Апелляционное определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 02 апреля 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам "адрес"вого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.,
судей Бусиной Н.В., Новоселовой Е.Г.,
при секретаре Савищевой А.В.,
с участием прокурора Текутьевой Я.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Главного управления по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Управления социальной защиты населения по "адрес" на решение Индустриального районного суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу
по иску прокурора "адрес" в интересах Правосудовой Е. И. к Управлению социальной защиты населения по "адрес", Обществу с ограниченной ответственностью "Фирма ПЖЭТ-2" о возложении обязанности произвести расчет компенсации по оплате отопления, произвести выплату.
Заслушав доклад судьи Бусиной Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
"адрес" обратился в суд в интересах Правосудовой Е.И. с иском к ответчикам, в котором просил признать действия Управления социальной защиты населения по "адрес" по указанию для расчета компенсации расходов по оплате отопления для ООО "Фирма ПЖЭТ-2" исходя из социальной нормы площади жилья с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ незаконными; обязать Управление социальной защиты населения по "адрес" для расчета компенсации Правосудовой Е.И. по оплате отопления указать общую площадь жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес"100 - 60,50 кв.м., обязать ООО "Фирма ПЖЭТ-2" в пределах нормативов потребления услуги произвести расчет компенсации по оплате за отопление из расчета 60,50 кв.м. общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес"100 с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ; обязать Управление социальной защиты населения по "адрес" произвести выплату компенсации по оплате за отопление из расчета 60,50 кв.м. общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес"100, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
В обоснование заявленных требований истец указал на то, что решением Индустриального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГ, вступившим в законную силу признаны незаконными действия УСЗН по "адрес" по указанию для расчета компенсации расходов на оплату отопления Правосудовой Е.И. для ООО "Фирма ПЖЭТ-2" исходя из социальной нормы площади жилья. На УСЗН по "адрес" возложена обязанность для расчета компенсации Правосудовой Е.И. по оплате отопления указывать общую площадь жилого помещения, расположенного по адресу "адрес"100 в размере 60,50 кв.м. На ООО "Фирма ПЖЭТ-2" возложена обязанность произвести расчет компенсации по оплате за отопление Правосудовой Е.И. из расчета 60,50 кв.м. общей площади жилого помещения, расположенного по адресу "адрес"100, начиная с ДД.ММ.ГГ. На УСЗН по "адрес" возложена обязанность производить выплату компенсации по оплате за отопление Правосудовой Е.И. из расчета 60,50 кв.м. общей площади жилого помещения, расположенного по адресу "адрес"100, начиная с ДД.ММ.ГГ.
Истец является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки в соответствии со ст.16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" и законами субъектов Российской Федерации. Согласно п.5 ч.1 ст.2 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты тепловой энергии в размере 50% в пределах установленных нормативов потребления. Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированным лицами членов их семей. С ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ истцу ответчиками также неправильно производился расчет и выплата компенсации расходов на оплату отопления.
Определением Индустриального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГ производство по делу прекращено в части требований прокурора о признании незаконными действий ответчика УСЗН по "адрес" по указанию для расчета компенсации расходов на оплату отопления Правосудовой Е.И. с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ исходя из социальной нормы площади жилого помещения и обязании УСЗН по "адрес" для расчета компенсации Правосудовой Е.И. указывать общую площадь жилого помещения по "адрес" в размере 60,50 кв.м. в связи с вступившим в законную силу и принятым по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда.
Решением Индустриального районного суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования удовлетворены.
Судом постановлено обязать ООО "Фирма ПЖЭТ-2" в пределах нормативов потребления услуги произвести расчет компенсации по оплате за отопление Правосудовой Е.И. из расчета 60,50 кв.м. общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес"100 с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в пределах установленных нормативов потребления услуги.
Обязать Управление социальной защиты населения по "адрес" произвести выплату компенсации по оплате за отопление Правосудовой Е.И. из расчета 60,50 кв.м. общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес"100 с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
Не согласившись с данным решением, Управлением социальной защиты населения по "адрес" подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить решение, ссылаясь на то, что оно является ненадлежащим ответчиком.
В апелляционной жалобе Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее - Главалтайсоцзащита) просит решение суда отменить, указывая на то, что определением Индустриального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГ прекращено производство по делу в части требований о признании действий незаконными, данные требования были одним из оснований обращения с иском по подсудности в районный суд. Кроме того, прокурором к иску не приложен расчет недополученной истицей компенсации, а также не проанализирована правильность произведенных организацией-поставщиком расчетов денежных эквивалентов, не представлены доказательства, указывающие на неправильность этих расчетов. В случае, если недоплата составляет менее 50 000 руб., дело подлежит рассмотрению мировым судьей.
В возражениях на апелляционную жалобу УСЗН по "адрес", прокурор просил оставить ее без удовлетворения.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч.1 ст.327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГ Индустриальным районным судом "адрес" вынесено решение, согласно которому признаны незаконными действия Управления социальной защиты населения по "адрес" по указанию для расчета компенсации расходов на оплату отопления Правосудовой Е.И. для ООО "Фирма ПЖЭТ-2" исходя из социальной нормы площади жилья. На Управление социальной защиты населения по "адрес" возложена обязанность для расчета компенсации Правосудовой Е.И. по оплате отопления указывать общую площадь жилого помещения, расположенного по адресу "адрес"100 в размере 60,50 кв.м. На ООО "Фирма ПЖЭТ-2" возложена обязанность произвести расчет компенсации по оплате за отопление Правосудовой Е.И. из расчета 60,50 кв.м. общей площади жилого помещения, расположенного по адресу "адрес"100, начиная с ДД.ММ.ГГ. На Управление социальной защиты населения по "адрес" возложена обязанность производить выплату компенсации по оплате за отопление Правосудовой Е.И. из расчета 60,50 кв.м. общей площади жилого помещения, расположенного по адресу "адрес"100, начиная с ДД.ММ.ГГ.
Как правильно указано судом первой инстанции, решение вступило в законную силу, имеет преюдициальное значение при рассмотрении данного дела.
Из материалов дела следует, что Правосудова Е.И.является реабилитированным лицом, что подтверждается свидетельством о реабилитации.
Истец проживает в квартире, расположенной по адресу: "адрес"100, общей площадью 60,50 кв.м.
Управление многоквартирным домом, в котором расположена квартира истца, осуществляется ООО "Фирма ПЖЭТ-2".
Решением УСЗН по "адрес" "О назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" истцу назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, основание предоставление компенсации - ко "адрес" "реабилитированный".
Исходя из представленных УСЗН по "адрес" сведений, льготная площадь по отоплению истца определена в размере 54 кв.м., количество проживающих - 3 человек, исходя из чего произведен расчет денежной компенсации.
Ранее суд, разрешая спор, пришел к выводу, что действовавшее в спорный период времени законодательство не предусматривало ограничений предоставления льгот по оплате отопления реабилитированным лицам по площади занимаемого ими жилого помещения, в связи с чем действия ответчиков по расчету и выплате компенсации по оплате за отопление, основанные на незаконных действиях УСЗН по "адрес" по указанию организации-поставщику, производящей исчисление денежного эквивалента мер социальной поддержки (ООО "Фирма ПЖЭТ-2"), площади жилого помещения 54 кв.м. обоснованно признаны незаконными.
Выводы суда первой инстанции соответствуют требованиям закона и основаны на положениях ст. 16 ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" и п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-ЗС (в ред. Закона от ДД.ММ.ГГ) "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", согласно которым реабилитированным лицам предоставлялась мера социальной поддержки компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.
В данной редакции Закон Алтайского края применялся до ДД.ММ.ГГ (изменен Законом Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края").
В силу положений п.2 ст.6 и п.8 ст.1 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки которым установлены Законом Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-ЗС осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (ст.4 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-ЗС).
В соответствии с п.п. 11,12 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** (далее Правил), решение о назначении (отказе в назначении) компенсации принимает руководитель или уполномоченное им должностное лицо органа социальной защиты населения по месту жительства льготополучателя.
Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг (п.14 Правил).
В силу п.15 Правил расчет денежного эквивалента производят организации - поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме. Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п.27 Правил).
Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услу "адрес" за достоверность предоставляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения (п.п. 37, 38 Правил).
Таким образом, при назначении компенсации Управление располагало сведениями об общей площади жилого помещения и имело возможность проверить правильность расчета денежного эквивалента по отоплению при принятии решения о назначении компенсации истцу.
В связи с чем доводы жалобы о том, что Управление социальной защиты населения по "адрес" является ненадлежащим ответчиком по делу, являются несостоятельными, основаны на неверном толковании норма права.
Доводы жалобы о том, что прокурором не был представлен расчет в обоснование заявленных требований за спорный период, основаны на неверном толковании закона и не свидетельствуют о неправильности постановленного по делу решения.
В соответствии с законом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит истцу. Факт того, что Правосудовой Е.И. в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в нарушение действующего в этот период времени законодательства ответчиками назначалась и рассчитывалась компенсация расходов по оплате отопления, исходя из площади жилого помещения 54 кв.м., в то время как следовало исходить из общей площади жилого помещения 60,50 кв.м, судом установлен, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что незаконными действиями ответчиков были нарушены права истца. Поскольку доказательств, которые бы опровергали данные выводы суда, ответчиками не представлено, у суда имелись основания для удовлетворения заявленных прокурором требований, направленных на восстановление нарушенного права Правосудовой Е.И.
Доводы жалобы о нарушении судом правил родовой подсудности, судебная коллегия также находит несостоятельными.
В соответствии с ч.1 ст.33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело, принятое к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно станет подсудным другому суду.
Поскольку первоначально прокурором были заявлены исковые требования о признании незаконными действий органа социальной защиты населения, которые подсудны районному суду, то после прекращения производства судом в этой части, гражданское дело не могло быть передано мировому судье вне зависимости от размера подлежащих выплате материальному истцу сумм.
Иных доводов, влекущих к отмене решения апелляционные жалобы не содержат, в связи с чем судебная коллегия не усматривает оснований для их удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Управления социальной защиты населения по "адрес" на решение Индустриального районного суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.