Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Гореловой Т.В.,
судей Поповой Н.П., Медведева А.А.,
при секретаре Кудрявцевой С.В.
с участием прокурора Удачина И.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления социальной защиты населения по Индустриальному району г. Барнаула Алтайского края, третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне
на решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 19 февраля 2013 года
по делу по иску прокурора Индустриального района г.Барнаула в интересах Киселевой В. К. к Управлению социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, ООО " "данные изъяты"" о признании незаконными действий, возложении обязанности по определению размера эквивалента денежной компенсации, перерасчету и выплате компенсации по оплате за жилищно-коммунальные услуги.
Заслушав доклад судьи Поповой Н.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Индустриального района г. Барнаула обратился в суд с иском в интересах Киселевой В.К. к ООО " ***", Управлению по социальной защите населения по Индустриальному району города Барнаула (далее - УСЗН по Индустриальному району г. Барнаула) просил:
признать незаконными действия ответчиков по расчету и назначению Киселевой В.К. - 50 % льготы за отопление, исходя из площади жилья *** кв.м.;
обязать УСЗН по Индустриальному району г.Барнаула для расчета денежной компенсации Киселевой В.К. по оплате отопления указывать общую площадь жилого помещения *** кв.м, в пределах установленных нормативов потребления услуги;
обязать ООО " "данные изъяты"" произвести перерасчет Киселевой В.К. денежного эквивалента 50 % льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, в пределах установленных нормативов потребления услуги, исходя из общей площади жилого помещения - *** кв.м. за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ;
обязать УСЗН по Индустриальному району г.Барнаула произвести Киселевой В.К. назначение и выплату компенсации по оплате отопления, исходя из общей площади жилого помещения *** кв.м, расположенного по "адрес", в пределах установленных нормативов потребления услуги;
В обоснование заявленных требований указал, что Киселева В.К. является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки в соответствии со ст.16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" и законами субъектов Российской Федерации. Согласно п.5 ч.1 ст.2 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты коммунальных услуг в размере 50% в пределах установленных нормативов потребления. Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированным лицами членов их семей. Размер платы за потребленную тепловую энергию, исходя из нормативов потребления данного вида услуг, рассчитывается по формуле, установленной пунктом 1 приложения N2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N307: Р=S х N х T, где S - общая площадь отапливаемого помещения; N - норматив потребления тепловой энергии на отопление; T -тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответчиком ООО " "данные изъяты"" (организация поставщик) расчет денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате тепловой энергии незаконно произведен исходя расчета социальной нормы *** кв.м., а не общей площади жилого помещения *** кв.м.
Киселева В.К. зарегистрирована и проживает в квартире, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью *** кв.м., что подтверждается выпиской из домовой книги и свидетельством о государственной регистрации права.
Решением Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 19 февраля 2013 года исковые требования прокурора Индустриального района г. Барнаула Алтайского края в интересах Киселевой В.К. удовлетворены частично.
Признаны незаконными действия УСЗН по Индустриальному району города Барнаула по назначению и расчету Киселевой В.К. размера компенсации расходов по оплате стоимости услуги по отоплению, исходя из площади жилья *** кв.м., за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
Возложена обязанность на ООО " "данные изъяты"" произвести расчет Киселевой В.К. денежного эквивалента размера компенсации расходов по оплате стоимости услуг по отоплению, исходя из размера 58,9 кв.м. площади жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, в пределах установленных нормативов потребления указанной услуги.
Возложена обязанность на УСЗН по Индустриальному району города Барнаула произвести назначение и выплаты Киселевой В. К. сумм компенсаций расходов по оплате стоимости услуги по отоплению, исходя из размера *** квадратных метра площади жилого помещения - квартиры N ***, расположенной в "адрес", за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, в пределах установленных нормативов потребления услуги.
Взыскано с ООО " "данные изъяты"" в доход местного бюджета государственная пошлина в размере "данные изъяты" рублей.
В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ответчика УСЗН по Индустриальному району города Барнаула содержится просьба об отмене решения, принятии нового об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку УСЗН по Индустриальному району г.Барнаула является ненадлежащим ответчиком по делу, так как не производит расчет денежного эквивалента предоставляемой истцу меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления, ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, возложена на организации-поставщиков услуг; судом не учтено, что расчет льготы, подтверждающий необходимость иного размера выплаты, прокурором не приводится.
В апелляционной жалобе третье лицо Главалтайсоцзащита просит решение отменить, отказав в удовлетворении требований, ссылаясь на вышеприведенные доводы и отсутствие расчета прокурора недополученной истцом суммы компенсации. А в случае предоставления расчета прокурором, если сумма недоплаченной компенсации составит менее "данные изъяты" рублей, гражданское дело подлежит передаче по подсудности мировому судье.
В возражениях на апелляционные жалобы прокурор Индустриального района города Барнаула просит оставить решение суда без изменения.
Изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, возражавшего против отмены судебного акта, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, на основании ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, материальный истец Киселева В.К. является реабилитированным лицом, проживает в квартире, расположенной по адресу: "адрес" общей площадью *** кв.м., принадлежащей ей на праве собственности. Управление домом, в котором расположена квартира истицы, осуществляет ООО " "данные изъяты"".
Решением УСЗН по Индустриальному району г. Барнаула "О назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" Киселевой В.К. назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, основание предоставление компенсации - код 531 "реабилитированный".
Согласно представленным УСЗН по Индустриальному району г. Барнаула сведениям, льготная площадь по отоплению истцу определена в размере *** кв.м., исходя из чего произведен расчет денежной компенсации.
Вместе с тем, размер компенсации для Киселевой В.К. должен быть определен исходя из общей площади жилого помещения, площадь для расчета компенсации должна составлять *** кв.м.
Разрешая спор, суд пришел к выводу, что действующее законодательство не предусматривает ограничений предоставления льгот по оплате отопления реабилитированным лицам по площади занимаемого ими жилого помещения, в связи с чем являются незаконными действия ответчика УСЗН по Индустриальному району г. Барнаула по указанию организации-поставщику, производящей исчисление денежного эквивалента мер социальной поддержки (ООО " "данные изъяты""), площади жилого помещения *** кв.м.
Выводы суда первой инстанции соответствуют требованиям закона.
В соответствии со ст. 16 Закона РФ от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законом Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" установлено, что реабилитированным лицам предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей (п.п.5 п.1 ст.2 Закона).
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 4 названного Закона расходы по обеспечению мер социальной поддержки жертв политических репрессий являются расходными обязательствами Алтайского края и носят целевой характер. Финансирование расходов на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг производится через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения.
В силу положений п.2 ст.6 и п.8 ст.1 Закона Алтайского края от 27.12.2007г. N156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки которым установлены Законом Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (ст.4 Закона Алтайского края от 27.12.2007г. N156-ЗС).
В соответствии с п.п. 11,12 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N126 (далее Правил), решение о назначении (отказе в назначении) компенсации принимает руководитель или уполномоченное им должностное лицо органа социальной защиты населения по месту жительства льготополучателя.
Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг (п.14 Правил).
В силу п.15 Правил расчет денежного эквивалента производят организации - поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме. Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п.27 Правил).
Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Ответственность за достоверность предоставляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения (п.п. 37, 38 Правил).
Судом установлено, что в соответствии с п.27 Правил между УСЗН по Индустриальному району г.Барнаула и ООО " "данные изъяты"" заключено соглашение об информационном обмене N 190 от 17.01.2011, согласно п.2.1.1 которого Управление обязуется ежемесячно в срок до 5-го числа направлять поставщику списки льготополучателей для осуществления им расчетов денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в формате, предусмотренном приложением 1 к настоящему соглашению, в электронном виде. Поставщик в силу п.2.2.1 Соглашения обязуется в срок до 12-го числа предоставлять в Управление сведения о денежных эквивалентах, рассчитанных для каждого льготополучателя, указанного в переданном Управлением списке в электронном виде в формате, предусмотренным приложением 1 к настоящему соглашению.
Согласно приложению N1 "Формат сведений" реквизиты графы 19 "общая площадь жилого помещения" заполняется органом социальной защиты и только в случае, если стоимость услуг считается от площади жилья. Организация-поставщик (управляющая компания) заполняет только реквизиты граф 22,23,28 (сумма оплаты полная, сумма льготы, количество комнат).
Поскольку законодательство, регулирующее отношения сторон, не предусматривало в спорный период времени использование социальной нормы жилой площади при расчете денежного эквивалента меры социальной поддержки для данной категории льготополучателей, вывод суда о незаконности действий ответчика УСЗН по Индустриальному району г.Барнаула по указанию организации-поставщику, производящей исчисление денежного эквивалента мер социальной поддержки истцу площади жилого помещения *** кв.м., является правильным. Судом правомерно в целях восстановления и защиты нарушенных прав истца наложены на ответчиков спорные обязанности. В связи с чем доводы апелляционной жалобы УСЗН по Индустриальному району г.Барнаула о том, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, необоснованны.
Не могут повлечь отмену решения суда и доводы апелляционной жалобы о том, что прокурором не представлены доказательства, указывающие на неправильность произведенных Киселевой В.К. расчетов компенсации по оплате за отопление, поскольку установлено, что расчеты компенсации производились из площади жилого помещения *** кв.м., в то время как следовало исходить из площади *** кв.м ... Таким образом, установлено нарушение права истца на получение в полном объеме денежного эквивалента мер социальной поддержки.
Доводы жалобы о возможном нарушении правил родовой подсудности, судебная коллегия не принимает, поскольку исковые требования о признании незаконными действий органа социальной защиты населения подсудны районному суду и дело не может быть передано мировому судье, вне зависимости от размера подлежащих выплате материальному истцу сумм.
Иных доводов, влияющих на законность принятого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая, что судом полно и всесторонне были исследованы и оценены в соответствии со ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации все доказательства, представленные сторонами, правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы жалобы являются несостоятельными, то судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы Управления социальной защиты населения по Индустриальному району г. Барнаула Алтайского края, третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 19 февраля 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Ненашева Е.Н. 33-3140/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
16 апреля 2013 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Гореловой Т.В.,
судей Поповой Н.П., Медведева А.А.,
при секретаре Кудрявцевой С.В.
с участием прокурора Удачина И.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления социальной защиты населения по Индустриальному району г. Барнаула Алтайского края, третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне
на решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 19 февраля 2013 года
по делу по иску прокурора Индустриального района г.Барнаула в интересах Киселевой В. К. к Управлению социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, ООО " "данные изъяты"" о признании незаконными действий, возложении обязанности по определению размера эквивалента денежной компенсации, перерасчету и выплате компенсации по оплате за жилищно-коммунальные услуги.
Руководствуясь ст.328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы Управления социальной защиты населения по Индустриальному району г. Барнаула Алтайского края, третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 19 февраля 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.