Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Гореловой Т.В.,
судей Ковалюк Л.Ю., Медведева А.А.,
при секретаре Кудрявцевой С.В.,
с участием прокурора Удачина И.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, апелляционную жалобу третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне
на решение Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края от 20 февраля 2013 года по делу по иску прокурора Индустриального района города Барнаула в интересах Дорнеса В. Э. к Управлению социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, Обществу с ограниченной ответственностью "Фирма ПЖЭТ-2" о признании незаконными действий, возложении обязанности по определению размера эквивалента денежной компенсации, перерасчету и выплате компенсации по оплате за жилищно-коммунальные услуги.
Заслушав доклад судьи Ковалюк Л.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Индустриального района города Барнаула в интересах Дорнеса В.Э. обратился с иском к Управлению социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, ООО "Фирма ПЖЭТ-2"", просил:
- признать незаконными действия ответчиков по расчету и назначению Дорнесу В.Э ... 50% льготы за отопление исходя из социальной нормы площади жилья.;
- возложить обязанность на УСЗН по Индустриальному району г.Барнаула указывать для расчета денежной компенсации указывать общую площадь жилого помещения в размере 69,30 кв.м, в пределах установленных нормативов потребления.
- возложить на ООО "Фирма ПЖЭТ-2"" обязанность произвести расчет денежного эквивалента суммы компенсации за отопление, исходя из общей площади жилого помещения - 69,30 кв.м, за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, в пределах установленных нормативов потребления;
- возложить обязанность на УСЗН по Индустриальному району г. Барнаула произвести Дорнесу В.Э. назначение и выплату сумм компенсаций по оплате за отопление, исходя из общей площади жилого помещения в размере 69,30 кв.м, с ДД.ММ.ГГпо ДД.ММ.ГГ в пределах установленных нормативов потребления.
В обоснование исковых требований указал, что в силу п. 5 ч. 1 ст. 2 закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" истцу как реабилитированному лицу и проживающим совместно с ней членам семьи предоставлена мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Льгота по оплате коммунальной услуги в виде тепловой энергии должна предоставляться реабилитированным лицам в пределах нормативов потребления данной услуги, исходя из общей площади жилого помещения, в котором проживает реабилитированное лицо с членами своей семьи. Однако, ответчиками в нарушение закона определен меньший размер денежного эквивалента для определения размера компенсации стоимости услуги по отоплению и также в меньшем размере производились назначение и выплата сумм компенсаций в течение спорного периода.
Решением Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 20 февраля 2013 года иск удовлетворен в части.
ООО "Фирма ПЖЭТ-2" обязано произвести Дорнесу В. Э. расчет денежного эквивалента размера компенсации расходов по оплате стоимости услуги по отоплению, исходя из размера 69,3 квадратных метра площади жилого помещения - "адрес" за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ включительно, в пределах установленных нормативов потребления услуги.
Признаны незаконными действия Управления социальной защиты населения по Индустриальному району г. Барнаула по назначению и выплате Дорнесу В. Э. размера компенсации расходов по оплате стоимости услуги по отоплению, исходя из социальной нормы площади жилья, за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ включительно.
Управление социальной защиты населения по Индустриальному району г. Барнаула обязано произвести назначение и выплаты Дорнесу В. Э. сумм компенсаций расходов по оплате стоимости услуги по отоплению, исходя из размера 69,3 квадратных метра площади жилого помещения - "адрес", за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ включительно, в пределах установленных нормативов потребления услуги.
В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула просит отменить решение, принять новое решение об отказе в иске, в обоснование указывает, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку в соответствии с п.37 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением администрации Алтайского края от 1 апреля 2008 года N 126, ответственность ха правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг.
Кроме того, прокурором не предоставлен расчет льготы, подтверждающий необходимость иного размера выплаты.
В апелляционной жалобе Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне просит отменить решение, принять по делу новое решение, в обоснование указывает, что прокурором к иску не приложен расчет недополученной истцом компенсации, таким образом, не установлено, имеется ли факт нарушения прав льготополучателя, имеется ли задолженность и в каком размере. Отсутствие конкретной суммы влечет за собой возможность арифметической ошибки и, соответственно, нарушение прав государственного органа либо прав гражданина.
В возражениях относительно апелляционной жалобы ответчика прокурор просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев дело в соответствии с абзацем первым ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, возражениях относительно жалобы, выслушав пояснения прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Как следует из обстоятельств дела и установлено судом, Дорнес В.Э. является лицом, пострадавшим от политических репрессий, ему на праве собственности принадлежит квартира "адрес" общей площадью 69,30 кв.м. Совместно с истцом проживают "данные изъяты"
Обслуживание жилого дома производится ООО "Фирма ПЖЭТ-2", которой производится начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги, выдача расчетно-платежных документов.
Решением Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула Алтайского края о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истцу назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01.04.2008 года. При этом расчет компенсации расходов на оплату услуги отопления предоставлялся истцу в спорный период в размере 50% от начисленной суммы за отопление исходя из площади жилья в размере 36 кв.м.
В соответствии с ч.1 ст.160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии со ст.16 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991 года N1761-1 реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в Федеральном бюджете на очередной финансовый год.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", реабилитированным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.
Согласно ст. 2 Закона Алтайского края N156-ЗС от 27 декабря 2007 года "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае", меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии со ст. 4 данного Закона, компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации.
Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в ст. 1 настоящего Закона.
Порядок формирования реестра получателей компенсации, порядок исчисления размера компенсации и ее выплаты, порядок взаимодействия с организациями-поставщиками услуг устанавливаются "данные изъяты".
В соответствии с Правилами определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденными постановлением администрации Алтайского края от 1 апреля 2008 года N 126, решение о назначении (отказе в назначении) компенсации принимает руководитель или уполномоченное им должностное лицо органа социальной защиты населения в 10-дневный срок после принятия заявления со всеми необходимыми документами.
Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг, на которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края ему установлены данные меры (п. 14 правил).
В силу п.15 Правил, расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме.
Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п. 27 Правил).
Согласно п. 29 Правил, организации - поставщики услуг в срок до 12 числа текущего месяца направляют в орган социальной защиты населения по установленной форме сведения о денежных эквивалентах, рассчитанных для каждого льготополучателя, указанного в переданном органом социальной защиты населения списке.
Финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется из краевого бюджета, в том числе за счет средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета, через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения на основании заявок и отчетов указанного органа (п. 31 Правил). Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Ответственность за достоверность предоставляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения (п. 37,38 Правил).
Постановлением администрации г. Барнаула "Об оплате жилищно-коммунальных услуг" от 26.01.2010 года N 290 норматив потребления коммунальных услуг для граждан, проживающих во всех видах жилищного фонда, независимо от формы собственности по отоплению определен в размере 0,02-0,033 гкал. на 1 кв.м. общей площади в связи с установлением уровня платежей по всем видам услуг в размере 100% от их стоимости.
С учетом изложенного вывод суда о том, что в нарушение требований законодательства положенная истцу льгота предоставляется не в полном объеме, поскольку компенсация на оплату жилищно-коммунальной услуги по отоплению должна назначаться и рассчитываться исходя из общей площади жилого помещения в 69,30 кв.м, является верным.
Доводы апелляционных жалоб о неустановлении размера задолженности не могут повлечь отмену решения. Так, судом установлено, что размер компенсации был установлен истцу исходя из площади, определенной в размере 36 кв.м, таким образом, имел место факт непредоставления компенсации в полном объеме.
Принимая во внимание, что прокурором были заявлены требования неимущественного характера, дело относится к подсудности районного суда и рассмотрено без нарушений правил подсудности.
Довод Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула о том, что оно не является надлежащим ответчиком, был предметом проверки суда первой инстанции и ему дана надлежащая оценка.
Так, суд правомерно указал, что согласно Закону Алтайского края от 27 декабря 2007 года N 156-ЗС, организации, осуществляющие начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (организации-поставщики услуг) рассчитывают только денежные эквиваленты мер социальной поддержки (п. 8 ст. 4), право определять объем льготы им не предоставлено. Таким образом, юридически значимое решение об объеме льготы, влекущее для истца правовые последствия, принимается органом в сфере социальной защиты населения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края от 20 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.