Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Мухортовой Л.И.,
судей Герцева А.И., Филипчук С.А.
при секретаре Лазаревой В.С.
с участием прокурора Бригадиной В.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 марта 2013 года
апелляционную жалобу Матюхина Р.Н.
на решение Валуйского районного суда от 20 декабря 2012 года
по делу по заявлению ФКУ ИК-6 УФСИН России по Белгородской области об установлении административного надзора
в отношении Матюхина Р.Н., "данные изъяты" года рождения, уроженца "данные изъяты",
УСТАНОВИЛА:
По приговору Старооскольского городского суда Белгородской области от 05 июля 2010 года Матюхин Р.Н. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного "данные изъяты" УК РФ, ему по этой статье назначено наказание в виде лишению свободы сроком на "данные изъяты" года. С применением "данные изъяты" УК РФ, по совокупности приговоров к назначенному наказанию присоединено частично неотбытое наказание по приговору Старооскольского городского суда Белгородской области от 14 августа 2009 года, окончательно назначено Матюхину Р.Н. наказание в виде лишения свободы сроком на "данные изъяты" года "данные изъяты" месяц в ИК общего режима.
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Белгородского областного суда от 18 августа 2010 года приговор оставлен без изменения.
Постановлением Валуйского районного суда Белгородской области от 21 декабря 2011 года приговор приведен в соответствии с действующим законодательством - назначенное Матюхину Р.Н. наказание было снижено до "данные изъяты" лишения свободы с отбыванием наказания в ИК общего режима.
ФКУ "ИК-6" УФСИН России по Белгородской области обратилось с заявлением об установлении в отношении Матюхина Р.Н. административного надзора сроком на 3 года, административных ограничений, ссылался на то, что Матюхин Р.Н. в период отбытия наказания за совершение тяжкого преступления был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В судебном заседании представитель ФКУ "ИК-6" УФСИН России по Белгородской области поддержал заявленные требования, просил установить Матюхину Р.Н. административные ограничения: - не выезжать за пределы "адрес" без разрешения органа внутренних дел; - не пребывать вне места жительства ( "адрес") в период времени с 22 час. 00 мин. до 05 час. 00 мин., за исключением (в случае трудоустройства) времени нахождения на рабочем месте согласно графику, установленному по месту трудоустройства; - запретить посещение кафе, баров, ресторанов, где осуществляется реализация спиртных напитков; - обязать 2 раза в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Матюхин Р.Н. с заявлением не согласился. В обоснование возражений никаких доводов не привел.
Решением Валуйского районного суда от 20 декабря 2012 года заявление ФКУ "ИК-6" УФСИН России по Белгородской области об установлении административного надзора в отношении Матюхина Р.Н. удовлетворено.
В апелляционной жалобе Матюхин Р.Н. указывает о несогласии с решением суда первой инстанции, просит снизить (смягчить) определенный судом срок административного надзора, считая его назначенным по максимальным пределам.
Матюхин Р.Н. извещался судом апелляционной инстанции по указанным им адресам о времени и месте рассмотрения жалобы, однако направленная судебная корреспонденция возвращена суду за истечением срока хранения.
С учетом указанных обстоятельств, судебная коллегия при отсутствии данных о неявки апеллянта по уважительным причинам, имеет основания для разрешения дела без его участия.
Заслушав доклад судьи Герцева А.И., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора, полагавшей отклонить жалобу, судебная коллегия полагает отклонить жалобу по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 3 ФЗ от 6 апреля 2011 года N64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
В отношении вышеуказанного лица административный надзор устанавливается, в том числе, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (п.1 ч.3 ст. 3 названного ФЗ).
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 5 ФЗ N64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством РФ для погашения судимости.
Из анализа приведенных норм, следует, что основанием для установления административного надзора является сам факт признания лица, осужденного к лишению свободы за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. При этом не имеет значения, погашены ли меры взыскания, примененные к такому лицу за нарушение установленного порядка отбывания наказания на момент его освобождения и рассмотрения судом заявления об установлении административного надзора или нет. Признание лица злостным нарушителем не является дисциплинарным взысканием, что вытекает из положений ст.ст. 115, 116, ст. 117, п.8 ст. 117 УПК РФ.
Факт принятия должностным лицом в отношении апеллянта постановления о признании злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания участниками процесса не оспаривается, как факт назначения наказания за совершение тяжкого преступления по вышеуказанному приговору суда.
Обжалуемое решение мотивировано наличием оснований для удовлетворения заявления об установлении в отношении Матюхина Р.Н. административного надзора и ограничений, т.к. он в период отбытия назначенного по приговору суда наказания за совершение тяжкого преступления, признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Решение об установлении административного надзора в отношении Матюхина Р.Н. является правильным, обоснованным, соответствует материалам дела, положениям ст.ст. 5, ч.1, ч.3 ст. 3 ФЗ РФ N64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Срок административного надзора в отношении апеллянта установлен в пределах, предусмотренных ч.1 ст. 5 ФЗ N64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения об установлении административного надзора по доводам жалобы, согласно ч.1 ст. 327.1, ст. 330 ГПК РФ у судебной коллегии не имеется.
При установлении видов административных ограничений судом первой инстанции учтены обстоятельства совершения им преступления, тяжесть и характер совершенного преступления, поведение Матюхина Р.Н. в период отбывания наказания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Белгородской области.
Однако при их указании судом первой инстанции не были учтены положения в части административных ограничений, предусмотренных ст.4 настоящего Федерального закона, которые не могут излагаться в иной редакции.
Лицо, в отношении которого применяются данные меры, может изменять адрес жительства (пребывания), а, следовательно, его изменение без уведомления соответствующего органа не будет способствовать достижению задач административного надзора.
С учетом того, что в период разрешения данного заявления Матюхин Р.Н. неоднократно изменял адрес места жительства, о чем заявлял администрации ИК-6 при освобождении, в котором отбывал наказание, судебная коллегия полагает возможным дополнить резолютивную часть решения абзацем следующего содержания: "Срок административного надзора исчислять со дня постановки Матюхина Р.Н. на учет в органе внутренних дел по месту его жительства либо пребывания с регистрацией. Запретить Матюхину Р.Н. менять место жительства либо пребывания без уведомления специального органа".
С учетом этого же, судебная коллегия полагает необходимым внести изменения в резолютивную часть, изложив ее в следующей редакции: - запретить Матюхину Р.Н. пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 22 час. до 05 час. следующих суток за исключением в случае трудоустройства времени нахождения на работе согласно графика по месту трудоустройства; - запретить ему выезд за пределы территории муниципального района по месту жительства либо регистрации без уведомления органа внутренних дел; - обязать явкой два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Вместе с тем, решение в части установления Матюхину Р.Н. административного ограничения о запрете посещения кафе, баров, ресторанов, где осуществляется реализация спиртных напитков отменить, как немотивированное и необоснованное, постановленное с нарушением требований ст. ст. 56, 195, 198 ГПК РФ.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Матюхина Р.Н. - без удовлетворения.
Руководствуясь ч.1 ст. 327.1, ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Валуйского районного суда от 20 декабря 2012 года по гражданскому делу по заявлению ФКУ ИК-6 УФСИН России по Белгородской области об установлении административного надзора в отношении Матюхина Р.Н. в части установления административных ограничений внести изменения, изложив резолютивную часть следующим предложением:
- запретить Матюхину Р.Н. пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 22 час. до 05 час. следующих суток за исключением в случае трудоустройства времени нахождения на работе согласно графика по месту трудоустройства; - запретить выезд за пределы территории муниципального района по месту жительства либо регистрации без уведомления органа внутренних дел; - обязать явкой два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Дополнить резолютивную часть решения следующим абзацем: "Срок административного надзора исчислять со дня постановки Матюхина Р.Н. на учет в органе внутренних дел по месту его жительства либо пребывания с регистрацией. Запретить Матюхину Р.Н. менять место жительства либо пребывания без уведомления специального органа".
Решение в части установления Матюхину Р.Н. административного ограничения о запрете посещения кафе, баров, ресторанов, где осуществляется реализация спиртных напитков отменить.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Матюхина Р.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.