Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Блинова В.А.
судей Белодеденко И.Г., Тертишниковой Л.А.
при секретаре Кирющенко У.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика администрации Октябрьского района г. Барнаула на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 31 января 2013 года по делу по иску Новосельцева К. Н. к администрации Октябрьского района г. Барнаула, администрации Алтайского края, управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о признании постановления незаконным, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий среди лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Тертишниковой Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Новосельцев К.Н. с учетом уточнения обратился в суд с иском к администрации Октябрьского района г. Барнаула, администрации Алтайского края, управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о признании незаконным постановления администрации Октябрьского района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях с общей очереди и льготной очереди среди лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязании администрации Октябрьского района г. Барнаула включить его в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий среди лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений; обязании управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации Алтайского края предоставить ему вне очереди благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в черте "адрес" по договору найма специализированных жилых помещений не менее 33 кв.м. на одного члена семьи.
В обоснование заявленных требований указал, что решением Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ его мать лишена родительских прав. С ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ он находился в детских домах, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ обучался в "данные изъяты", а с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ проходил службу в рядах Вооруженных Сил РФ. После службы в армии с ДД.ММ.ГГ проживал у посторонних людей. ДД.ММ.ГГ в возрасте 18 лет администрацией Октябрьского района г. Барнаула поставлен на учет как нуждающийся в жилом помещении среди лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации Октябрьского района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ снят с учета, так как не имел определенного места жительства и регистрации. Полагает указанное постановление незаконным, так как факт регистрации не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей. При этом, в момент снятия с учета не выезжал из "адрес", работал в "данные изъяты" в "адрес", что подтверждается трудовой книжкой, сведениями из лицевого счета по уплате страховых взносов. В связи с отсутствием жилья вынужден был проживать у посторонних людей в "адрес" без регистрации. Сейчас он проживает в жилом помещении, принадлежащем другому лицу, работает грузчиком. Постановление ему не направлялось, не разъяснялось о порядке и сроках обжалования. Администрацией Октябрьского района г. Барнаула ДД.ММ.ГГ ему отказано в постановке на учет среди граждан, нуждающихся в жилых помещениях среди лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с превышением возраста. Его права нарушены, так как он стоял на учете с 18 до 27 лет, но жильем обеспечен не был, не имеет закрепленного жилого помещения. Статья 57 ЖК РФ не содержит указания на конкретный срок предоставления жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, поэтому реализация такого права должна быть незамедлительно после возникновения права. Истец имеет право на льготное получение жилья вне очереди по договору социального найма площадью не менее 33 кв.м. на одного члена семьи.
Согласно п.9 ФЗ от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 31 января 2013 года постановлено:
Исковые требования Новосельцева К.Н. к администрации Октябрьского района г. Барнаула удовлетворить в части.
Признать постановление администрации Октябрьского района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** незаконным в части снятия Новосельцева К.Н. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях из общей очереди и льготной среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Возложить обязанность на администрацию Октябрьского района г. Барнаула восстановить Новосельцева К.Н. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении среди лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В остальной части иска отказать.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации Октябрьского района г. Барнаула просит решение отменить, принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что решение суда принято 31.01.2013 года. Закон АК от 12.12.2006 года N 136-ЗС "О предоставлении помещений государственного жилищного фонда АК" в редакции, действующей на день вынесения решения предусматривал, что органы местного самоуправления ежегодно до 1 декабря формируют из числа граждан, категории которых указаны в ст. 5 настоящего Закона, с учетом даты поданных заявлений список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма. Указанный список органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ст. 4). Следовательно, являлось очевидным на момент вынесения решения, что по действующему закону формирование списков уже прекращено со 2 декабря, а новая редакция, вступающая с 01.01.2013 года предусматривает другой порядок признания лиц нуждающимися в улучшении жилищных условий из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и порядок предоставления жилых помещения, утвержденный постановлением администрации Алтайского края от 27.12.2012 года N 736. Решение суда невозможно исполнить.
Изучив материалы дела, выслушав возражения представителя истца Зиминой Н.Г., обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Судом установлено, что решением исполкома Рубцовского городского Совета народных депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГ Новосельцев К.Н. признан лишенным попечения родителей.
В соответствии со справкой "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГ Новосельцев К.Н. с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ являлся воспитанником детского дома и относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
С ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ истец находился на полном государственном обеспечении в Краевом государственном бюджетном образовательном учреждении для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей " "данные изъяты", что подтверждается справкой.
Из архивной справки от ДД.ММ.ГГ следует, что истец обучался в профессиональном училище *** "адрес" с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
ДД.ММ.ГГ истец в возрасте 18 лет обратился в администрацию Октябрьского района г. Барнаула с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Извещением администрации Октябрьского района г. Барнаула, датированным ДД.ММ.ГГ, истцу сообщено, что постановлением администрации района от ДД.ММ.ГГ *** он принят на учет по обеспечению жилой площадью на "данные изъяты" общую очередь, льготную среди воспитанников детского "адрес".
Затем с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ. истец проходил службу в рядах Вооруженных Силах РФ.
Постановлением администрации Октябрьского района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** Новосельцев К.Н., принятый на учет среди лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В силу п. 3 п.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в том числе в случае их выезда на место жительство в другое муниципальное образование.
Согласно п.2 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации, решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Из оспариваемого постановления администрации Октябрьского района г. Барнаула *** от ДД.ММ.ГГ о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, принятых на учет до ДД.ММ.ГГ, следует, что основанием для снятия послужил выезд истца на место жительства в другое муниципальное образование.
Между тем, суд при разрешении настоящего спора в результате оценки всех представленных сторонами доказательств в соответствии с положениями ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с достоверностью установил, что на момент принятия оспариваемого постановления истец в другое муниципальное образование на место жительства не выезжал, проживал и работал в "адрес". На момент разрешения спора, истец также проживает в "адрес". Ответчиками доказательств обратного не предоставлено.
При таких обстоятельствах судом сделан правомерный вывод о незаконности принятого администрацией Октябрьского района г. Барнаула постановления от ДД.ММ.ГГ о снятии истца с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Кроме того, суд, установив, что на момент разрешения спора истец Новосельцев К.Н. не утратил нуждаемости в жилом помещении, правомерно возложил на администрацию Октябрьского района г. Барнаула обязанность восстановить его на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении среди лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При том, что нахождение на учете нуждающегося в жилом помещении, как на момент принятия оспариваемого постановления, так и исходя из действующего законодательства, имеет для заявителя значение, поскольку дает право на обеспечение жильем из жилых помещений жилищного фонда Алтайского края в порядке очередности, исходя из времени постановки на учет.
Так, в соответствиис ч.3 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей с 11 января 2007 года, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Согласно ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрены дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, в том числе лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно абз.2 п.1 данной статьи, в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (абз.3 п.1 ст.8).
По смыслу приведенных норм федерального уровня, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящие на учете нуждающихся в жилом помещении, до 01 января 2013 года имели право на обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом не имеет значение, являются ли указанные лица малоимущими.
Закон Алтайского края от 31 декабря 2004 года N72-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае", в части 3 статьи 4 в действовавшей до 01 января 2013 года редакции в качестве дополнительной гарантии предусматривал, что лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии у них жилой площади выдается безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья. Порядок выдачи безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья устанавливается Администрацией Алтайского края.
Пунктом 3.3. 3.3. Положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 15 января 2008 года N8 и действовавшего до 01 января 2013 года, устанавливалось, что учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях дальнейшего включения их в список лиц, стоящих в очереди на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.8 Закона, в действующей с 01 января 2013 года редакции, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи (п.3 ст.8 Закона).
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Доводы жалобы, что в связи с изменениями законодательства установлен иной порядок признания лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и порядок предоставления жилых помещений, основанием для отмены решения суда не являются.
Так, в соответствии с п.5.1 Порядка обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 27 декабря 2012 года N736, органы местного самоуправления в течение одного месяца с момента вступления настоящего Порядка в силу направляют в управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству сведения и документы, указанные в пункте 2.1 настоящего Порядка, в отношении детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, принятых на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма до 1 января 2013 года и не обеспеченных жилыми помещениями. Сведения вносятся в Список по дате поступления заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в орган местного самоуправления.
Следовательно, в связи с незаконным снятием истца с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, его постановкой на учет до ДД.ММ.ГГ ( ДД.ММ.ГГ), не обеспечением его жилым помещением, восстановлением судом на учете в качестве нуждающихся, сведения и документы, указанные в пункте 2.1 настоящего Порядка, в отношении истца подлежат направлению администрацией Октябрьского района г. Барнаула в управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству. То обстоятельство, что формирование списков прекращено со 2 декабря, не может являться препятствием для восстановления нарушенного права истца, который был незаконно снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При изложенных обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика администрации Октябрьского района города Барнаула на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 31 января 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Наконечникова И.В. Дело N 33-2814/13
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(Резолютивная часть)
10 апреля 2013 года г.Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Блинова В.А.
судей Белодеденко И.Г., Тертишниковой Л.А.
при секретаре Кирющенко У.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика администрации Октябрьского района г. Барнаула на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 31 января 2013 года по делу по иску Новосельцева К. Н. к администрации Октябрьского района г. Барнаула, администрации Алтайского края, управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о признании постановления незаконным, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий среди лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Тертишниковой Л.А., судебная коллегия
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика администрации Октябрьского района города Барнаула на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 31 января 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.