Апелляционное определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 26 марта 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Гореловой Т.В.
судей Сафроновой М.В., Медведев А.А.
при секретаре Кудрявцевой С.В.
с участием прокурора Профатиловой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне
на решение Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края от 23 января 2013 года
по иску прокурора Индустриального района города Барнаула в интересах Рутковской Л. Ф. к Управлению социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, " "данные изъяты"" об обязании произвести расчет компенсации по оплате за отопление и выплате компенсации.
Заслушав доклад судьи Сафроновой М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Индустриального района города Барнаула в интересах Рутковской Л.Ф. обратился с иском к Управлению социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, "данные изъяты" о признании незаконными действий по указанию для расчета компенсации расходов на оплату отопления истцу исходя из социальной нормы площади жилья с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, обязании УСЗН по Индустриальному району г. Барнаула для расчета компенсации истцу по оплате отопления указать площадь жилого помещения-квартиры N *** по ул. "адрес" - "данные изъяты" кв.м., обязании "данные изъяты" в пределах нормативов потребления услуги произвести расчет компенсации по оплате за отопление из расчета площади жилого помещения-квартиры N *** по ул. "адрес"- "данные изъяты" кв.м., с 01.января 2010г. по 27 сентября 2011г. и обязании УСЗН по Индустриальному району г. Барнаула произвести выплату компенсации по оплате за отопление из расчета "данные изъяты" кв.м. площади жилого помещения за указанный период.
В обоснование требований указал на то, что решением Индустриального районного суда г. Барнаула от 25.10.2011, вступившим в законную силу, признаны незаконными действия УСЗН по Индустриальному району г. Барнаула по указанию для расчета компенсации расходов на оплату отопления Рутковской Л.Ф. для "данные изъяты" исходя из социальной нормы жилья, УСЗН по Индустриальному району г. Барнаула обязано для расчета компенсации по оплате отопления указывать площадь жилого помещения-квартиры N *** по ул. "адрес" - "данные изъяты" кв.м., "данные изъяты" обязано произвести расчет компенсации по оплате за отопление из расчета площади жилого помещения- вышеуказанной квартиры - "данные изъяты" кв.м., начиная с ДД.ММ.ГГ, а также обязании УСЗН по Индустриальному району г. Барнаула производить выплату компенсации по оплате за отопление из расчета "данные изъяты" кв.м. площади квартиры, начиная с ДД.ММ.ГГ.
Однако, истцу неправильно производился расчет ответчиками расчет и выплата компенсации расходов на оплату отопления в период с 01.01.2010 по 26.09.2011.
Определением суда от 23.01.2013 года прекращено производство по делу в части требований о признании незаконными действий УСЗН по Индустриальному району г. Барнаула по указанию для расчета компенсации расходов на оплату отопления Рутковской Л.Ф. для "данные изъяты", исходя из социальной нормы площади жилья с 01 января 2010 года по 27 сентября 2011 года, а также об обязании УСЗН по Индустриальному району г. Барнаула для расчета компенсации Рутковской Л.Ф. по оплате отопления указать площадь жилого помещения-квартиры N *** по адресу: "адрес"
Решением Индустриального районного суда от 23 января 2013 года исковые требования прокурора удовлетворены.
На ЖСК-109 возложена обязанность в пределах нормативов потребления услуги произвести расчет компенсации по оплате за отопление Рутковской Л. Ф. из расчета "данные изъяты" кв.м общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", с 01.01.2010 по 26.09.2011.
На УСЗН по Индустриальному району города Барнаула возложена обязанность производить выплату компенсации по оплате за отопление Рутковской Л. Ф. из расчета "данные изъяты" кв.м. общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", с 01.01.2010 по 26.09.2011.
В апелляционной жалобе ответчика УСЗН по Индустриальному району города Барнаула содержится просьба об отмене решения, принятии нового об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку УСЗН по Индустриальному району г.Барнаула является ненадлежащим ответчиком по делу, так как не производит расчет денежного эквивалента предоставляемой истцу меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления, ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, возложена на организации-поставщиков услуг; судом не учтено, что расчет льготы, подтверждающий необходимость иного размера выплаты, прокурором не приводится.
В апелляционной жалобе третье лицо Главалтайсоцзащита просит решение отменить, отказав в удовлетворении требований, ссылаясь на вышеприведенные доводы и отсутствие расчета прокурора недополученной истцом суммы компенсации, так как возможный размер недополученной компенсации составляет сумму менее 50 000 рублей, то с учетом того, что требования о признании действий УСЗН по Индустриальному району г. Барнаула по указанию для расчета компенсации расходов по оплате отопления, и обязании управления указать общую площадь жилого помещения прекращены определением суда от 23.01.2013, то иск подлежит рассмотрению мировым судом.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Индустриального района города Барнаула просит оставить решение суда без изменения.
Изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, возражавшего против отмены судебного акта, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, на основании ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Судом установлено, что 25.10.2011г. Индустриальным районным судом города Барнаула вынесено решение, согласно которому признаны незаконными действия Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула по указанию для расчета компенсации расходов на оплату отопления Рутковской Л. Ф. для "данные изъяты" исходя из социальной нормы площади жилья, Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула обязано для расчета компенсации Рутковской Л. Ф. по оплате отопления указывать площадь жилого помещения - квартиры N *** по адресу: "адрес" - "данные изъяты" кв.м., "данные изъяты" обязано произвести расчет компенсации по оплате за отопление Рутковской Л. Ф. из расчета площади жилого помещения - квартиры N *** по адресу: "адрес", - *** кв.м., начиная с 27 сентября 2011 года, Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула обязано производить выплату компенсации по оплате за отопление Рутковской Л. Ф. из расчета 51,76 кв.м. площади жилого помещения - квартиры N *** по адресу: "адрес", начиная с 27 сентября 2011 года.
Как правильно указано судом первой инстанции, решение вступило в законную силу, имеет преюдициальное значение при рассмотрении данного дела.
Из материалов дела следует, что Рутковская Л.Ф. является реабилитированным лицом, проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес" общей площадью "данные изъяты" кв.м, принадлежащем на праве общей совместной собственности ее дочери Евглевской М.Ю. и зятю Евглевскому В.А.(л.д. 10), который получает компенсацию как ветеран труда.
Управление домом, в котором расположена квартира истца, осуществляет " "данные изъяты"".
Решением УСЗН по Индустриальному району города Барнаула "О назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" истцу назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, основание предоставление компенсации - код 531 "реабилитированный".
Исходя из представленных УСЗН по Индустриальному району города Барнаула сведений, льготная площадь по отоплению истца в период с 01.01.2010 по 26.09.2011 года определена в размере "данные изъяты" кв.м., исходя из чего произведен расчет денежной компенсации.
Вместе с тем, размер компенсации для Рутковской Л.Ф. должен быть определен с учетом выделения доли второго льготника из общей площади жилого помещения, площадь Рутковской Л.Ф. для расчета компенсации должна составлять "данные изъяты" кв.м.
Ранее суд, разрешая спор, пришел к выводу, что действовавшее в период времени с момента обращения материального истца в органы соцзащиты (передачи документов) законодательство не предусматривало ограничений предоставления льгот по оплате отопления реабилитированным лицам по площади занимаемого ими жилого помещения. В связи с этим действия УСЗН по Индустриальному району города Барнаула по указанию организации-поставщику, производящей исчисление денежного эквивалента мер социальной поддержки ( "данные изъяты"), площади жилого помещения, исходя из социальной нормы, признаны незаконными. Права материального истца в связи с незаконными действиями ответчика были восстановлены на будущее.
Предметом настоящего дела являются действия ответчиков по начислению и выплате денежного эквивалента льгот за неохваченный ранее вынесенным решением суда период времени.
Выводы суда первой инстанции соответствуют требованиям закона и основаны на положениях ст. 16 ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" и п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004г. N 59-ЗС (в ред. Закона от 08.05.2008г.) "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", согласно которым реабилитированным лицам предоставлялась мера социальной поддержки компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.
В данной редакции Закон Алтайского края применялся до 24.07.2012 (изменен Законом Алтайского края от 06.07.2012г. N 338-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края").
В силу положений п.2 ст.6 и п.8 ст.1 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки которым установлены Законом Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (ст.4 Закона Алтайского края от 27.12.2007г. N156-ЗС).
В соответствии с п.п. 11,12 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N126 (далее Правил), решение о назначении (отказе в назначении) компенсации принимает руководитель или уполномоченное им должностное лицо органа социальной защиты населения по месту жительства льготополучателя.
Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг (п.14 Правил).
В силу п.15 Правил расчет денежного эквивалента производят организации - поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме. Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п.27 Правил).
Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Ответственность за достоверность предоставляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения (п.п. 37, 38 Правил).
Доводы жалобы о том, что прокурором не был представлен расчет в обоснование заявленных требований за спорный период, основаны на неверном толковании закона и не свидетельствуют о неправильности постановленного по делу решения.
В соответствии с законом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит истцу. Факт того, что Рутковская Л.Ф. в период с 01 января 2010 года по 26 сентября 2011 года в нарушение действующего в этот период времени законодательства ответчиками назначалась и рассчитывалась компенсация расходов по оплате отопления, исходя из площади жилого помещения "данные изъяты" кв.м., в то время как следовало исходить из общей площади жилого помещения "данные изъяты" кв.м, судом установлен, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что незаконными действиями ответчиков были нарушены права истца. Поскольку доказательств, которые бы опровергали данные выводы суда, ответчиками не представлено, у суда имелись основания для удовлетворения заявленных прокурором требований, направленных на восстановление нарушенного права Рутковской Л.Ф.
Доводы жалобы о нарушении судом правил родовой подсудности, судебная коллегия также находит несостоятельными.
В соответствии с ч.1 ст.33 ГПК РФ дело, принятое к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно станет подсудным другому суду.
Поскольку первоначально прокурором был заявлены исковые требования о признании незаконными действий органа социальной защиты населения, которые подсудны районному суду, то после прекращения производства судом в этой части, гражданское дело не могло быть передано мировому судье вне зависимости от размера подлежащих выплате материальному истцу сумм.
Иных доводов, влекущих к отмене решения апелляционные жалобы не содержат, в связи с чем судебная коллегия не усматривает оснований для их удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 23 января 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.