивалентов, не представлены доказательства, указывающие на неправильность этих расчетов, исходя из которых, управлением социальной защиты населения была произведена выплата компенсации. Однако только при наличии расчета недополученной компенсации могут быть обоснованными требования о наличии задолженности по выплатам. Вместе с тем в зависимости от суммы недополученной компенсации по коммунальной услуге подлежит определению подсудность рассматриваемого дела.
В письменных возражениях на апелляционные жалобы ответчика -Управление социальной защиты населения по Индустриальному району г. Барнаула Алтайского края и третьего лица - Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита), помощник прокурора Индустриального района г. Барнаула Алтайского края Д.Т.А. просит решение суда оставить без изменения, жалобы ответчика и третьего лица - без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность доводов жалоб.
Выслушав прокурора, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалоб на основании ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит жалобы не подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, В.А.А. является реабилитированным лицом.
В.А.А. зарегистрирован в "адрес" в "адрес", собственником которой является его жена- В.О.Д.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ, общая площадь "адрес" в "адрес" составляет "данные изъяты" кв.м.
Управление многоквартирным домом, в котором расположена квартира истца, осуществляется ТСЖ " "данные изъяты"", которой производится начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги, выдачу расчетно-платежных документов.
Решением Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула "О назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" истцу назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГ, основание предоставление компенсации - ко "адрес" "реабилитированный".
Также согласно имеющейся в материалах дела информации УСЗН по Индустриальному району о данных, занесенных в программный комплекс "Назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", размер льготной площади у истца составляет по жилью "данные изъяты" кв.м. и по отоплению "данные изъяты" кв.м. (л.д.30).
В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 03 декабря 2004 г. N 59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" (в редакции, действовавшей по 24 июля 2012г.) реабилитированным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.
Такие нормативы на территории г.Барнаула установлены постановлением администрации г.Барнаула от 26 января 2010г. N 290 "Об оплате жилищно-коммунальных услуг", в соответствии с Приложением N 1 к которому единицей измерения при расчете платы за отопление является Гкал на 1 кв.м. Расчет платы за отопление производится исходя из общей площади либо объема отапливаемого жилого помещения.
Статьей 2 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007г. N156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" установлено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно ст. 4 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года N156-ЗС и ч.2 ст.3 Закона Алтайского края от Закона Алтайского края от 03 декабря 2004 г. N 59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения (далее - уполномоченный орган).
Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации (п. 3 ст. 4 Закона Алтайского края N156-ЗС).
Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в ст. 1 Закона (п. 7 ст. 4 Закона Алтайского края N156-ЗС).
Аналогичные положения закреплены в п.3 и п.7 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденных постановлением администрации Алтайского края от 01 апреля 2008 года N126.
С принятием Закона Алтайского края N58-ЗС от 10.07.2012г. выплата денежной компенсации реабилитированным лицам предусмотрена в пределах установленных нормативов потребления услуги и краевых стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки.
Краевые стандарты нормативной площади жилого помещения установлены постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 04.06.2012г. N239.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к правильному выводу, что при расчете норматива потребления коммунальных услуг в целях выплаты реабилитированному лицу компенсации 50% расходов на оплату тепловой энергии следует принимать во внимание общую площадь жилого помещения, поскольку для определения норматива потребления тепловой энергии законодательно в спорный период времени не было предусмотрено ограничение используемой при подсчете общей площади помещения социальной нормой предоставления.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответственным лицом за правильное начисление компенсации является исключительно организация-поставщик услуг, в связи с чем УСЗН - ненадлежащий ответчик, не основаны на законе.
Так, согласно вышеприведенному Закону Алтайского края от 27 декабря 2007 года N156-ЗС организации, осуществляющие начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (организации-поставщики услуг) рассчитывают только денежные эквиваленты мер социальной поддержки (п. 8 ст. 4), право определять объем льготы им не предоставлено.
В соответствии с п.п. 11,12 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N126 (далее Правил), решение о назначении (отказе в назначении) компенсации принимает руководитель или уполномоченное им должностное лицо органа социальной защиты населения по месту жительства льготополучателя.
Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг (п.14 Правил).
В силу п.15 Правил расчет денежного эквивалента производят организации - поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме. Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п.27 Правил).
Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Ответственность за достоверность предоставляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения (п.п. 37, 38 Правил).
Вопреки доводам жалобы, Управление, являясь уполномоченным органом в сфере социальной защиты населения, обязано предоставлять в управляющую организацию списки льготополучателей с указанием размера общей площади жилого помещения и кода льготника для расчета денежных эквивалентов мер социальной поддержки.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия исходит из того, что без возложения на Управление социальной защиты населения по Индустриальному району г.Барнаула обязанности производить назначение исходя из общей площади жилого помещения для расчета компенсации решение суда не приведет к восстановлению и защите нарушенных прав истца.
Доводы жалоб о том, что прокурором не был представлен расчет в обоснование заявленных требований за спорный период не свидетельствуют о неправильности постановленного по делу решения.
Поскольку прокурором были заявлены также требования о признании действий и возложении на Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула обязанности произвести назначение и выплату компенсации по оплате за отопление, рассмотрение которых подсудно районному суду, то доводы жалобы Главалтайсоцзащита относительно подсудности рассматриваемого спора подлежат отклонению.
В соответствии с законом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит истцу. Факт того, что истцу с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в нарушение действующего в этот период законодательства ответчиками назначалась и рассчитывалась компенсация расходов по оплате отопления, исходя из площади жилого помещения "данные изъяты" кв.м., в то время как следовало исходить из общей площади жилого помещения "данные изъяты" кв.м., судом установлен, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что незаконными действиями ответчиков были нарушены права истца. Поскольку доказательств, которые бы опровергали данные выводы суда, ответчиками не представлено, у суда имелись основания для удовлетворения заявленных прокурором требований, направленных на восстановление нарушенного права материального истца.
Иные доводы, которые могли бы повлечь отмену решения, апелляционные жалобы не содержат.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы ответчика Управление социальной защиты населения по Индустриальному району г. Барнаула Алтайского края и третьего лица Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) на решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 13 февраля 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Ненашева Е.Н. дело 33-3148-2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 апреля 2013 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
Председательствующего: Чубукова С.К.,
Судей: Рудь Е.П., Новоселовой Е.Г.,
при секретаре: Добротворской В.В.,
с участием прокурора: Давиденко Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика Управление социальной защиты населения по Индустриальному району г. Барнаула Алтайского края и третьего лица Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) на решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 13 февраля 2013 года
по делу по иску прокурора Индустриального района города Барнаула в интересах В.А.А. к Управлению социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, ТСЖ " "данные изъяты"" о возложении обязанности произвести расчет компенсации по оплате за отопление.
Заслушав доклад судьи Рудь Е.П., судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы ответчика Управление социальной защиты населения по Индустриальному району г. Барнаула Алтайского края и третьего лица Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) на решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 13 февраля 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.