Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Еремина В.А.,
судей Храмцовой В.А., Тарасовой О.Н.,
при секретаре Ретунской Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) на решение районного суда Немецкого национального района Алтайского края от 14 января 2013 года по делу
по иску Бернгардт Л. Г. к Управлению социальной защиты населения по Немецкому национальному району о признании права на предоставление льгот.
Заслушав доклад судьи Тарасовой О.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Бернгардт Л.Г. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по Немецкому национальному району о признании за ней права на предоставление льгот в виде бесплатного отопления и освещения, как педагогическому работнику, проживающему в сельской местности и вышедшей на пенсию ДД.ММ.ГГ.
В обоснование иска указала, что является педагогическим работником-пенсионером, проработала свыше 10 лет в сельских образовательных учреждениях, проживает в сельской местности. На основании справки, выданной Управлением социальной защиты населения по Немецкому национальному району, до августа 2012 года ей предоставлялась компенсация расходов на оплату отопления и освещения как педагогическому работнику. С августа 2012 года в нарушение Закона Российской Федерации "Об образовании" ей было отказано в предоставлении льгот в связи с тем, что она не имеет 10- летнего стажа педагогической работы, не соответствует двум основным условиям, определяющим право педагогических работников-пенсионеров на компенсацию расходов на оплату отопления и освещения. Однако Федеральным законом от 06 мая 2003 года N 52-ФЗ субъектам РФ предоставлено право установить законодательными актами субъектов РФ размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абз.3 п.5 ст.55 Закона РФ "Об образовании", то есть ее финансового обеспечения в рамках межбюджетных отношений, а не сам порядок предоставления такой льготы, который установлен федеральным законодательством и является единым и общеобязательным для применения во всех субъектах Российской Федерации. Отказ в получении указанной льготы повлек для нее неблагоприятные последствия, поскольку она лишилась права на получение льготы, которая предоставлялась ей длительное время.
С учетом уточненного иска просила признать за ней право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как за педагогическим работником, проживающим в сельской местности и вышедшим на пенсию ДД.ММ.ГГ, обязать Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району включить ее в список лиц, имеющих право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, производить компенсацию указанных расходов с августа 2012 года, а также взыскать с ответчика судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме "данные изъяты" руб., государственной пошлины "данные изъяты" руб.
Решением районного суда Немецкого национального района Алтайского края от 14 января 2013 года исковые требования Бернгардт Л.Г. удовлетворены.
Признано за Бернгардт Л.Г. право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как за педагогическим работником, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности.
На Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району возложена обязанность включить Бернгардт Л.Г. в реестр лиц, имеющих право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения и производить компенсацию данных расходов с августа 2012 года.
С Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району в пользу Бернгардт Л.Г. взысканы расходы по оплате услуг представителя в размере "данные изъяты" рублей.
В апелляционной жалобе третье лицо Главалтайсоцзащита просит отменить решение суда как вынесенное с нарушениями норм материального права, принять новое решение. В обоснование жалобы ссылается на то, что на педагогов, вышедших на пенсию, а также работающих в негосударственных образовательных учреждениях, право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" не распространено. В Алтайском крае порядок и условия такой компенсации регламентированы Законом Алтайского края от 03 ноября 2005 года N 88-ЗС "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" и постановлением Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 года N 99 "Об утверждении Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края". До 01 января 2012 года Бернгардт Л.Г. являлась получателем рассматриваемой меры социальной поддержки, однако с 01 января 2012 года утверждены новые Правила предоставления педагогическим работникам сельской местности компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, органами, уполномоченными на предоставление данной меры социальной поддержки, определены Управления социальной защиты населения. Педагогическим работникам, получавшим меры социальной поддержки до 01 января 2012 года, компенсация предоставляется без повторного определения их права на указанные меры. В отношении данных граждан сформирован реестр, являющийся основанием для назначения компенсации и оправдательным документом для расходования бюджетных средств (пункт 18 Правил). На основании реестра Бернгардт Л.Г. осуществлялась выплата компенсации расходов на оплату отопления и освещения за период с 01 января 2012 года по 31 июля 2012 года как работающему сельскому педагогу. Согласно п. 37 Правил предоставление компенсации прекращается в связи с увольнением с работы, дающей право на ее получение, с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило данное обстоятельство. В связи с выходом на пенсию "данные изъяты", Бернгардт Л.Г. с 01 августа 2012 года прекращена выплата компенсации. С ДД.ММ.ГГ право истца на меры социальной поддержки определено на общих основаниях, общий стаж работы Бернгардт Л.Г. в образовательных учреждениях, предусмотренный Законом и Правилами, составляет менее 10 лет, правовые основания для предоставления ей мер социальной поддержки, установленные Законом, у органов социальной защиты населения отсутствуют. Кроме того, размер присужденных судебных расходов по оплате услуг представителя завышен и не соответствует критерию разумности.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки не сообщили.
В соответствии с положениями ст.ст.167,327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверяя законность и обоснованность решения в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец Бернгардт Л.Г. с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ работала воспитателем группы продленного дня в Константиновской начальной школе, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ - учителем начальных классов в той же школе, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ - воспитателем интерната Шумановской средней школы, с "данные изъяты" года по ДД.ММ.ГГ работала в детском саду с. Шумановка воспитателем с последующим переводом на должность заведующей детским садом и уволена по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по возрасту, что подтверждено копией трудовой книжки (л.д.5-13), справкой из Администрации Шумановского сельсовета Немецкого национального района (л.д.14), в которой помимо периодов работы отражено, что Бернгардт Л.Г. имела право на предоставление компенсации расходов на оплату отопления и освещения как педагогический работник.
Таким образом, истец на момент выхода на пенсию работала в Негосударственном дошкольном образовательном учреждении - детский сад "Ладушки".
Согласно п.1.1 Устава НДОУ детский сад "Ладушки" является негосударственным дошкольным образовательным учреждением, созданным для реализации гражданами Российской Федерации гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования (л.д. 52-70).
Учредителем НДОУ детский сад "Ладушки" является Сельскохозяйственная артель племзавод "Шумановкий" Немецкого национального района (п.1.5 Устава).
ДД.ММ.ГГ НДОУ детский сад "Ладушки" зарегистрировано в качестве юридического лица, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации и свидетельством о постановке на учет в налоговом органе (л.д. 72-74).
Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи ДД.ММ.ГГ НДОУ детский сад "Ладушки" выдана лицензия за *** на право ведения образовательной деятельности, срок действия лицензии - бессрочно (л.д. 76).
Право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогическому работнику сельской местности до выхода Бернгардт Л.Г. на пенсию подтверждено представленными по делу доказательствами, а именно справкой из Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району о начислении компенсации за 2007 - 2008 годы (л.д.20), справкой из комитета Администрации Немецкого национального района по образованию о предоставлении компенсации с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ (л.д.17), справкой из Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району о начислении компенсации с января 2012 года по июль 2012 года (л.д.18-19).
На запрос Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району о возможности предоставления Бернгардт Л.Г. компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию, Главалтайсоцзащита разъяснила, что Бернгардт Л.Г. не соответствует ни одному из условий, установленных п.2 постановления администрации края от 29.02.2012г. N 99 "Об утверждении Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края".
Принимая решение об удовлетворении требований истца, суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства, руководствуясь положениями закона, подлежащего применению к возникшим правоотношениям сторон, пришел к выводу о том, что Бернгардт Л.Г. имеет право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг как педагогический работник и правомерно возложил на ответчика обязанность по предоставлению ей мер социальной поддержки.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается в виду следующего.
В соответствии с п.п. "е", "к" части 1 ст.72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы образования, жилищное законодательство.
Право педагогических работников образовательных учреждений, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения предусмотрено федеральным законодательством.
Предоставление мер социальной поддержки пенсионерам- бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", согласно которому за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года N 437, от 24 января 1985 года N 85 и другими нормативно-правовыми актами государственных органов СССР.
Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 года N 3266-1.
В силу части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В силу ст. 3 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.
В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (в редакции от 29.12.2010г.) педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
На основании Закона Алтайского края от 03 ноября 2005 года N 88-ЗС "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" педагогические работники, работающие в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
Перечень категорий педагогических работников, имеющих право на меры социальной поддержки, и правила предоставления им мер социальной поддержки утверждаются Администрацией Алтайского края (п. 7 ст. 2 Закона).
В силу п. 2 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 года N 99, компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляется проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам:
работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края;
вышедшим на пенсию и непосредственно перед выходом на нее занимавшимся педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), при наличии у них стажа работы в указанных образовательных учреждениях не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников.
Пункт 18 Правил устанавливает, что в отношении педагогических работников, до 1 января 2012 года получавших меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения через органы местного самоуправления или управомоченные ими муниципальные учреждения, управление социальной защиты населения формирует реестр на основании сведений, переданных органами местного самоуправления, краевыми и муниципальными образовательными учреждениями. Сформированный в отношении указанных педагогических работников реестр является основанием для назначения им с 1 января 2012 года компенсации и документом - основанием для расходования бюджетных средств.
Предоставление компенсации прекращается в связи с увольнением с работы, дающей право на получение компенсации, выбытием на постоянное место жительства за пределы Алтайского края, района, города Алтайского края, а также приобретением права на получение мер социальной поддержки по другим основаниям - с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства (п. 37 Правил).
Согласно ст.3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 439- ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ "Об образовании" нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из указанной нормы Закона следует, что получение указанных льгот педагогическим работникам не связано с формой собственности образовательного учреждения.
Материалами дела подтверждено и судом установлено, что Бернгардт Л.Г. более 10 лет являлась педагогическим работником образовательных учреждений, работала в сельской местности, в полном объеме получала меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг до выхода на пенсию.
В связи с вышеизложенным, судебная коллегия считает, что поскольку истец пользовалась правом на получение вышеуказанных мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления освещения, установленных как ранее действующими законодательными актами союзного значения, так и действующим Законом Российской Федерации" "Об образовании", а субъект Российской Федерации не наделен полномочием снижать объем полагающихся педагогическим работникам указанных мер социальной поддержки, равно как и ограничивать круг педагогических работников, устанавливать категории учреждений, то факт того, что Бернгардт Л.Г. работала в дошкольном образовательном учреждении, не являющемся краевым либо муниципальным образовательным учреждением, не может явиться основанием для лишения ее права на получение указанных льгот.
При таких обстоятельствах решение суда об удовлетворении исковых требований Бернгрардт Л.Г. является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы третьего лица, направленные на оспаривание судебного решения в части признания за Бернгардт Л.Г. права на компенсацию, суд апелляционной инстанции не принимает во внимание, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права, являлись предметом судебного разбирательства и суд в решении дал им надлежащую правовую оценку.
Доказательств, опровергающих выводы суда, в жалобе не приведено.
Кроме того, судебная коллегия не находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы о том, что размер судебных расходов на оплату услуг представителя является завышенным.
В соответствии со ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Установление данного требования является одним из правовых способов, направленных против необоснованного завышения, либо занижения размера оплаты услуг представителей, соблюдения необходимого баланса интересов сторон. Степень разумных пределов возмещения расходов на участие представителя по конкретному делу определяется судом с учетом объема заявленных требований, представленных доказательств по делу, изучения нормативного материала, длительности рассмотрения дела, объема оказанной представителем юридической помощи и т.п.
Судом принято во внимание, что несение судебных расходов на оплату услуг представителя подтверждено квитанцией к приходному кассовому ордеру (л.д. 24), представитель истца проводил консультацию, составлял исковое заявление, осуществлял представительство в суде первой инстанции. Поскольку факт несения расходов на оплату услуг представителя установлен, подтвержден материалами дела, судебная коллегия признает вывод суда о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере "данные изъяты" руб. обоснованным, соответствующим требованиям разумности.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь ст.ст.328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) на решение районного суда Немецкого национального района Алтайского края от 14 января 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.