Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Нерубенко Т. В.,
судей Баркаловой Т. И. и Аняновой О. П.,
при секретаре Гончаровой Е. В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 февраля 2013 года
апелляционную жалобу представителя истицы Карабутовой Н.В. - Хиль А.Н.
на решение Яковлевского районного суда Белгородской области от 10 декабря 2012 года
по делу по иску Карабутовой Н. В. к Управлению пенсионного фонда РФ в Яковлевском районе о взыскании выплат недополученной пенсии по случаю потери кормильца и назначении ежемесячных денежных выплат в размере, установленном для участников ВОВ.
Заслушав доклад судьи Баркаловой Т.И., объяснения представителей истицы Карабутовой Н.В. - Хиль А.Н., Павловой Л. В., поддержавших приведенные в апелляционной жалобе доводы, возражения представителя УПФ РФ в Яковлевском районе - Бережнова Д. С., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Карабутова Н.В. является матерью К., умершего в *** году от заболевания, полученного в период прохождения военной службы. С 01 октября 2010 года Карабутовой Н.В. назначена и выплачивается вторая пенсия по случаю потери кормильца и ежемесячная денежная выплата как инвалиду *** группы (ЕДВ). Ранее ей была назначена трудовая пенсия по старости.
Дело инициировано иском Карабутовой Н.В. к Управлению пенсионного фонда РФ в Яковлевском районе о взыскании выплат недополученной пенсии по случаю потери кормильца и назначении ежемесячных денежных выплат в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны и взыскании задолженности за период с 01 сентября 2009 года по 01 октября 2010 года.
В судебном заседании представители истицы пояснили, что пенсия по случаю потери кормильца Карабутовой Н.В. должна быть назначена с февраля 1994 года и ежемесячные денежные выплаты, установленные для участников ВОВ.
Решением суда исковые требования признаны необоснованными.
В апелляционной жалобе представителя истицы Хиль А.Н. содержится просьба об отмене данного судебного акта по мотиву его незаконности.
Проверив материалы дела и обсудив изложенные в жалобе доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, истица является матерью К., умершего *** года. Заключением филиала-бюро N4 ФГУ ГБ МСЭ по Белгородской области N2379 от 28 сентября 2010 года установлено, что заболевание, приведшее к смерти К., связано с заболеванием, полученным в период прохождения военной службы. Карабутова Н.В. 28 сентября 2010 года обратилась с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца и такая пенсия ей назначена с 28.09.2010 г.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона РФ от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в случае гибели (смерти) военнослужащих в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления смерти позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы, нетрудоспособным членам их семей назначается пенсия по случаю потери кормильца. Нетрудоспособными членами семьи признаются в том числе родители военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву или умерших после увольнения с военной службы вследствие военной травмы, если они достигли возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины). Указанным Законом устанавливается определенный порядок назначения пенсии. Так, в соответствии со ст. ст. 22, 23, 24 Закона назначение пенсии производится по заявлению гражданина. Пенсия независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее. Таким образом, законодателем предусмотрен единый для всех видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению срок, с которого назначается пенсия.
Статьей 13 Закона N 166-ФЗ предусмотрено, что при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом. Норма данной статьи является отсылочной. При назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению нормы Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ применяются, только если Закон N 166-ФЗ по данному вопросу не предусматривает иной порядок правового регулирования.
Поскольку порядок назначения пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения прямо предусмотрен Законом N 166-ФЗ, то п. 3 ст. 19 ФЗ РФ N 173-ФЗ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которому трудовая пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня смерти кормильца и на который ссылается истица, не применяется.
Кроме того, как отмечено Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 23 мая 2006 г. N 159-О, Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение порядка реализации данного конституционного права, в том числе правил обращения за пенсией и сроков, с которых она назначается, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2). Поэтому положение пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", находящегося во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 22 того же Федерального закона, согласно которым назначение пенсии производится по заявлению гражданина, а обращение за ее назначением может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком, не ущемляет пенсионные права граждан - напротив, закрепленные в них сроки, с которых назначается пенсия, как и возложение на граждан обязанности обратиться с заявлением о ее назначении, обеспечивают им возможность реализации субъективных пенсионных прав по собственному свободному волеизъявлению и способствуют своевременному обращению за пенсией. Учитывая, что право у истицы на получение пенсии по случаю потери кормильца возникло с 28 сентября 2010 года, оснований для назначения пенсии с более раннего срока не имеется. Более того, пенсионным органом ошибочно была назначена истице пенсия по случаю потери кормильца с 01. 09. 2010 г., то есть ранее возникновения права на нее - 28. 08. 2010 г. с даты заключения МСЭ. На момент смерти сына истицы К. - *** г. не было подтверждения о том, что его смерть наступила вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы, и поэтому назначить пенсию истице по случаю потери кормильца с 10. 02. 1994 года не представлялось возможным. Сам по себе факт обращения истицы в феврале 1994 года в пенсионный орган с заявлением о назначении указной пенсии без представления правоустанавливающего документа о причине смерти кормильца не может являться достаточным законным основанием для ее назначения. В 2010 году истица обратилась в пенсионный орган с просьбой о содействии в решении вопроса об установлении причинной связи смерти К. с заболеванием, полученным в период прохождения военной службы. Такая причинная связь была установлена заключением МСЭ только 28 сентября 2010 года. С данным правоустанавливающим документом истица в тот же день обратилась в пенсионный орган за назначением пенсии по случаю потери кормильца. Правовых оснований для назначения истице второй пенсии по случаю потери кормильца как с 1994 года, так и с сентября 2009 г. (т. е. за 12 месяцев, предшествующих обращению в пенсионный орган за назначением пенсии) не имеется.
Не подлежат удовлетворению и требования Карабутовой Н.В. об установлении ЕДВ как родителю военнослужащего, погибшего вследствии ранения, контузии, или увечья, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, гибель или смерть которых наступила до 16.01.1995 года.
В соответствии со ст. 7 Закона СССР N 313-1 от 01.08.1989 года "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, распространялись льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Согласно заключению филиала-бюро N4 ФГУ ГБ МСЭ по Белгородской области N2379 от 28 сентября 2010 года установлено, что К. умер от заболевания, полученного в период прохождения военной службы. Подтверждения в том, что заболевания, связанного с пребыванием на фронте, не имеется. Таким образом, на период действия Закона СССР N 313-1 от 01.08.1989 года "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" (до 16.01.1995 года) у истицы не возникло и не было фактически реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны.
Исходя из п. 3 ст. 8 Федерального законаN 166-ФЗ потерей кормильца вследствие военной травмы считается смерть кормильца, наступившая вследствие военной травмы, то есть получения инвалидности в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества на территориях других государств, где велись боевые действия. Согласно ст. 28 Федерального закона от 12. 01. 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" документом, подтверждающим права ветеранов является удостоверение единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 г. либо Правительством РФ. Отсутствие такого удостоверения свидетельствует о том, что К. не был приравнен ни к ветеранам ВОВ, ни к ветеранам боевых действий. В заключении МСЭ также отсутствуют подтверждения о том, что смерть К. наступила вследствие военной травмы. Поэтому истице обоснованно назначена ежемесячная денежная выплата как инвалиду *** группы.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть признаны обоснованными, свидетельствуют о неправильном толковании норм материального права и не могут повлечь отмену оспариваемого судебного решения.
Ссылка автора жалобы на ст. 19 Федерального закона N 173- от 17. 12. 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" неправомерна, поскольку истице назначена не трудовая пенсия, а государственная пенсия по случая потери кормильца по другому Закону N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Яковлевского районного суда Белгородской области от 10 декабря 2012 года по делу по иску Карабутовой Н. В. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Яковлевском районе о взыскании выплат недополученной пенсии по случаю потери кормильца и назначении ежемесячных денежных выплат в размере, установленном для участников ВОВ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истицы Карабутовой Н.В. - Хиль А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.