Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Баркаловой Т. И.,
судей Богданова А. П., Маслова А. К.,
при секретаре Гончаровой Е. В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 02 апреля 2013 года
апелляционную жалобу Сергиенко В.И.
на решение Октябрьского районного суда г. Белгорода Белгородской области от 10 декабря 2012 года
по делу по иску Сергиенко В.И. к УМВД России по Белгородской области о признании незаконным бездействия по назначению пенсии по инвалидности с декабря 1999 года по июль 2010 года, возложении обязанности по назначению пенсии по инвалидности за период с декабря 1999 года по июль 2010 года.
Заслушав доклад судьи Баркаловой Т.И., объяснения Сергиенко В.И., поддержавшего приведенные в апелляционной жалобе доводы, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сергиенко В.И. с 24.08.1990 года проходил службу в ***, в должности ***, приказом N318 л/с от 07.07.1999 года (в редакции приказа от 18.04.2011 года N198л/с) он уволен из ОВД с 08.07.1999 года по п. "з" ч.6 ст.19 Закона РФ "О милиции" (по ограниченному состоянию здоровья). 09.08.2011 года истцу установлена вторая группа инвалидности вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы. Отделом пенсионного обслуживания ЦФО УМВД России по Белгородской области Сергиенко В.И. с 09.08.2011 года назначена и выплачивается пенсия по инвалидности. 22.10.2012 года истец обратился в отдел УМВД России по Белгородской области с заявлением о выплате ему пенсии как инвалиду *** группы с декабря 1999 года по июль 2010 года.
Дело инициировано иском Сергиенко В.И., который просил признать незаконным бездействие должностных лиц УМВД России по Белгородской области, выразившееся в не назначении ему пенсии по инвалидности за период с декабря 1999 года по июль 2010 года, возложить обязанность на ответчика по назначению пенсии за указанный период. В обоснование своей позиции сослался на то, что решением Октябрьского районного суда г. Белгорода от 4 апреля 2012 года установлен факт наступления у него в декабре 1999 года *** группы инвалидности вследствие заболевания, полученного в период военной службы, то есть до истечения одного года после увольнения со службы.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования.
Представители ответчика иск не признали.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Сергиенко В.И. ставится вопрос об отмене данного судебного акта по мотиву его незаконности.
Проверив материалы дела и обсудив изложенные в жалобе доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом, Сергиенко В.И. проходил службу в органах внутренних дел с 1990 года по 1999 год, последнее его место службы и должность - ***, специальное звание - ***. Приказом начальника УВД г.Белгорода N318 л/с от 07.07.1999 года истец уволен из ОВД на основании п. "а" ст.19 Закона "О милиции" (по собственному желанию) с 08.07.1999 года. По результатам проведенного в период с 28.06.1999 года по 01.07.1999 года освидетельствования ВВК УВД по Белгородской области в период предстоящего увольнения заключением N2215 от 01.07.1999 года Сергиенко В.И. признан годным к военной службе. В мае 2010 года он обратился с заявлением о пересмотре указанного заключения в связи с вновь открывшимися обстоятельствами. Им был представлен акт *** экспертизы N*** от 27.06.2000 года ***. 11.05.2010 года Сергиенко В.И. был освидетельствован ВВК МСЧ УВД по Белгородской области, заключением N854 признан ограниченно годным к военной службе. 28.02.2011 года военно-врачебной комиссией УВД по Белгородской области вынесено заключение, согласно которому Сергиенко В.И. признан ограничено годным к военной службе на момент увольнения - 08.07.1999 года. В связи с этим приказом начальника УВД по г.Белгороду от 18.04.2011 года за N198 л/с в приказ УВД г.Белгорода N318 л/с от 07.07.1999 года внесены соответствующие изменения в части формулировки и основания увольнения, истец уволен из ОВД по п. "з" ч.б ст.19 Закона "О милиции" (по ограниченному состоянию здоровья) с 08.07.1999 года. В результате освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы 09.08.2012 года установлена *** группа инвалидности по причине получения заболевания в период прохождения военной службы, справка серии МСЭ -2011 N*** выдана 03.10.2011 года. При обращении истца в декабре 2011 года в ФГУ ГБ МСЭ по Белгородской области об установлении времени наступления инвалидности экспертным составом Главного бюро N3 смешанного профиля в порядке контроля проведено освидетельствование Сергиенко В.И., по результатам которого установлено, что в 1999 году у Сергиенко имелись ***, приводящие к ограничению жизнедеятельности *** степени, что могло быть основанием для установления ему *** группы инвалидности с причиной - заболевание получено в период военной службы на тот период.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел осуществляется на основании Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее Закон).
В силу ст. 19 указанного Закона право на пенсию по инвалидности имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы. Согласно ст. 20 данного Закона группа и причины инвалидности, время наступления и период инвалидности устанавливаются федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. В соответствии со ст. 25 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 пенсия по инвалидности назначается на период инвалидности, установленной федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Лица, указанные в ст. 1 настоящего Закона, и члены их семей (кроме указанных в части второй ст. 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны РФ, МВД РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Федеральной службы безопасности РФ. Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса. Указанные лица вправе не представлять необходимые для назначения пенсий документы, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. В этих случаях пенсионный орган запрашивает необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях в порядке, определенном Правительством РФ ( ст. 51).
Пенсии в соответствии с настоящим Законом назначаются: лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, - при установлении инвалидности по истечении трех месяцев со дня увольнения со службы либо вследствие несчастного случая или заболевания, полученных после увольнения, - со дня установления инвалидности. При несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней (ст. 53).
В силу ст. 54 названного Закона днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления. В случаях, если к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявителю разъясняется, какие документы он должен представить дополнительно. При представлении им этих документов до истечения трех месяцев со дня получения указанного разъяснения днем обращения за пенсией считается день подачи заявления или дата отправления документов по почте, указанные в части первой настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года N 95 от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 07.04.2008 N 247, от 30.12.2009 N 1121, от 06.02.2012 N 89, от 16.04.2012 N 318) в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" утверждены Правила признания лица инвалидом. Согласно п. 15. указанных Правил гражданин направляется на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения. В случае если организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно (п. 19). По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью. Порядок составления и форма акта медико-социальной экспертизы гражданина утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации ( п. 29).
Выписка из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, направляется соответствующим бюро (главным бюро, Федеральным бюро) в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а при отсутствии доступа к этой системе - на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных. Порядок составления и форма выписки утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (п. 35).
Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации. Порядок составления и формы справки и индивидуальной программы реабилитации утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы (п. 36). Гражданину, имеющему документ о временной нетрудоспособности и признанному инвалидом, группа инвалидности и дата ее установления проставляются в указанном документе (п. 37). Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12. 11. 2009 г. N 909н утвержден "Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы", согласно которому медико-социальные экспертизы проводятся специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро). Основными задачами бюро являются установление факта наличия инвалидности, группы, причины, срока и время наступления инвалидности. В акте медико-социальной экспертизы указывается принятое решение, связанное с установлением инвалидности ("установлена" или "не установлена"), дата вынесения решения, дата установления инвалидности, причина инвалидности, дата очередного переосвидетельствования и т. д. Данный акт подписывается руководителем бюро и заверяется оттиском печати.
В рассматриваемом случае в связи с отсутствием выписки из МСЭ с указанием периода инвалидности с 1999 г. по 2011 г. пенсионным органом МВД был направлен запрос в ФГУ ГБ МСЭ по Белгородской области от 02. 02. 2012 г. N 59/50. Из ответа от 22. 02. 2012 г. следует, что датой установления инвалидности является дата подачи гражданином заявления с приложенным направлением на экспертизу; заявления и направления на МСЭ от Сергиенко В. И. до 31. 08. 2011 г. не поступало, впервые он был признан инвалидом *** группы с 31. 08. 2011 г., ему была выдана справка об установлении факта признания инвалидом с 31. 08. 2011 г., учитывая, что документов (заявления с приложенным направлением на МСЭ) от Сергиенко В. И. в 1999 году не поступало в учреждение МСЭ (ВТЭК), справка об установлении группы инвалидности ему не выдавалась и на сегодняшний день выдана быть не может.
Данный письменный ответ в свободной форме о наличии признаков инвалидности в 1999 г. не влечет правовых последствий. Истцом не представлено допустимых доказательств в подтверждение факта признания его инвалидом в установленном законом порядке в период с декабря 1999 г. до августа 2011 г.
В соответствии со ст. 51 Закона РФ от 12.10.93. N 4468-1 заявления о назначении пенсии представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса. Согласно Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел РФ, утвержденной приказом МВД России от 27 мая 2005 года N418 "Об утверждении инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел РФ", документы для назначения пенсий лицам, уволенным с военной службы, а также членам семей умерших (погибших) военнослужащих и сотрудников оформляются кадровыми подразделениями по последнему месту военной службы и предоставляются в пенсионные органы. В пункте 12.1. Инструкции установлен перечень документов необходимых для назначения пенсии по инвалидности, одним из которых является оригинал выписки МСЭ, устанавливающий дату, причину и группу инвалидности.
В силу п. 11 Правил признания лица инвалидом в случае признания гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 27 января 2011 г. N 64-О-О, оспариваемое положение пункта 11 данных Правил,( которое связывает признание граждан инвалидами с днем поступления заявления в бюро медико-социальной экспертизы, а не с датой начала болезни), являясь необходимым элементом механизма реализации гражданином, утратившим трудоспособность, права на социальное обеспечение, носит гарантийный характер и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.
Исходя из установленных фактических обстоятельств и приведенных правовых норм суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе Сергиенко В. И. в иске, поскольку согласно справке МСЭ ему впервые установлена *** группа инвалидности с 09.08.2011года в соответствии с действующим законодательством с даты поступления его заявления о проведении медико-социальной экспертизы. В связи с чем отделом пенсионного обслуживания ЦФО УМВД России по Белгородской области в соответствии с Законом на основании представленных истцом документов правильно назначена пенсия по инвалидности с 09 августа 2011 года со дня установления инвалидности. Для возложения обязанности на ответчика назначить Сергиенко В. И. пенсию по инвалидности с более раннего срока (с декабря 1999 года) не имеется законных оснований ввиду отсутствия за спорный период справки МСЭ, подтверждающей факт установления инвалидности.
Довод автора жалобы о том, что он фактически стал инвалидом с декабря 1999 года, правового значения не имеет, поскольку дата поступления заявления о проведении медико-социальной экспертизы является безусловным основанием при установлении даты наступления инвалидности.
Следует согласиться с выводом суда, что содержащееся в решении Октябрьского районного суда г. Белгорода от 04. 04. 2012 г. суждение суда о наступлении у Сергиенко В. И. инвалидности *** группы в декабре 1999 года, не может служить основанием для назначения истцу пенсии за прошлое время с указанного срока. Ссылка в жалобе на преюдициальное значение названного решения суда, несостоятельна, так как решение об установлении инвалидности не входит в компетенцию суда, поскольку действующим законодательством данные вопросы отнесены к ведению федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, которые при вынесении экспертного решения должны руководствоваться соответствующими нормативно-правовыми актами. Таким образом, установление даты инвалидности также находится в исключительной компетенции специальных органов, каковыми являются учреждения медико-социальной экспертизы, а не суда. Вместе с тем, суд вправе проверить соблюдение закона должностными лицами МСЭ при проведении экспертизы. Сергиенко В. И. не оспорил заключение МСЭ об установлении ему инвалидности с 9. 08. 2011 г. Из изложенного следует, что решения учреждения МСЭ об установлении инвалидности является единственным документом, выдаваемым данным учреждением по результатам проведения МСЭ, и в силу ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязательным для организаций и учреждений. К тому же, решением суда от 04. 04. 2012 г. не возлагалась обязанность на учреждение МСЭ установить инвалидность истцу с декабря 1999 г. либо на ответчика назначить пенсию за прошлое время. Поэтому указанное решение суда не может служить для ответчика правовым основанием для назначения пенсии Сергиенко за прошлое время.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, и не являются основанием для отмены решения в соответствии со ст. 330 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Белгорода Белгородской области от 10 декабря 2012 года по делу по иску Сергиенко В.И. к УМВД России по Белгородской области о признании незаконным бездействия по назначению пенсии по инвалидности с декабря 1999 года по июль 2010 года, возложении обязанности по назначению пенсии по инвалидности за период с декабря 1999 года по июль 2010 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сергиенко В.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.