Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего: Гореловой Т.В.,
судей: Сафроновой М.В., Медведева А.А.,
при секретаре Кудрявцевой С.В.,
с участием прокурора Профатиловой Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам ответчика Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула Алтайского края, третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) на решение Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края от 6 февраля 2013 года
по делу по иску прокурора Индустриального района города Барнаула в интересах Карповой В. П. к Управлению социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, к обществу с ограниченной ответственностью "Фирма ПЖЭТ-2" об обязании произвести перерасчет оплаты за жилое помещение
Заслушав доклад судьи Сафроновой М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Индустриального района города Барнаула обратился в суд в интересах Карповой В.П. к Управлению социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула (далее - УСЗН по Индустриальному району г. Барнаула), ООО "Фирма ПЖЭТ-2" с иском о признании незаконными действий по расчету и назначению истцу 50% льготы, за отопление исходя из социальной нормы площади жилья; о возложении на Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула обязанности для расчета компенсации по оплате отопления указывать общую площадь жилого помещения 60,7 кв.м в пределах установленных нормативов потребления указанной услуги; о возложении на ООО "Фирма ПЖЭТ-2" обязанности произвести расчет компенсации по оплате за отопление исходя из общей площади жилого помещения - 60,7 кв.м. с 01 января 2010 года по 24 июля 2012 года в пределах установленных нормативов потребления указанной услуги; о возложении на УСЗН по Индустриальному району г. Барнаула обязанности произвести назначение и выплату компенсации по оплате за отопление исходя из общей площади жилого помещения - 60,7 кв.м с 01 января 2010 года по 24 июля 2012 года в пределах установленных нормативов потребления указанной услуги.
В обоснование иска указывает, что истец является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки в соответствии со ст.16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" и законами субъектов Российской Федерации. Согласно п.5 ч.1 ст.2 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты коммунальных услуг в размере 50% в пределах установленных нормативов потребления. Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей. Размер платы за потребленную тепловую энергию, исходя из нормативов потребления данного вида услуг, рассчитывается по формуле, установленной пунктом 1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307: Р=S х N х T, где S - общая площадь отапливаемого помещения; N - тариф потребления тепловой энергии на отопление; T -тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ответчиком ООО "ПЖЭТ-2" (организация поставщик) расчет денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате тепловой энергии незаконно произведен из расчета социальной нормы, а не общей площади жилого помещения.
Решением Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края от 6 февраля 2013 года исковые требования удовлетворены частично.
Признаны незаконными действия Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, общества с ограниченной ответственностью "Фирма ПЖЭТ-2" по расчету и назначению Карповой В. П. 50% льготы, за отопление исходя из социальной нормы площади жилья за период с 01 января 2010 года по 24 июля 2012 года.
На общество с ограниченной ответственностью "Фирма ПЖЭТ-2" возложена обязанность рассчитать Карповой В. П. денежный эквивалент 50 % льготы, за отопление исходя из общей площади жилого помещения 60,7 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", с 01 января 2010 года по 24 июля 2012 года в пределах установленных нормативов потребления указанной услуги.
На Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула возложена обязанность произвести Карповой В. П. назначение и выплату компенсации по оплате за отопление исходя из общей площади жилого помещения 60,7 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", за период с 01 января 2010 года по 24 июля 2012 года в пределах установленных нормативов потребления указанной услуги.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула просит решение суда отменить, принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований. В качестве доводов для отмены решения указывает на то, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку расчет денежного эквивалента мер социальной поддержки производит организация-поставщик услуг, кроме того, истцом не представлен расчет льготы, который бы подтверждал необходимость производить выплату в ином размере.
В апелляционной жалобе третье лицо Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование доводов жалобы указало, что основанием для отмены решения суда является и то обстоятельство, что в нарушении ст. 56 ГПК РФ прокурором не представлен расчет недополученной истцом компенсации, что свидетельствует о недоказанности нарушения прав льготополучателя. Также прокурором не проанализирована правильность произведенных организацией-поставщиком расчетов денежных эквивалентов, не представлены доказательства, указывающие на неправильность этих расчетов, исходя из которых, управлением социальной защиты населения была произведена выплата компенсации. Однако только при наличии расчета недополученной компенсации могут быть обоснованными требования о наличии задолженности по выплатам. Вместе с тем в зависимости от суммы недополученной компенсации по коммунальной услуге подлежит определению подсудность рассматриваемого дела.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Управления социальной защиты населения по Индустриальному району г. Барнаула Алтайского края прокурор Индустриального района г. Барнаула Алтайского края просит решение суда оставить без изменения, жалобу ответчика без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Профатилову Т.В., просившую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В материалах дела имеется свидетельство *** от ДД.ММ.ГГ, согласно которого истица Карпова В. П. является реабилитированным лицом, следовательно, имеет право на льготы, установленные ст. 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" (л.д. 9).
Карпова В.П. владеет жилым помещением по адресу: "адрес", что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГ. Истица зарегистрирована и проживает по данному адресу. Вместе с ней зарегистрированы "данные изъяты" и "данные изъяты" (л.д. 10-11).
Общая площадь жилого помещения составляет 60,7 кв.м.
Управление жилым домом осуществляет ООО "Фирма ПЖЭТ-2"
В соответствии со ст. 16 Закона РФ от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Законом Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" установлено, что реабилитированным лицам предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей (п.п.5 п.1 ст.2 Закона).
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 4 названного Закона расходы по обеспечению мер социальной поддержки жертв политических репрессий являются расходными обязательствами Алтайского края и носят целевой характер. Финансирование расходов на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг производится через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения.
В силу положений п.2 ст.6 и п.8 ст.1 Закона Алтайского края от 27.12.2007г. N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки которым установлены Законом Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (ст.4 Закона Алтайского края от 27.12.2007г. N156-ЗС).
В соответствии с п.п. 11,12 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N 126 (далее Правил), решение о назначении (отказе в назначении) компенсации принимает руководитель или уполномоченное им должностное лицо органа социальной защиты населения по месту жительства льготополучателя.
Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг (п.14 Правил).
В силу п.15 Правил расчет денежного эквивалента производят организации - поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме. Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п.27 Правил).
Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Ответственность за достоверность предоставляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения (п.п. 37, 38 Правил).
Таким образом, законодательством, действующим в спорный период времени, предоставление льгот по оплате отопления реабилитированным лицам не ограничивалось каким-либо определенным количеством метров жилого помещения.
Судом установлено, что в соответствии с п.27 Правил между УСЗН по Индустриальному району г. Барнаула и ООО "Фирма "ПЖЭТ-2" заключено соглашение об информационном обмене, согласно п.2.1.1 которого Управление обязуется ежемесячно в срок до 5-го числа направлять поставщику списки льготополучателей для осуществления им расчетов денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в формате, предусмотренном приложением 1 к настоящему соглашению, в электронном виде. Поставщик в силу п.2.2.1 Соглашения обязуется в срок до 12-го числа предоставлять в Управление сведения о денежных эквивалентах, рассчитанных для каждого льготополучателя, указанного в переданном Управлением списке в электронном виде в формате, предусмотренным приложением 1 к настоящему соглашению.
Согласно приложению N1 "Формат сведений" реквизиты графы 19 "общая площадь жилого помещения" заполняется органом социальной защиты и только в случае, если стоимость услуг считается от площади жилья. Организация-поставщик (управляющая компания) заполняет только реквизиты граф 22,23,28 (сумма оплаты полная, сумма льготы, количество комнат).
Поскольку законодательство, регулирующее отношения сторон, не предусматривало в спорный период времени использование социальной нормы жилой площади при расчете денежного эквивалента меры социальной поддержки для данной категории льготополучателей, вывод суда о незаконности действий ответчика Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула по указанию организации-поставщику, производящей исчисление денежного эквивалента мер социальной поддержки истцу, площади жилого помещения 54 кв.м., является правильным. Судом правомерно в целях восстановления и защиты нарушенных прав материального истца на ответчиков возложены обязанности по перерасчету размера денежного эквивалента, поскольку именно в компетенцию этих лиц входит решение данного вопроса.
В связи, с чем в этой части доводы апелляционной жалобы УСЗН по Индустриальному району города Барнаула о том, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу являются несостоятельными.
Не могут повлечь отмену решения суда и доводы апелляционных жалоб о том, что прокурором не представлены доказательства, указывающие на неправильность произведенных истцу расчетов компенсации по оплате за отопление, поскольку установлено, что расчеты компенсации производились из площади жилого помещения 54,0 кв.м., в то время как следовало исходить из площади 60,7 кв.м. Таким образом, установлено нарушение права истца на получение в полном объеме денежного эквивалента мер социальной поддержки. Нарушенное право подлежит восстановлению, независимо от доводов апелляционных жалоб о том, что возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы влечет за собой возможность арифметической ошибки.
Доводы жалобы о том, что прокурором не был представлен расчет в обоснование заявленных требований за спорный период времени не свидетельствуют о неправильности постановленного по делу решения.
В соответствии с законом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит процессуальному и материальному истцам. Факт того, что Карповой В.П. в период с 01 января 2010 года по 24 июля 2012 года, в нарушение действующего в этот период времени законодательства, ответчиками назначалась и рассчитывалась компенсация расходов по оплате отопления, исходя из площади жилого помещения 54,0 кв.м, в то время как следовало исходить из общей площади жилого помещения 60,7 кв.м, судом установлен, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что незаконными действиями ответчиков были нарушены права истца и обязал ответчиков произвести определенные действия, направленные на восстановление нарушенного права материального истца.
Поскольку прокурором были заявлены также требования о возложении на Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула обязанности произвести выплату компенсации по оплате за отопление, рассмотрение которых подсудно районному суду, то доводы жалобы Главалтайсоцзащита относительно подсудности рассматриваемого спора подлежат отклонению.
Иных доводов, влекущих отмену решения суда, апелляционные жалобы не содержат.
Учитывая, что судом полно и всесторонне исследованы и оценены в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации все доказательства, представленные сторонами, правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы жалоб являются несостоятельными, то судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края от 6 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула Алтайского края и третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.