Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Нерубенко Т.В.,
судей Маслова А.К., Баркаловой Т.И.
при секретаре Гончаровой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 февраля 2013 года
апелляционную жалобу администрации муниципального района "город Валуйки и Валуйский район"
на решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 29 октября 2012 года по делу по иску Власовой Ю.Ю. к Департаменту финансов и бюджетной политики Белгородской области, администрации муниципального района "город Валуйки и Валуйский район" о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку.
Заслушав доклад судьи Маслова А.К.,, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
На основании постановления главы администрации Уразовского поселкового Совета Валуйского района Белгородской области от 02.11.1993 года N 4778 над несовершеннолетней Смовдаренко Ю.Ю. (в браке Власовой) 09.06.1988 года рождения установлена опека. Ее опекуном назначена С. бабушка подопечной. Выплата опекунского пособия назначена с 1998 года.
Дело инициировано Власовой Ю.Ю., которая, ссылаясь на положения Постановления Правительства РФ от 20.06.1992 г. N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Положение о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утверждённое приказом Минобразования РФ от 19.08.1999 г. N 199, просила взыскать задолженность по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетних детей, переданных под опеку (попечительство) в размере "данные изъяты" рублей с учётом индексации.
Решением суда иск удовлетворен частично. С администрации муниципального района "Город Валуйки и Валуйский район" в пользу Власовой Ю.Ю. взыскана задолженность по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку (попечительство), с учётом инфляции в размере "данные изъяты" рублей.
В апелляционной жалобе администрация города Валуйки и Валуйского района просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что обстоятельства дела исследованы не полно, материальный закон применен неправильно, нормы процессуального права нарушены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Исследовав представленные доказательства по делу, дав им надлежащую оценку, руководствуясь Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 г. N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Положением о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденным приказом Министерства образования РФ от 16.02.1993 г. N 50, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для взыскания задолженности с учетом инфляции по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного по опеку (попечительство), также был правильно определен размер этой задолженности.
Постанавливая решение о частичном удовлетворении иска, суд, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, исходил из установленного факта нарушения прав несовершеннолетней на получение гарантированной государством социальной помощи в полном объеме.
При сравнении расчетов размера задолженности, представленных сторонами, судом был принят за основу расчет администрации г. Валуйки и Валуйского района, как наиболее полный, обоснованный, достоверно отражающий стоимость необходимых товаров и продуктов питания.
Истица доводов о необоснованности уменьшения суммы задолженности опекунского пособия в суде первой инстанции не привела.
Доводы апеллятора о необходимости взыскания задолженности по опекунским пособиям с Департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области неубедительны.
Во исполнение Постановления Правительства РФ "О неотложных мерах по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 20.06.1992 г. N 409 Министерством образования РФ по согласованию с Министерством здравоохранения РФ, Министерством социальной защиты населения РФ, Министерством финансов РФ разработано Положение о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством).
Пунктом 1 Положения о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 16.02.1993 г. N 50, было определено, что местные органы управления образованием выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря подопечным, исходя из установленных натуральных норм, по фактическим ценам данного региона.
Приказом Минобразования РФ от 19.08.1999 г. N 199 было утверждено Положение о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством).
Пунктом 1 вышеуказанного Положения было также определено, что органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, исходя из установленных натуральных норм, по фактическим ценам данного региона.
По вопросу, касающемуся порядка определения размера денежных выплат на детей, находящихся в детских домах семейного типа, под опекой, попечительством, были даны разъяснения Минобразования РФ письмом от 19.04.1993 г. N 328/15-ф "О денежных выплатах на детей, находящихся в детских домах семейного типа, под опекой, попечительством". В нем указывалось на то, что при определении размера денежных средств местные органы управления образованием должны исходить из натуральных норм, установленных Постановлением Правительства РФ от 20.06.992 г. N 409, и фактических цен данного региона.
Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий" от 29.12.2006 г. N 258-ФЗ были внесены изменения, в том числе в ст. 34 ГК РФ, согласно которой органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ (с 01.01.2008 г.), в ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" - организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (с 01.01.2008 г.).
Кроме того, действовавшее на момент возникновения спорных правоотношений Положение о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденное Приказом Минобразования РФ от 19.08.1999 г. N 199, также установило, что органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря.
До 01.01.2008 г. органами опеки и попечительства являлись органы местного самоуправления (ст. 34 ГК РФ, ст. 121 СК РФ).
Администрацией г. Валуйки и Валуйского района не оспаривался тот факт, что финансирование опекунских пособий в спорный период времени производилось за счет средств местного бюджета.
В силу ст. 102 БК РФ долговые обязательства муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, от имени которой в силу ст. 1071 ГК РФ действует уполномоченный финансовый орган, в данном случае - это органы местного самоуправления и исполняются за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно положениям пункта 4 статьи 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что надлежащим ответчиком по делу является муниципальное образование "город Валуйки и Валуйский район".
Иных доводов, ставящих под сомнение правильность выводов суда и содержащих правовые основания к отмене судебного акта, жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает возможным решение оставить без изменения, дополнив резолютивную часть решения суждением о взыскании указанной задолженности за счет казны муниципального образования "город Валуйки и Валуйский район".
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 29 октября 2012 года по делу по иску Власовой Ю.Ю. к Департаменту финансов и бюджетной политики Белгородской области, администрации муниципального района "город Валуйки и Валуйский район" о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку оставить без изменения, дополнив резолютивную часть решения суждением о взыскании указанной задолженности за счет казны муниципального образования "город Валуйки и Валуйский район".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.