Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Гореловой Т.В.,
судей Сафроновой М.В., Медведева А.А.,
при секретаре Кудрявцевой С.В.
с участием прокурора Профатиловой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, апелляционную жалобу Управления социальной защиты населения по Индустриальному району г.Барнаула на решение Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края от 24 января 2013 года по делу по иску прокурора Индустриального района города Барнаула в интересах Гинкеля В. И. к Управлению социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, ООО "Фирма "ПЖЭТ-2" об обязании произвести расчет и выплату компенсации.
Заслушав доклад судьи Сафроновой М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Индустриального района города Барнаула обратился в суд в интересах Гинкеля В.И. с иском к ответчикам, в котором с учетом уточнений просил признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула по указанию для расчета компенсации расходов на оплату отопления для ООО "Фирма ПЖЭТ-2" исходя из социальной нормы площади жилья с 01 января 2010 года по 28 сентября 2011 года, обязать Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула для расчета компенсации Гинкелю В.И. по оплате отопления указать общую площадь жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" - 86,30 кв.м., обязать ООО "Фирма ПЖЭТ-2" в пределах нормативов потребления услуги произвести расчет компенсации по оплате за отопление из расчета 86,30 кв.м. общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, обязать Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула произвести выплату компенсации по оплате за отопление Гинкелю В.И. из расчета 86,30 кв.м. общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
В обоснование заявленных требований указал на то, что решением Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 09 ноября 2011 года признаны незаконными действия Управления социальной защиты населения по Индустриальному району г. Барнаула по указанию для расчета компенсации расходов на оплату отопления Гинкеля В.И. для ООО "Фирма ПЖЭТ-2" исходя из социальной нормы площади жилья. На Управление социальной защиты населения по Индустриальному району г.Барнаула возложена обязанность указывать для расчета компенсации Гинкелю В.И. по оплате отопления общую площадь жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" - 86,30 кв.м. На ООО "Фирма ПЖЭТ-2" возложена обязанность произвести расчет компенсации по оплате за отопление Гинкелю В.И. из расчета 86,30 кв.м. общей площади указанного жилого помещения, начиная с 29 сентября 2011 года. На Управление социальной защиты населения по Индустриальному району г.Барнаула возложена обязанность производить выплату компенсации по оплате за отопление Гинкелю В.И. из расчета 86,30 кв.м. общей площади указанного жилого помещения, начиная с 29 сентября 2011 года.
Истец является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки в соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" и законами субъектов Российской Федерации. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты тепловой энергии в размере 50% в пределах установленных нормативов потребления. Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированным лицами членов их семей. С 01 января 2010 года по 28 сентября 2011 года истцу ответчиками также неправильно производился расчет и выплата компенсации расходов на оплату отопления.
Определением Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края от 24 января 2013 года производство по делу прекращено в части требований прокурора о признании незаконными действий Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула по указанию с 01 января 2010 года по 29 сентября 2011 года для расчета компенсации расходов на оплату отопления исходя из социальной нормы площади жилого помещения и обязании УСЗН по Индустриальному району города Барнаула для расчета компенсации указывать общую площадь жилого помещения по "адрес" в 86,30 кв.м. в связи с вступившим в законную силу и принятым по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решением суда.
Решением Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края от 24 января 2013 года исковые требования прокурора Индустриального района города Барнаула в интересах Гинкеля В.И. удовлетворены.
Постановлено обязать ООО "Фирма "ПЖЭТ-2" произвести ГинкелюВ.И. расчет компенсации по оплате за отопление за период с 01 января 2010 года по 28 сентября 2011 года включительноиз общей площади жилого помещения по "адрес" в 86,30 кв.м.
Постановлено обязать Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула произвести ГинкелюВ.И. выплату компенсации по оплате за отопление за период с 01 января 2010 года по 28 сентября 2011 года включительно исходя из общей площади жилого помещения по "адрес" в 86,30 кв.м.
В апелляционной жалобе Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула просит решение суда отменить, принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований. В качестве доводов для отмены решения указывает на то, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку расчет денежного эквивалента мер социальной поддержки производит организация-поставщик услуг. Кроме того, истцом не представлен расчет льготы, который бы подтверждал необходимость производить выплату в ином размере.
В апелляционной жалобе Главалтайсоцзащита просит решение суда отменить, производство по делу прекратить, указывая на то, что у третьего лица не было достаточного времени для подготовки к судебному заседанию по настоящему делу, так как исковое заявление и извещение о судебном заседании на 24 января 2013 года было получено только 21 января 2013 года. При этом ходатайство об отложении судебного заседания судом оставлено без удовлетворения, что лишило третье лицо возможности представить свои доводы относительно искового заявления. Кроме того, в нарушении ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурором не представлен расчет недополученной истцом компенсации, что свидетельствует о недоказанности нарушения прав льготополучателя. Также прокурором не проанализирована правильность произведенных организацией-поставщиком расчетов денежных эквивалентов, не представлены доказательства, указывающие на неправильность этих расчетов, исходя из которых, управлением социальной защиты населения была произведена выплата компенсации. Однако только при наличии расчета недополученной компенсации могут быть обоснованными требования о наличии задолженности по выплатам. Вместе с тем в зависимости от суммы недополученной компенсации по коммунальной услуге подлежит определению подсудность рассматриваемого дела. Возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы влечет за собой возможность арифметической ошибки, и соответственно, нарушения прав государственного органа либо прав гражданина. Кроме того, производить расчет компенсации истцу на общую сумму площади жилого помещения не имеется оснований. По состоянию на 04.08.2009 семья истца составляет пять человек, льгота же заявлена на трех человек. Компенсация истцу может быть рассчитана только на долю расходов по оплате отопления, приходящуюся непосредственно на него и указанных в его заявлении членов семьи, то есть на 69,04 кв.м. (86,30 кв.м./5 чел.*4 чел.). При таких обстоятельствах, решение суда влечет перерасход средств краевого бюджета, что нарушает интересы Алтайского края, полномочия которого в сфере оказания мер социальной поддержки осуществляется Главалтайсоцзащитой.
В возражениях на апелляционные жалобу ответчика помощник прокурора просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора Профатилову Т.В., просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы жалоб и возражения, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия, проверяя законность судебного решения в пределах доводов жалоб в соответствии с требованиями ст.327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для их удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, материальный истец Гинкель В.И. является реабилитированным лицом, проживает в квартире, расположенной по адресу: "адрес". Общая площадь квартиры составляет 86,30 кв.м.
Решением Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула Гинкелю В.И. назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из общей площади квартиры, однако фактически Управление указывало для расчета компенсации расходов на оплату отопления жилья исходя из социальной нормы.
Вступившим законную силу решением Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 09 ноября 2011 года признаны незаконными действия Управления социальной защиты населения по Индустриальному району г. Барнаула по указанию для расчета компенсации расходов на оплату отопления Гинкеля В.И. для ООО "Фирма ПЖЭТ-2" исходя из социальной нормы площади жилья. На Управление социальной защиты населения по Индустриальному району г.Барнаула возложена обязанность указывать для расчета компенсации Гинкелю В.И. по оплате отопления общую площадь жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" - 86,30 кв.м. На ООО "Фирма ПЖЭТ-2" возложена обязанность произвести расчет компенсации по оплате за отопление Гинкелю В.И. из расчета 86,30 кв.м. общей площади указанного жилого помещения, начиная с 29 сентября 2011 года. На Управление социальной защиты населения по Индустриальному району г.Барнаула возложена обязанность производить выплату компенсации по оплате за отопление Гинкелю В.И. из расчета 86,30 кв.м. общей площади указанного жилого помещения, начиная с 29 сентября 2011 года.
При рассмотрении указанного дела судом было установлено, что управлением социальной защиты населения с даты назначения компенсации - 01 апреля 2008 года для расчета денежного эквивалента по оплате за отопление указывалась льготная площадь помещения - 69,04 кв.м.
Рассматривая заявленные по настоящему делу требования прокурора, на основании представленного Управлением расчета льготы судом установлено, что с января 2010 года по 28 сентября 2011 года Управление указывало в реестрах площадь квартиры истца, для расчета компенсации расходов на оплату отопления исходя из социальной нормы площади жилья, а не общей. В связи с этим расчет компенсации и ее выплата производилась исходя из социальной нормы площади жилья.
Установив указанные выше обстоятельства, суд прекратил производство по делу в части требований о признании незаконными действия Управления социальной защиты населения по Индустриальному району городаБарнаула по указанию с 01 января 2010 года по 29 сентября 2011 годадля расчета компенсации расходов на оплату отопления Гинкелю В.И. исходя из социальной нормы площади жилого помещения, а также в части возложения на УСЗН по Индустриальному району города Барнаула обязанности для расчета компенсации Гинкелю В.И. указывать общую площадь жилого помещения по "адрес" в 86,30 кв.м., поскольку имеется вступившее в законную силу решение суда и установленные в нем обстоятельства не подлежат доказыванию вновь. Вместе с тем суд возложил на ООО "Фирма "ПЖЭТ-2" обязанность произвести расчет компенсации по отоплению с 01 января 2010 года по 28 сентября 2011 года включительно исходя из общей площади занимаемого истцом жилого помещения - 86,30 кв.м, а на Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула обязанность выплаты денежной компенсации истцу по оплате за отопление.
Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным фактическим обстоятельствам по делу и требованиям закона.
В соответствии со ст. 16 Закона РФ от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Законом Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" установлено, что реабилитированным лицам предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей (п.п.5 п.1 ст.2 Закона).
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 4 названного Закона расходы по обеспечению мер социальной поддержки жертв политических репрессий являются расходными обязательствами Алтайского края и носят целевой характер. Финансирование расходов на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг производится через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения.
В силу положений п. 2 ст. 6 и п. 8 ст. 1 Закона Алтайского края от 27.12.2007г. N156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки которым установлены Законом Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (ст.4 Закона Алтайского края от 27.12.2007г. N156-ЗС).
В соответствии с п.п. 11,12 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N126 (далее Правила) решение о назначении (отказе в назначении) компенсации принимает руководитель или уполномоченное им должностное лицо органа социальной защиты населения в течение 15 дней со дня обращения. Орган социальной защиты населения формирует на каждого льготополучателя личное дело, в которое брошюруются необходимые документы, а также решение руководителя органа социальной защиты населения или уполномоченного им должностного лица о назначении (отказе в назначении) компенсации.
Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг (п.14 Правил).
В силу п.15 Правил расчет денежного эквивалента производят организации - поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме.
Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями - поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п.27 Правил).
Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Ответственность за достоверность представляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения (п.п. 37, 38 Правил).
Таким образом, законодательством действующим в спорный период времени, предоставление льгот по оплате отопления реабилитированным лицам не ограничивалось каким-либо определенным количеством метров жилого помещения.
Судом установлено, что в соответствии с п. 27 Правил между УСЗН по Индустриальному району города Барнаула и "данные изъяты"заключено соглашение N 1А об информационном обмене от 13 сентября 2010 года, согласно которому Управление обязуется ежемесячно в срок до 5-го числа направлять поставщику списки льготополучателей для осуществления им расчетов денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в формате, предусмотренном приложением 1 к настоящему соглашению, в электронном виде; на основе предоставленных Вычислительным центром сведений о денежных эквивалентах начислять льготополучателям суммы компенсаций; нести ответственность за правильность и достоверность содержащихся в списках сведений.
Таким образом, судом правомерно в целях восстановления и защиты нарушенных прав истца наложены на ответчиков спорные обязанности. В связи с чем доводы апелляционной жалобы о том, что Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула является ненадлежащим ответчиком по делу, необоснованны.
Не могут повлечь отмену решения суда и доводы апелляционных жалоб о том, что прокурором не представлены доказательства, указывающие на неправильность произведенных истцу расчетов компенсации по оплате за отопление, поскольку установлено, что расчеты компенсации производились из площади жилого помещения 69,04 кв.м., в то время как следовало исходить из площади 86,30 кв.м. Таким образом, установлено нарушение права истца на получение в полном объеме денежного эквивалента мер социальной поддержки. Нарушенное право подлежит восстановлению, независимо от доводов апелляционной жалобы Главалтайсоцзащиты о том, что возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы влечет за собой возможность арифметической ошибки.
Доводы апелляционной жалобы третьего лица о том, что расчет компенсации должен быть произведен только на долю площади, приходящуюся на истца несостоятельны, поскольку согласно п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" (в ред. Закона Алтайского края от 08.05.2008 N37-ЗС), реабилитированным лицам предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей. Кроме того, в соответствии с Постановлением Администрации города Барнаула от 26.01.2010 N 290 "Об оплате жилищно-коммунальных услуг" единицей измерения при расчете платы за отопление является Гкал на 1 кв.м. Расчет платы за отопление производится исходя из площади либо объема отапливаемого помещения, и не зависит от количества членов семьи. Расходы энергоснабжающих организаций на поддержание определенной температуры в жилых помещениях также не зависят от количества проживающих.
Поскольку прокурором были заявлены также требования о возложении на Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула обязанности произвести выплату компенсации по оплате за отопление, рассмотрение которых подсудно районному суду, то доводы жалобы относительно подсудности рассматриваемого спора подлежат отклонению.
Доводы жалобы третьего лица о недостаточности времени представленного судом для составления отзыва на исковое заявление не могут повлиять на отмену принятого судом решения, поскольку представитель третьего лица заблаговременно был извещен о времени и месте судебного заседания. С момента получения иска и до дня судебного заседания у представителя было достаточно времени для составления возражений на предъявленный прокурором иск, учитывая категорию рассматриваемого спора. Кроме того, Главалтайсоцзащита реализовала свое право на подачу апелляционной жалобы, доводы которой были учтены судом второй инстанции.
На основании изложенного, доводы апелляционных жалоб не могут повлечь отмену решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, апелляционную жалобу Управления социальной защиты населения по Индустриальному району г.Барнаула на решение Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края от 24 января 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.