Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Нерубенко Т.В.,
судей Баркаловой Т.И., Богданова А.П.,
при секретаре Гончаровой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 09 апреля 2013 года
апелляционную жалобу УСЗН администрации Яковлевского района
на решение Яковлевского районного суда Белгородской области от 10 января 2013 года
по делу по иску Воронкова В.Н. к Управлению социальной защиты населения администрации Яковлевского района о назначении и выплате денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и на оздоровление.
Заслушав доклад судьи Нерубенко Т.В., объяснение представителя Воронкова В.Н.-Игнатовой Е.Н., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Воронков В.Н. является участником ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, имеет "данные изъяты".
Органами социальной защиты населения с 2000 г. ему начисляются компенсационные выплаты на приобретение продовольственных товаров, на момент обращения в суд в размере "данные изъяты" и ежегодная денежная компенсация на оздоровление в сумме "данные изъяты". За период с 01.07.2000 г. размеры компенсаций ответчиком не индексировались.
Дело инициировано иском Воронкова В.Н. к Управлению социальной защиты населения администрации района о назначении и выплате денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и на оздоровление с учетом имевших место индексаций.
Представитель ответчика просил в иске отказать, поскольку компенсационные выплаты истцу назначаются и выплачиваются в соответствии с законом.
Решением суда исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе УСЗН администрации Яковлевского района просит отменить решение суда ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, и применения норм материального права.
Проверив материалы дела и обсудив доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия признает их убедительными.
Разрешая исковые требования Воронкова В.Н. об индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление и взыскивая в пользу истца задолженность по указанным выплатам, суд исходил из того, что индексация спорных выплат должна происходить по аналогии с индексацией, установленной для возмещения вреда здоровью, в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, так как данные денежные компенсации входят в общий объем возмещаемого вреда.
В соответствии со статьями 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации, а также во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, является конституционной обязанностью Российской Федерации как социального правового государства.
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.1997 г., сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.
Таким образом, установление и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда, гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.
Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление предусмотрены статьями 15 и 40 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью предусмотрены пунктом 15 статьи 14 этого же Закона.
В силу части 3 статьи 5 вышеприведенного Закона (в редакции ФЗ N 31 от 26.04.2004 г.) размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление был определен Федеральным законом от 07.08.2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ". В законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах исходя из базовой суммы "данные изъяты". Статьей 3 Федерального закона N 122 от 07.08.2000 г. и статьей 4 Федерального закона N 82 от 19.06.2000 г. установлено, что в 2000 г. выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30.06.2000 г., а с 01.01.2001 г. - исходя из базовой суммы "данные изъяты". Одновременно пунктом 3 статьи 4 Федерального закона N 122 от 07.08.2000 г. в статьи 15 и 40 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пункте 3 части 1 статьи 13 названного Закона, гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере "данные изъяты" и ежегодная компенсация на оздоровление в размере "данные изъяты".
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002 г. N 11-П указанные нормы признаны не противоречащими Конституции РФ в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 г. N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19.06.2002 г. по 31.05.2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 847, от 07.05.2005 г. N 292, от 24.03.2006 г. N 163, от 21.12.2007 г. N 914, от 17.03.2008 г. N 181, от 03.09.2008 г. N 655, от 24.12.2008 г. N 992, от 16.12.2009 г. N 1024 и от 21.12.2010 г. N 1079 г. утверждены Правила индексации в 2004 - 2011 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации за соответствующий период.
Тот факт, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на оздоровление, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не означает, что порядок индексации указанных выплат не может быть различен. Указанные компенсации индексируются путем повышения фиксированного размера исходя из базовой суммы, в частности, в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 847, от 07.05.2005 г. N 292, от 24.03.2006 г. N 163, от 21.12.2007 г. N 914, от 17.03.2008 г. N 181, от 03.09.2008 г. N 655, от 24.12.2008 г. N 992, от 16.12.2009 г. N 1024 и от 21.12.2010 г. N 1079 г., которыми утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010 и 2011 годах.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что индексация спорных выплат должна происходить по аналогии с индексацией, установленной для возмещения вреда здоровью, в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, так как данные денежные компенсации входят в общий объем возмещаемого вреда является ошибочным, основанным на неправильном толковании и применении указанных норм материального права.
В судебное заседание ответчиком была представлена информация о выплате Воронкову В.Н. денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и на оздоровление с 2003 г. по 2013 г. Из данных сведений следует, что данные выплаты были проиндексирована в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 2 ст. 328, ст. 329, п. 1 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Яковлевского районного суда Белгородской области от 10 января 2013 года по делу по иску Воронкова В.Н. к Управлению социальной защиты населения администрации Яковлевского района о назначении и выплате денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и на оздоровление отменить. Вынести новое решение, согласно которому в удовлетворении исковых требований Воронкова В.Н. отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.