Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Нерубенко Т. В.,
судей Баркаловой Т. И. и Маслова А. К.,
при секретаре Гончаровой Е. В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 февраля 2013 года
апелляционные жалобы Елисеевой Е. О. и администрации г. Белгорода
на решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 14 ноября 2012 года
по делу по иску Елисеевой Е. О. к Департаменту финансов и бюджетной политики Белгородской области, администрации города Белгорода о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетних детей, переданных под опеку (попечительство).
Заслушав доклад судьи Баркаловой Т.И., объяснения представителя администрации города Белгорода Сас Е. В., поддержавшей приведенные в апелляционной жалобе доводы, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
На основании постановления администрации города Белгорода N 220 от 17.06.1996 года над несовершеннолетней Е., *** года рождения, установлена опека. Ее опекуном назначена бабушка -У. Выплата опекунского пособия назначена с июня 1997 года.
Дело инициировано иском Елисеевой Е.О. которая, ссылаясь на то, что выплата опекунского пособия производилась без учета фактических цен, сложившихся в Белгородской области, просила суд взыскать в ее пользу задолженность за 1999-2004 годы по выплате сумм на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг с учетом индексации в размере *** рублей.
В судебном заседании истица поддержала заявленные требования.
Представитель Департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие
Представитель администрации города Белгорода Сас Е.В. иск не признала, расчёт задолженности, представленный истцом, полагала неверным, просила о применении ст.333 ГК РФ.
Решением суда с учетом определения об устранении описки иск признан частично обоснованным. Взыскана с администрации города Белгорода в пользу Елисеевой Е. О. задолженность по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку (попечительство), с учётом инфляции в размере *** руб. В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе администрации г. Белгорода содержится просьба об отмене данного судебного акта по мотиву его незаконности.
В апелляционной жалобе Елисеевой Е. О. также ставится вопрос об изменении решения суда в части размера взыскания задолженности и увеличении ее до *** руб.
Проверив материалы дела и обсудив изложенные в жалобах доводы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Исследовав представленные доказательства по делу, дав им надлежащую оценку, руководствуясь Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 г. N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Положением о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденным приказом Министерства образования РФ от 16.02.1993 г. N 50, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для взыскания задолженности с учетом инфляции по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку (попечительство).
Постанавливая решение о частичном удовлетворении иска в сумме *** руб., суд, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, обоснованно исходил из установленного факта нарушения прав несовершеннолетнего на получение гарантированной государством социальной помощи в полном объеме. Представленный истицей расчет размера задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку (попечительство) в сумме *** руб. правомерно отклонен судом, поскольку истицей не учтены сроки носки (службы) одежды, обуви, мягкого инвентаря согласно Приложению к Постановлению Правительства РФ от 20.06.1992 года N 409 и не приняты во внимание нормы обеспечения питанием детей-сирот, оставшихся без попечения родителей согласно Приложению к вышеупомянутому Постановлению. Представленный администрацией города Белгорода расчёт является подробным и арифметически верным, выполненным в соответствии с вышеприведенными приложениями к Постановлению Правительства РФ. При расчёте суммы задолженности ответчиком учтены сроки носки (службы) соответствующих одежды, обуви, мягкого инвентаря, а также учтены фактически выплаченные опекуну истца денежные средства, сумма которых за период с 1999 года по 2004 год составила *** руб. Принимая во внимание, что назначенное опекунское пособие выплачивалось в меньшем размере, суд считает, что истцу причинены убытки вследствие инфляционных процессов.
Утверждения Департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области, указанные в возражении на исковое заявление, об отсутствии оснований для индексации денежных выплат правильно признаны судом несостоятельными. Поскольку индексация является государственным механизмом защиты денежных средств, подлежащих уплате, от инфляционных процессов, существующих в обществе и экономике государства, направлена на восстановление нарушенного права в полном объёме, требования истицы о взыскании задолженности с учётом индексации, являются обоснованными. Учитывая длительность срока не обращения истицы с требованиями о взыскании задолженности, суд правомерно на основании ст. 333 ГК РФ снизил размер подлежащей взысканию суммы индексации до суммы самой задолженности.
Доводы в апелляционной жалобе администрации г. Белгорода о необоснованном возложении обязанности по выплате задолженности на администрацию г. Белгорода подлежат отклонению.
Согласно ст. 5 от 21. 12. 1996 года N 14-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 1.01.2005 г., на момент возникновения спорных правоотношений) расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников. Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с указанными нормами федерального законодательства Постановлением правительства РФ от 20 июня 1992 года N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (действовавшем до 2005 г.) были установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложениям N 1, 2, 3. Эти нормы были распространены на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство).
Во исполнение п. 3 указанного Постановления Правительства РФ приказом Министерства образования РФ от 16 февраля 1993 года N 50 утверждено Положение о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой, пунктом 1 которого было предусмотрено, что местные органы управления образования выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря подопечным, исходя из установленных натуральных норм, по фактическим ценам данного региона.
Впоследствии приказом Министерства образования РФ от 19 августа 1999 года N199 утверждено Положение о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), в силу п.1 которого аналогичная обязанность была возложена на органы опеки и попечительства.
До 1 января 2008 г. в соответствии со ст.34 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорного правоотношения,) органами опеки и попечительства являлись органы местного самоуправления.
Ответчиком не оспаривался тот факт, что финансирование опекунских пособий в спорный период времени производилось за счет средств местного бюджета.
Содержащиеся в поданных жалобах доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка, не согласиться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Иных доводов, ставящих под сомнение правильность выводов суда и содержащих правовые основания к отмене судебного акта, жалобы не содержат.
Решение суда постановлено при соблюдении процессуального законодательства и в соответствии с нормами материального права, отмене или изменению не подлежит.
Вместе с тем, в соответствии со ст. ст. 124,125 ГК РФ, ст. ст. 242.2, 242.5 БК РФ, положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", резолютивную часть решения следует дополнить указанием на взыскание задолженности за счет казны муниципального образования "город Белгород".
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 14 ноября 2012 года по делу по иску Елисеевой Е.О. к Департаменту финансов и бюджетной политики Белгородской области, администрации города Белгорода о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетних детей, переданных под опеку (попечительство) оставить без изменения, апелляционные жалобы Елисеевой Е.О. и администрации г. Белгорода Белгородской области - без удовлетворения. Дополнить резолютивную часть решения указанием на взыскание задолженности за счет средств казны муниципального образования "город Белгород".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.