Апелляционное определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 26 марта 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Чубукова С.К.,
судей Сачкова А.Н., Рудь Е.П.
с участием прокурора Фоминой П.В.
при секретаре Кирющенко У.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, апелляционной жалобе Главалтайсоцзащиты
на решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 23 января 2013 года
по делу по иску прокурора Индустриального района города Барнаула в интересах Шараповой Ф. А. к Управлению социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула и ПЖСК-128 об обязании произвести расчет компенсации за отопление и ее выплату.
Заслушав доклад судьи Чубукова С.К., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Индустриального района города Барнаула обратился в суд с исковым заявлением в интересах Шараповой Ф.А., в котором просит признать незаконными действия ответчика Управления социальной защиты населения по "адрес" по указанию для расчета компенсации расходов на оплату отопления Шараповой Ф.А. с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ исходя из социальной нормы площади жилого помещения; обязать УСЗН по "адрес" для расчета компенсации Шараповой Ф.А. указать общую площадь жилого помещения по "адрес".м.; обязать Потребительский жилищно-строительный кооператив-128 в пределах нормативов потреблении услуги произвести расчет компенсации по оплате за отопление Шараповой Ф.А. с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ из расчета *** кв.м. общей площади жилого помещения по "адрес" в городе Барнауле; обязать УСЗН по Индустриальному району города Барнаула произвести Шараповой Ф.А. выплату компенсации по оплате за отопление с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ исходя из общей площади жилого помещения по "адрес" кв.м.
В обоснование требований указал, что Шарапова Ф.А. является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки в соответствии с Законом Алтайского края от ДД.ММ.ГГ "О реабилитации жертв политических репрессий". В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 2 указанного закона реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Решением Индустриального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГ признаны незаконными действия УСЗН по Индустриальному району города Барнаула по указанию с ДД.ММ.ГГ для расчета расходов на оплату отопления Шараповой Ф.А. для ПЖСК-128 исходя из социальной нормы площади жилья. При этом установлено, что с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ расчет и выплата компенсации расходов на оплату отопления ответчиками производились неверно.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования, в части периода, определив его с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ включительно.
Определением Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГ прекращено производство по делу в части требований о признании незаконными действия Управление социальной защиты населения по "адрес" по указанию с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ для расчета компенсации расходов на оплату отопления Шараповой Ф.А, исходя из социальной нормы площади жилого помещения и об обязании ответчика для расчета компенсации указать общую площадь жилого помещения по "адрес" в "адрес" кв.м., поскольку имеется вступившее в законную силу решение Индустриального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ, принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Решением Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования прокурора Индустриального района города Барнаула в интересах Шараповой Ф.А. удовлетворены.
На Потребительский жилищно-строительный кооператив - 128 возложена обязанность произвести Шараповой Ф.А. расчет компенсации по оплате за отопление за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ включительноиз общей площади жилого помещения по "адрес" в городе "адрес" в "адрес" кв.м.
На Управление социальной защиты населения по "адрес" возложена обязанность произвести Шараповой Ф.А. выплату компенсации по оплате за отопление за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ включительно исходя из общей площади жилого помещения по "адрес", в городе "адрес" кв.м.
В апелляционной жалобе Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула просит решение суда отменить, принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований. В качестве доводов для отмены решения указывает на то, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку расчет денежного эквивалента мер социальной поддержки производит организация-поставщик услуг, кроме того, истцом не представлен расчет льготы, который бы подтверждал необходимость производить выплату в ином размере.
В апелляционной жалобе третье лицом Главалтайсоцзащита просит решение суда отменить, принять новое решение, по тем основаниям, что у третьего лица не было достаточного времени для подготовки к судебному заседанию по настоящему делу, так как исковое заявление и извещение о судебном заседании на ДД.ММ.ГГ было получено только ДД.ММ.ГГ. При этом ходатайство об отложении судебного заседания судом оставлено без удовлетворения, что лишило третье лицо возможности представить свои доводы относительно искового заявления. Кроме того, основанием для отмены решения суда является и то обстоятельство, что в нарушении ст. 56 ГПК РФ прокурором не представлен расчет недополученной истцом компенсации, что свидетельствует о недоказанности нарушения прав льготополучателя. Также прокурором не проанализирована правильность произведенных организацией-поставщиком расчетов денежных эквивалентов, не представлены доказательства, указывающие на неправильность этих расчетов, исходя из которых, управлением социальной защиты населения была произведена выплата компенсации. Однако только при наличии расчета недополученной компенсации могут быть обоснованными требования о наличии задолженности по выплатам. Вместе с тем в зависимости от суммы недополученной компенсации по коммунальной услуге подлежит определению подсудность рассматриваемого дела.
Возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы влечет за собой возможность арифметической ошибки, и соответственно, нарушения прав государственного органа либо прав гражданина.
Кроме того, производить расчет компенсации истцу на общую сумму площади жилого помещения не имеется оснований. По состоянию на ДД.ММ.ГГ семья истца составляет "адрес" человека, льгота же заявлена на одного человека. Учитывая, что согласно жилищному законодательству обязанность по оплате жилищно-коммунальных услуг является равной между всеми проживающими в жилом помещении, компенсация истцу может быть рассчитана только на долю расходов по оплате отопления, приходящуюся непосредственно на нее, то есть на "данные изъяты"). При таких обстоятельствах, решение суда влечет перерасход средств краевого бюджета, что нарушает интересы Алтайского края, полномочия которого в сфере оказания мер социальной поддержки осуществляется Главалтайсоцзащитой.
В возражениях на апелляционные жалобы прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, заслушав прокурора Фомину П.В., возражавшую против удовлетворения апелляционных жалоб, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, проверяя его законность и обоснованность в пределах доводов жалоб на основании ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, материальный истец Шарапова Ф.А. является реабилитированным лицом, проживает в квартире, расположенной по адресу: "адрес" квартиры составляет "адрес" кв.м.
Управление домом, в котором расположена квартира, осуществляет ПЖСК-128.
Решением Управления социальной защиты населения по "адрес" "О назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" Шараповой Ф.А. назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из общей площади квартиры, однако фактически Управление указывало для расчета компенсации расходов на оплату отопления жилья исходя их социальной нормы.
Вступившим законную силу ДД.ММ.ГГ решением Индустриального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГ, действия Управления социальной защиты населения по "адрес" по указанию для расчета компенсации расходов на оплату отопления Шараповой Ф.А. для Потребительского жилищно-строительного кооператива 128 исходя из социальной нормы площади жилья признаны незаконными; Управление социальной защиты населения по "адрес" для расчета компенсации по оплате отопления Шараповой Ф. А. обязано указывать общую площадь жилого помещения по "адрес", в размере *** кв.м; Потребительский жилищно-строительный кооператив-128 обязан произвести расчет компенсации по оплате за отопление из расчета *** кв.м. общей площади жилого помещения, начиная с ДД.ММ.ГГ; Управление социальной защиты населения по "адрес" с ДД.ММ.ГГ обязано производить выплату компенсации по оплате за отопление Шараповой Ф. А. из расчета *** кв.м. общей площади жилого помещения.
При рассмотрении указанного дела судом было установлено, что управлением социальной защиты населения с даты назначения компенсации - ДД.ММ.ГГ для расчета денежного эквивалента по оплате за отопление указывалась льготная площадь помещения - *** кв.м.
Рассматривая заявленные по настоящему делу требования прокурора, на основании представленного Управлением расчета льготы судом установлено, что с "данные изъяты" по ДД.ММ.ГГ Управление указывало в реестрах площадь квартиры истца, для расчета компенсации расходов на оплату отопления исходя из социальной нормы площади жилья, а не общей. В связи с этим расчет компенсации и ее выплата производилась исходя из социальной нормы площади жилья.
Установив указанные выше обстоятельства, суд прекратил производство по делу в части требований о признании незаконными действия Управления социальной защиты населения по "адрес" по указанию за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГдля расчета компенсации расходов на оплату отопления Шараповой Ф.А. исходя из социальной нормы площади жилого помещения, а также в части возложения на УСЗН по "адрес" обязанности для расчета компенсации Шараповой Ф.А. указывать общую площадь жилого помещения по "адрес", в городе "адрес" кв.м., поскольку имеется вступившее в законную силу решение суда от ДД.ММ.ГГ и установленные им обстоятельства не подлежат доказыванию вновь. Вместе с тем суд возложил на ПЖСК-128 обязанность произвести расчет денежного эквивалента льгот по отоплению с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ включительно исходя из общей площади занимаемого истцом жилого помещения - *** кв.м, а на Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула обязанность выплаты денежной компенсации истцу неправильного денежного эквивалента по оплате отопления.
Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным фактическим обстоятельствам по делу и требованиям закона.
В соответствии со ст. 16 Закона РФ от ДД.ММ.ГГ *** "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Законом Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" установлено, что реабилитированным лицам предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей (п.п.5 п.1 ст.2 Закона).
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 4 названного Закона расходы по обеспечению мер социальной поддержки жертв политических репрессий являются расходными обязательствами Алтайского края и носят целевой характе "адрес" расходов на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг производится через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения.
В силу положений п.2 ст.6 и п.8 ст.1 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки которым установлены Законом Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-ЗС осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (ст.4 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-ЗС).
В соответствии с п.п. 11,12 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** (далее Правил), решение о назначении (отказе в назначении) компенсации принимает руководитель или уполномоченное им должностное лицо органа социальной защиты населения по месту жительства льготополучателя.
Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг (п.14 Правил).
В силу п.15 Правил расчет денежного эквивалента производят организации - поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме. Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п.27 Правил).
Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услу "адрес" за достоверность предоставляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения (п.п. 37, 38 Правил).
Таким образом, законодательством действующим в спорный период времени, предоставление льгот по оплате отопления реабилитированным лицам не ограничивалось каким-либо определенным количеством метров жилого помещения.
Судом установлено, что в соответствии с п.27 Правил между УСЗН по "адрес" и ПЖСК-128 заключено соглашение об информационном обмене *** от ДД.ММ.ГГ, согласно п.2.1.1 которого Управление обязуется ежемесячно в срок до 5-го числа направлять поставщику списки льготополучателей для осуществления им расчетов денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в формате, предусмотренном приложением 1 к настоящему соглашению, в электронном виде. Поставщик в силу п.2.2.1 Соглашения обязуется в срок до 12-го числа предоставлять в Управление сведения о денежных эквивалентах, рассчитанных для каждого льготополучателя, указанного в переданном Управлением списке в электронном виде в формате, предусмотренным приложением 1 к настоящему соглашению.
Таким образом, судом правомерно в целях восстановления и защиты нарушенных прав истца наложены на ответчиков спорные обязанности. В связи с чем доводы апелляционных жалоб Управления социальной защиты населения по "адрес" и Главалтайсоцзащиты о том, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, необоснованны.
Не могут повлечь отмену решения суда и доводы апелляционных жалоб о том, что прокурором не представлены доказательства, указывающие на неправильность произведенных истцу расчетов компенсации по оплате за отопление, поскольку установлено, что расчеты компенсации производились из площади жилого помещения "адрес" кв.м., в то время как следовало исходить из площади *** кв.м. Таким образом, установлено нарушение права истца на получение в полном объеме денежного эквивалента мер социальной поддержки. Нарушенное право подлежит восстановлению, независимо от доводов апелляционной жалобы Главалтайсоцзащиты о том, что возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы влечет за собой возможность арифметической ошибки.
Доводы апелляционной жалобы третьего лица о том, что расчет компенсации должен быть произведен только на долю площади, приходящуюся на истца несостоятельны, поскольку согласно п.5 ч.1 ст. 2 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" (в ред. Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-ЗС), реабилитированным лицам предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей. Кроме того, в соответствии с Постановлением Администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ N 290 "Об оплате жилищно-коммунальных услуг" единицей измерения при расчете платы за отопление является Гкал на 1 кв.м. Расчет платы за отопление производится исходя из площади либо объема отапливаемого помещения, и не зависит от количества членов семьи. Расходы энергоснабжающих организаций на поддержание определенной температуры в жилых помещениях также не зависят от количества проживающих.
Поскольку прокурором были заявлены также требования о возложении обязанности на Управление социальной защиты населения по "адрес" обязанности произвести выплату компенсации по оплате за отопление, рассмотрение которых подсудно районному суду, то доводы жалобы относительно подсудности рассматриваемого спора подлежат отклонению.
Доводы жалобы третьего лица о недостаточности времени представленного судом для составления отзыва на исковое заявление не могут повлиять на отмену принятого судом решения, поскольку представитель третьего лица заблаговременно был извещен о времени и месте судебного заседания. С момента получения иска и до дня судебного заседания у представителя было достаточно времени для составления возражений на предъявленный прокурором иск, учитывая категорию рассматриваемого спора. Кроме того, Главалтайсоцзащита реализовала свое право на подачу апелляционной жалобы, доводы которой были учтены судом второй инстанции.
На основании изложенного, доводы апелляционных жалоб не могут повлечь отмену решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула, апелляционную жалобу третьего лица "Главалтайсоцзащита" на решение Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.