Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вишняковой С.Г.
судей Кузнецовой С.В., Костогладовой О.Г.
с участием прокурора Фоминой П.В.
при секретаре Добротворской В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула Алтайского края, апелляционной жалобе третьего лица Главалтайсоцзащиты на решение Индустриального районного суда Барнаула Алтайского края от 08 февраля 2013 г. по иску прокурора Индустриального района города Барнаула в интересах Иккерт Е.Х. к Управлению социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, Потребительскому жилищно-строительному кооперативу-128 об обязании произвести расчет и выплату компенсации по оплате за отопление,
Заслушав доклад судьи Кузнецовой С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Индустриального района города Барнаула обратился с иском в интересах Иккерт Е.Х. к Управлению социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула и Потребительскому жилищно-строительному кооперативу-128 об обязании произвести расчет и выплату компенсации.
В обоснование иска прокурор указал на то, что истец является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки в соответствии с Законом Алтайского края от 03.12.2004 "О реабилитации жертв политических репрессий". Согласно п. 5 ч. 1 ст. 2 этого Закона реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг).
Решением Индустриального районного суда города Барнаула от ДД.ММ.ГГ ответчики с ДД.ММ.ГГ обязаны указывать общую площадь квартиры материального истца в *** кв.м., обязаны рассчитать льготу исходя из *** кв.м жилого помещения, и обязаны производить назначение и выплату компенсации исходя из общей площади в *** кв.м.
Однако с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ расчет и выплата компенсации расходов на оплату отопления ответчиками производились неверно.
При таких обстоятельствах прокурор просил суд признать незаконными действия УСЗН по Индустриальному району города Барнаула по указанию социальной нормы площади жилого помещения Потребительскому жилищно-строительному кооперативу - 128 для расчета компенсации расходов на оплату отопления Иккерт Е.Х. с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ;
- обязать УСЗН по Индустриальному району города Барнаула для расчета компенсации Иккерт Е.Х. по оплате отопления указать общую площадь жилого помещения по "адрес" в *** кв.м.;
- обязать потребительский жилищно-строительный кооператив -128 в пределах нормативов потреблении услуги рассчитать Иккерт Е.Х. денежный эквивалент 50% льготы за отопление с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ исходя из общей площади жилого помещения по "адрес" в *** кв.м.;
- обязать УСЗН по Индустриальному району города Барнаула произвести Иккерт Е.Х. назначение и выплату компенсации по оплате за отопление с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ исходя из общей площади жилого помещения по "адрес" в *** кв.м.;
Определением Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 8 февраля 2013 г. прекращено производство по делу в части требований о признании незаконными действий Управления социальной защиты населения по Индустриальному району г.Барнаула по указанию для расчета компенсации истцу расходов по оплате отопления исходя из социальной нормы площади жилого помещения с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ и обязании Управления социальной защиты населения по Индустриальному району г.Барнаула для расчета компенсации Иккерт Е.Х. по оплате отопления указать общую площадь жилого помещения, расположенного по "адрес" в *** кв.м.
Решением Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 8 февраля 2013 г. исковые требования удовлетворены.
На Потребительский жилищно-строительный кооператив-128 возложена обязанность произвести Иккерт Е.Х. расчет компенсации по оплате за отопление исходя из общей площади жилого помещения - *** кв.м., расположенного по адресу: "адрес", с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в пределах установленных нормативов потребления указанной услуги.
На Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула возложена обязанность произвести Иккерт Е.Х. выплату компенсации по оплате за отопление исходя из общей площади жилого помещения - *** кв.м., расположенного по адресу: "адрес", с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в пределах установленных нормативов потребления указанной услуги.
С решением суда не согласились Управление социальной защиты населения по Индустриальному району г.Барнаула и третье лицо Главалтайсоцзащита.
В апелляционной жалобе ответчик Управление социальной защиты населения по Индустриальному району г.Барнаула просит об отмене решения, ссылаясь на то, что управление является ненадлежащим ответчиком по делу, ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг.
В апелляционной жалобе третьего лица Главалтайсоцзащита так же поставлен вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что при обращении в Индустриальный районный суд г.Барнаула, а не в мировой суд, прокурор исходил из незаконности действий УСЗН по Индустриальному району г.Барнаула, после прекращения производства в указанной части дело неподсудно федеральному суду.
Не учел суд, что прокурор не представил расчет недополученной истцом компенсации, исходя из которого можно было бы установить наличие факта нарушения прав льготополучателя и соблюдение подсудности настоящего дела.
Возложение на поставщика услуги обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы влечет за собой возможность арифметической ошибки, что может привести к нарушению прав обеих сторон спора.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения прокурора Фоминой П.В., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия находит решение суда постановленным законно.
В силу ст. 16 ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Разрешая спор, суд установил, что Иккерт Е.Х. является реабилитированным лицом и имеет право на льготы в силу Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политический репрессий". Она проживает в "адрес", общая площадь которой составляет *** кв.м.
Управление многоквартирным домом, в котором расположена квартира истца, осуществляется Потребительским жилищно-строительным кооперативом - 128.
Решением Индустриального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ признаны незаконными действия Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула по указанию для расчета компенсации расходов на оплату отопления Иккерт Е.Х. для ПЖСК-128 исходя из социальной нормы площади жилья. Возложена обязанность на Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула для расчета компенсации Иккерт Е.Х. по оплате отопления указывать общую площадь жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", в размере - *** кв.м. На ПЖСК-128 возложена обязанность произвести расчет компенсации по оплате за отопление Иккерт Е.Х. из расчета общей площади жилого помещения - *** кв.м., начиная с ДД.ММ.ГГ. На Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула возложена обязанность производить выплату компенсации по оплате за отопление Иккерт Е.Х. из расчета общей площади жилого помещения - *** кв.м., начиная с ДД.ММ.ГГ.
Удовлетворяя настоящий иск, суд правильно исходил из того, что по правилам ст.61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда имеет преюдициальное значение при рассмотрении данного дела.
Ранее суд, разрешая спор, пришел к выводу, что действовавшее в период времени с момента обращения материального истца в органы соцзащиты (передачи документов) законодательство не предусматривало ограничений предоставления льгот по оплате отопления реабилитированным лицам по площади занимаемого ими жилого помещения. В связи с этим действия ответчиков по расчету и выплате компенсации по оплате за отопление по указанию организации-поставщика, производящей исчисление денежного эквивалента мер социальной поддержки (ПЖСК-128 ) из площади жилого помещения 33 кв.м., признаны незаконными. Права материального истца в связи с незаконными действиями ответчиков были восстановлены на будущее.
При этом судом установлен факт, что льготная площадь для расчета денежного эквивалента по оплате за отопление в *** кв.м. указывалась Управлением социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула неправильно за весь период назначения компенсации, в связи с чем производство по делу в части требований о признании незаконными действий Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула по указанию за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ для расчета компенсации расходов на оплату отопления Иккерт Е.Х., исходя из социальной нормы площади жилого помещения, прекращено.
Прекращено и производство по делу в части обязания УСЗН по Индустриальному району города Барнаула для расчета компенсации Иккерт Е.Х. указывать общую площадь жилого помещения по "адрес" в *** кв.м., поскольку по данному требованию уже принято решение суда, вступившее в законную силу.
Предметом настоящего дела являются действия ответчиков по начислению и выплате денежного эквивалента льгот за неохваченный ранее вынесенным решением суда период времени.
Выводы суда первой инстанции соответствуют требованиям закона и основаны на положениях ст. 16 ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" и п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004г. N 59-ЗС (в ред. Закона от 08.05.2008г.) "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", согласно которым реабилитированным лицам предоставлялась мера социальной поддержки в виде компенсации 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.
В данной редакции Закон Алтайского края применялся до 24.07.2012 (изменен Законом Алтайского края от 06.07.2012г. N 338-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края").
В силу положений п.2 ст.6 и п.8 ст.1 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки которым установлены Законом Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС, осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (ст.4 Закона Алтайского края от 27.12.2007г. N156-ЗС).
В соответствии с п.п. 11,12 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N126 (далее Правил), решение о назначении (отказе в назначении) компенсации принимает руководитель или уполномоченное им должностное лицо органа социальной защиты населения по месту жительства льготополучателя.
Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг (п.14 Правил).
В силу п.15 Правил расчет денежного эквивалента производят организации - поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме. Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п.27 Правил).
Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Ответственность за достоверность предоставляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения (п.п. 37, 38 Правил). Из представленного УСЗН по Индустриальному району города Барнаула расчета льготы в лицевом счете получателя компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг видно, что с ДД.ММ.ГГ ДД.ММ.ГГ УСЗН по Индустриальному району города Барнаула, вопреки вышеуказанным нормативным актам, указывало в реестрах площадь квартиры по "адрес" для расчета компенсации расходов на оплату отопления исходя из социальной нормы площади жилья, а не из общей, в связи с чем и расчет компенсации и ее выплата производились также исходя из социальной нормы площади жилья.
Расчет и выплату компенсации на оплату за отопление с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ ответчикам следовало производить из расчета *** кв.м. общей площади жилого помещения.
Учитывая, что расчет денежного эквивалента производится организацией-поставщиком, суд правильно возложил на ПЖСК-128 обязанность произвести расчет денежного эквивалента льгот по оплате отопления с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ исходя из общей площади занимаемого истцом жилого помещения в *** кв.м.
В соответствии с п. 9 ст. 4 Закона Алтайского края "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" выплата компенсации осуществляется уполномоченным органом ежемесячно путем перечисления сумм компенсации на личные счета граждан в банках либо через организации федеральной почтовой связи.
Поскольку в силу вышеприведенных положений нормативно-правовых актов в компетенцию Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне как главного администратора (распорядителя) средств, предусмотренных на меры социальной поддержки жертв политических репрессий в соответствии Законом Алтайского края от 26.11.2010 N100-ЗС "О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (Приложение N5,10), входит распоряжение бюджетными средствами на данные цели, то соответственно обязанность выплаты денежной компенсации истцу неправильно исчисленного денежного эквивалента льгот по оплате отопления лежит на Управлении социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула.
Доводы жалобы ответчика о том, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Доводы жалобы о том, что прокурором не был представлен расчет в обоснование заявленных требований за спорный период, основаны на неверном толковании закона и не свидетельствуют о неправильности постановленного по делу решения.
В соответствии с законом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит истцу. Факт того, что Иккерт Е.Х. в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в нарушение действующего в этот период времени законодательства ответчиками назначалась и рассчитывалась компенсация расходов по оплате отопления, исходя из площади жилого помещения 33 кв.м., в то время как следовало исходить из общей площади жилого помещения *** кв.м, судом установлен, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что незаконными действиями ответчиков были нарушены права истца. Поскольку доказательств, которые бы опровергали данные выводы суда, ответчиками не представлено, постольку у суда имелись основания для удовлетворения заявленных прокурором требований, направленных на восстановление нарушенного права Икерт Е.Х. Отсутствие расчета недополученной суммы не может нарушать права обеих сторон спора, поскольку не свидетельствует о невозможности производства правильного расчета ответчиком на основании судебного решения.
Доводы жалобы третьего лица Главалтайсоцзащита о подсудности спора мировому судье в связи с прекращением производства по делу в части незаконных действий УСЗН по Индустриальному району г.Барнаула во внимание приняты не могут быть, так как в соответствии со ст.33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принятое судом к своему производству дело с соблюдением правил подсудности должно быть разрешено этим же судом по существу, независимо от того, изменилась ли подсудность дела
Иных доводов, влекущих к отмене решения, апелляционные жалобы не содержат, в связи с чем судебная коллегия не усматривает оснований для их удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по Индустриальному району г.Барнаула, третьего лица Главалтайсоцзащита на решение Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края от 08 февраля 2013 г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.