Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
Председательствующего: Чубукова С.К.,
Судей: Рудь Е.П., Сачкова А.Н.,
при секретаре: Кирющенко У.А.,
с участием прокурора: Фоминой П.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика Управление социальной защиты населения по Индустриальному району г. Барнаула Алтайского края и третьего лица Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) на решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 31 января 2013 года
по делу по иску прокурора Индустриального района города Барнаула в интересах Ч.Е.К. к Управлению социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, МУП "ЖЭУ-30" о возложении обязанности произвести расчет компенсации по оплате за отопление.
Заслушав доклад судьи Рудь Е.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Индустриального района города Барнаула обратился в суд с иском в интересах Ч.Е.К. к ответчикам Управлению социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, МУП "ЖЭУ-30", просил:
- признать незаконными действия УСЗН по Индустриальному району города Барнаула по указанию для расчета компенсации расходов по оплате отопления Ч.Е.К. для МУП "ЖЭУ-30" исходя из социальной нормы площади жилья с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ;
- обязать УСЗН по Индустриальному району города Барнаула для расчета компенсации Ч.Е.К. по оплате отопления указать общую площадь жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", - "данные изъяты" кв.м.;
- обязать МУП "ЖЭУ-30" в пределах нормативов потребления услуги произвести расчет компенсации по оплате за отопление Ч.Е.К. из расчета "данные изъяты" кв.м. общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ;
- обязать УСЗН по Индустриальному району города Барнаула произвести выплату компенсации по оплате за отопление Ч.Е.К. из расчета "данные изъяты" кв.м. общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
Исковые требования процессуальный истец мотивировал тем, что Ч.Е.К. является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки в соответствии со ст.16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" и законами субъектов Российской Федерации. Согласно п.5 ч.1 ст.2 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты коммунальных услуг в размере 50% в пределах установленных нормативов потребления. Решением Индустриального районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ исковые требования прокурора Индустриального района города Барнаула в интересах Ч.Е.К. удовлетворены в полном объеме: признаны незаконными действия Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула по указанию для расчета компенсации расходов на оплату отопления Ч.Е.К. для МУП "ЖЭУ-30" исходя из социальной нормы площади жилья, обязать Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула для расчета компенсации Ч.Е.К. по оплате отопления указывать общую площадь жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", - "данные изъяты" кв.м., обязать МУП "ЖЭУ-30" произвести расчет компенсации по оплате за отопление Ч.Е.К. из расчета "данные изъяты" кв.м. общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", начиная с ДД.ММ.ГГ, обязать Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула производить выплату компенсации по оплате за отопление Ч.Е.К. из расчета "данные изъяты" кв.м. общей площади жилого помещения, начиная с ДД.ММ.ГГ. При этом с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ истцу также неверно производился расчет и выплата компенсации расходов на оплату отопления.
Определением Индустриального районного суда города Барнаула от 31 января 2013 года производство по делу прекращено в части требований истца о признании незаконными действия ответчика Управления социальной защиты населения по "адрес" по указанию для расчета компенсации расходов на оплату отопления Щ.В.А. с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ исходя из социальной нормы площади жилого помещения и обязании УСЗН по Индустриальному району города Барнаула для расчета компенсации Ч.Е.К. по оплате отопления указать общую площадь жилого помещения по "адрес" в "данные изъяты" кв.м.
Решением Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 31 января 2013 года исковые требования прокурора Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края в интересах Ч.Е.К. удовлетворены частично.
МУП "ЖЭУ-30" обязано произвести Ч.Е.К. расчет компенсации по оплате за отопление из общей площади жилого помещения, расположенного по "адрес" в "данные изъяты" кв.м. за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ включительно в пределах установленных нормативов потребления.
Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула обязано произвести Ч.Е.К. выплату компенсации по оплате за отоплениес ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ включительно исходя из общей площади жилого помещения, расположенного по "адрес" - "данные изъяты" кв.м.
В апелляционной жалобе ответчик Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула просит решение суда отменить, принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований. В качестве доводов для отмены решения указывает на то, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку расчет денежного эквивалента мер социальной поддержки производит организация-поставщик услуг, кроме того, истцом не представлен расчет льготы, который бы подтверждал необходимость производить выплату в ином размере.
В апелляционной жалобе третье лицо Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование доводов жалобы указало, что основанием для отмены решения суда является и то обстоятельство, что в нарушении ст. 56 ГПК РФ прокурором не представлен расчет недополученной истцом компенсации, что свидетельствует о недоказанности нарушения прав льготополучателя. Также прокурором не проанализирована правильность произведенных организацией-поставщиком расчетов денежных эквивалентов, не представлены доказательства, указывающие на неправильность этих расчетов, исходя из которых, управлением социальной защиты населения была произведена выплата компенсации. Однако только при наличии расчета недополученной компенсации могут быть обоснованными требования о наличии задолженности по выплатам. Вместе с тем в зависимости от суммы недополученной компенсации по коммунальной услуге подлежит определению подсудность рассматриваемого дела.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчика Управление социальной защиты населения по Индустриальному району г. Барнаула Алтайского края помощник прокурора Индустриального района г. Барнаула Алтайского края Д.Т.А. просит решение суда оставить без изменения, жалобу ответчика без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы.
Выслушав прокурора, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит жалобы не подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Ч.Е.К. является реабилитированным лицом.
Истец является сособственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м., которая проживает в указанной квартире с членами своей семьи.
Управление многоквартирным домом, в котором расположена квартира истца, осуществляется МУП ЖЭУ-30 г. Барнаула.
Решением Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула "О назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" истцу назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГ, основание предоставление компенсации - ко "адрес" " "данные изъяты"".
Исходя из представленных Управлением социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула сведений, льготная площадь по отоплению истца определена в размере "данные изъяты" кв.м., с учетом этих данных произведен расчет денежной компенсации.
Вступившим законную силу решением Индустриального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ, действия Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула по указанию для расчета компенсации расходов на оплату отопления Ч.Е.К. для МУП "ЖЭУ-30" г. Барнаула, исходя из социальной нормы площади жилья признаны незаконными; Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула для расчета компенсации по оплате отопления Ч.Е.К. обязано указывать общую площадь жилого помещения по "адрес", в размере "данные изъяты" кв.м; ООО МУП "ЖЭУ-30" "адрес" обязано произвести расчет компенсации по оплате за отопление Ч.Е.К. из расчета 65,1 кв.м. общей площади жилого помещения, начиная с ДД.ММ.ГГ; Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула с ДД.ММ.ГГ обязано производить выплату компенсации по оплате за отопление Ч.Е.К. из расчета 65 "данные изъяты" кв.м. общей площади жилого помещения.
При рассмотрении указанного дела судом было установлено, что управлением социальной защиты населения с даты назначения компенсации - ДД.ММ.ГГ для расчета денежного эквивалента по оплате за отопление указывалась льготная площадь помещения - "данные изъяты" кв.м.
Рассматривая заявленные по настоящему делу требования прокурора, на основании представленного Управлением расчета льготы судом установлено, что с ДД.ММ.ГГ года по ДД.ММ.ГГ Управление указывало в реестрах площадь квартиры истца, для расчета компенсации расходов на оплату отопления исходя из социальной нормы площади жилья - "данные изъяты" кв.м., а не общей - "данные изъяты" кв.м. В связи с этим расчет компенсации и ее выплата производилась исходя из социальной нормы площади жилья, а не общей.
Установив указанные выше обстоятельства, суд прекратил производство по делу в части требований о признании незаконными действия Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула по указанию за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ для расчета компенсации расходов на оплату отопления Ч.Е.К., исходя из социальной нормы площади жилого помещения, а также в части возложения на УСЗН по Индустриальному району города Барнаула обязанности для расчета компенсации Ч.Е.К. указывать общую площадь жилого помещения по "адрес" в "данные изъяты" кв.м., поскольку имеется вступившее в законную силу решение суда от ДД.ММ.ГГ и установленные им обстоятельства не подлежат доказыванию вновь.
Вместе с тем, суд возложил на МУП "ЖЭУ-30" г. Барнаула обязанность произвести расчет денежного эквивалента льгот по отоплению с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ включительно, исходя из общей площади занимаемого истцом жилого помещения - "данные изъяты" кв.м., а на Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула возложил обязанность произвести выплату денежной компенсации истцу по оплате за отопление исходя из общей площади жилого помещения в "данные изъяты" кв.м. за указанный период.
Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным фактическим обстоятельствам по делу и требованиям закона.
В соответствии со ст. 16 Закона РФ от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Законом Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" (в редакции, действовавшей по 24 июля 2012г.) установлено, что реабилитированным лицам предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей (п.п.5 п.1 ст.2 Закона).
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 4 названного Закона расходы по обеспечению мер социальной поддержки жертв политических репрессий являются расходными обязательствами Алтайского края и носят целевой характер. Финансирование расходов на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг производится через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения.
В силу положений п.2 ст.6 и п.8 ст.1 Закона Алтайского края от 27.12.2007г. N156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки которым установлены Законом Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (ст.4 Закона Алтайского края от 27.12.2007г. N156-ЗС).
В соответствии с п.п. 11,12 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N126 (далее Правил), решение о назначении (отказе в назначении) компенсации принимает руководитель или уполномоченное им должностное лицо органа социальной защиты населения по месту жительства льготополучателя.
Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг (п.14 Правил).
В силу п.15 Правил расчет денежного эквивалента производят организации - поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме. Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п.27 Правил).
Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Ответственность за достоверность предоставляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения (п.п. 37, 38 Правил).
Таким образом, законодательством действующим в спорный период времени, предоставление льгот по оплате отопления реабилитированным лицам не ограничивалось каким-либо определенным количеством метров жилого помещения.
Судом установлено, что в соответствии с п.27 Правил между УСЗН по Индустриальному району г.Барнаула и МУП "ЖЭУ-30" г. Барнаула заключено соглашение об информационном обмене, согласно п.2.1.1 которого Управление обязуется ежемесячно в срок до 5-го числа направлять поставщику списки льготополучателей для осуществления им расчетов денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в формате, предусмотренном приложением 1 к настоящему соглашению, в электронном виде. Поставщик в силу п.2.2.1 Соглашения обязуется в срок до 12-го числа предоставлять в Управление сведения о денежных эквивалентах, рассчитанных для каждого льготополучателя, указанного в переданном Управлением списке в электронном виде в формате, предусмотренным приложением 1 к настоящему соглашению.
Согласно приложению *** "Формат сведений" реквизиты графы 19 "общая площадь жилого помещения" заполняется органом социальной защиты и только в случае, если стоимость услуг считается от площади жилья. Организация-поставщик (управляющая компания) заполняет только реквизиты граф 22,23,28 (сумма оплаты полная, сумма льготы, количество комнат).
Поскольку законодательство, регулирующее отношения сторон, не предусматривало в спорный период времени использование социальной нормы жилой площади при расчете денежного эквивалента меры социальной поддержки для данной категории льготополучателей, вывод суда о незаконности действий ответчика Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула по указанию организации-поставщику, производящей исчисление денежного эквивалента мер социальной поддержки истцу, площади жилого помещения 48,82 кв.м., является правильным. Судом правомерно в целях восстановления и защиты нарушенных прав материального истца на ответчиков возложены обязанности по перерасчету размера денежного эквивалента, поскольку именно в компетенцию этих лиц входит решение данного вопроса.
В связи с чем в этой части доводы апелляционной жалобы УСЗН по Индустриальному району города Барнаула о том, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу являются несостоятельными.
Не могут повлечь отмену решения суда и доводы апелляционных жалоб о том, что прокурором не представлены доказательства, указывающие на неправильность произведенных истцу расчетов компенсации по оплате за отопление, поскольку установлено, что расчеты компенсации производились из площади жилого помещения "данные изъяты" кв.м., в то время как следовало исходить из площади "данные изъяты" кв.м. Таким образом, установлено нарушение права истца на получение в полном объеме денежного эквивалента мер социальной поддержки. Нарушенное право подлежит восстановлению, независимо от доводов апелляционных жалоб о том, что возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы влечет за собой возможность арифметической ошибки.
Доводы жалобы о том, что прокурором не был представлен расчет в обоснование заявленных требований за спорный период времени не свидетельствуют о неправильности постановленного по делу решения.
В соответствии с законом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит процессуальному и материальному истцам. Факт того, что Ч.Е.К. в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, в нарушение действующего в этот период времени законодательства, ответчиками назначалась и рассчитывалась компенсация расходов по оплате отопления, исходя из площади жилого помещения "данные изъяты" кв.м, в то время как следовало исходить из общей площади жилого помещения "данные изъяты" кв.м, судом установлен, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что незаконными действиями ответчиков были нарушены права истца и обязал ответчиков произвести определенные действия, направленные на восстановление нарушенного права материального истца.
Поскольку прокурором были заявлены также требования о возложении на Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула обязанности произвести выплату компенсации по оплате за отопление, рассмотрение которых подсудно районному суду, то доводы жалобы Главалтайсоцзащита относительно подсудности рассматриваемого спора подлежат отклонению.
Иных доводов, влекущих отмену решения суда, апелляционные жалобы не содержат, в связи с чем судебная коллегия не усматривает оснований для их удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, апелляционную жалобу третьего лица "Главалтайсоцзащита" на решение Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края от 31 января 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Гончаровой Ю.В. дело 33-2584-2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
02 апреля 2013 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
Председательствующего: Чубукова С.К.,
Судей: Рудь Е.П., Сачкова А.Н.,
при секретаре: Кирющенко У.А.,
с участием прокурора: Фоминой П.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика Управление социальной защиты населения по Индустриальному району г. Барнаула Алтайского края и третьего лица Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) на решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 31 января 2013 года
по делу по иску прокурора Индустриального района города Барнаула в интересах Ч.Е.К. к Управлению социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, МУП "ЖЭУ-30" о возложении обязанности произвести расчет компенсации по оплате за отопление.
Заслушав доклад судьи Рудь Е.П., судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, апелляционную жалобу третьего лица "Главалтайсоцзащита" на решение Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края от 31 января 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.