Апелляционное определение СК по гражданским делам Брянского областного суда от 16 апреля 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего КРАВЦОВОЙ Г.В.,
судей областного суда ГОРБАЧЕВСКОЙ Ю.В., АПОКИНОЙ Е.В.,
при секретаре СКОРИНОВОЙ Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 апреля 2013 года по докладу судьи Кравцовой Г.В. дело по апелляционной жалобе П. на решение Советского районного суда г. Брянска от 15 февраля 2013 года по гражданскому делу по исковому заявлению П. кУправлению пенсионного фонда РФ (Государственное Учреждение) в Советском районе городского округа г. Брянска о включении страхового стажа и перерасчёте пенсии,
УСТАНОВИЛА:
П. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в период с 1997 года по 2011 год работала индивидуальным предпринимателем и своевременно уплачивала страховые взносы. Однако при выходе на пенсию в 2011 году, УПФ РФ в Советском районе городского округа г.Брянска ей было сообщено, что 2000г. и 2001г. не были включены в страховой стаж ее трудовой деятельности на том основании, что денежные средства были перечислены на КБК 1010510, что является уплатой единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, а не на КБК 1010610 по страховым взносам. В связи с этим, истица просила суд включить в страховой стаж указанные периоды и произвести перерасчет пенсии.
В судебном заседании истица П. исковые требования поддержала и
просила суд их удовлетворить.
Представитель УПФ РФ в Советском районе городского округа г.Брянска- Д. исковые требования не признала, пояснив, что уплаченные П. суммы были перечислены на расчетный счет налоговой инспекции, в счет погашения задолженности по единому социальному налогу, страховые взносы в Пенсионный Фонд за период с 01.01.2000 года по 31.12.2001 года не перечислялись, в связи с чем периоды работы за 2000г и 2001г. не могут быть включены в страховой стаж.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе, ссылаясь на доводы обращения в суд, П. просит решение суда отменить, включив 2000 г. и 2001 год в страховой стаж ее трудовой пенсии и произвести перерасчет пенсии.
Заслушав доклад по делу судьи Кравцовой Г.В., объяснения истицы, поддержавшей доводы апелляционной жалобы и просившей отменить решение суда, возражения представителя УПФ РФ в Советском районе г.Брянска, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, П. обратилась в Отделение ПФР по Брянской области по вопросу включения в трудовой стаж при расчете пенсии периода работы предпринимателем с 2000 г. по 2001 г.
В ответе от 25.01.2012 года N 10/915, УПФ РФ (ГУ) в Советском районе городского округа города Брянска отказало во включении указанного периода в трудовой стаж, в связи с отсутствием сведений об уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.
Разрешая заявленные требования, суд руководствовался п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в соответствии с которым определено, что индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Суд исходил из того, что в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 1 статьи 10); при применении этого Федерального закона уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу названного Федерального закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 2 статьи 29).
Налоговым кодексом Российской Федерации в пункте 3 статьи 44 установлено, что обязанность по уплате налогов прекращается, в частности, с уплатой налога налогоплательщиком, в пункте 3 статьи 45 - обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств.
В соответствии с Федеральными законами от 31.12.2001 года N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" и от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлен новый порядок исчисления и уплаты единого социального налога, направляемого на финансирование и выплату базовой части трудовой пенсии и страховых взносов на финансирование страховой и накопительной частей пенсии.
При этом сумма единого социального налога на выплату базовой части пенсии перечисляется в федеральный бюджет, а сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
В целях реализации вышеуказанных положений Министерством финансов РФ предусмотрены отдельные коды бюджетной классификации для зачисления единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на счета органов федерального казначейства:
1010510 "Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в федеральный бюджет"
1010610 "Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на выплату страховой части трудовой пенсии".
1010620 "Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на выплату накопительной части трудовой пенсии.
Согласно пункту 5 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 555 от 24 июля 2002 года, к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Уплата указанных платежей подтверждается следующими документами: взносов на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. -документами финансовых органов или справками архивных учреждений;
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и после 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
единого социального налога (взноса) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. -документами территориальных налоговых органов;
единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности -свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.
В силу пункта 1.2., действовавшего в спорный период Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Минсоцобеспечения РСФСР N 190 от 04 октября 1991 года, с 01 января 1991 года время работы лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также лиц, занимающихся трудовой деятельностью на условиях индивидуальной или групповой аренды, устанавливается по справкам об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР.
Ссылаясь на приведенные требования закона, суд правильно указал на то, что как в силу действующего, так и ранее действовавшего правового регулирования, в общий трудовой стаж лицам, самостоятельно обеспечивающим себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющие свободно избранную ими деятельность, на основе частной собственности, и на свой страх и риск, выплачивающие страховые взносы сами за себя, засчитываются лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При обращении индивидуальных предпринимателей за подтверждением уплаты страховых взносов органы ПФР могут выдавать необходимые справки в случае, если предприниматель был зарегистрирован в ПФР в качестве плательщика страховых взносов, своевременно предоставлял сведения о доходах и уплачивал страховые взносы. Кроме того, по состоянию на 01.01.2002 года индивидуальный предприниматель не имел задолженности перед ПФР как по страховым взносам, так и по пеням, штрафным и иным санкциям.
Федеральный закон от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установил обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии только с 01.01.2002 года. В 2001 году индивидуальные предприниматели уплачивали страховые взносы в ПФР в составе единого социального налога.
С 01 января 2001 года на налоговые органы законодателем были возложены функции контроля за поступлением просроченной задолженности в ПФР, образовавшейся за периоды 1991 по 2000 гг., и за уплатой страховых взносов в составе единого социального налога в 2001 году.
В целях обеспечения условий для введения единого социального налога Правительством Российской Федерации было издано Распоряжение от 16.10.2000г. N 1462-р, в соответствии с которым Пенсионному фонду РФ совместно с МНС России надлежало определить порядок и сроки завершения расчетов по страховым взносам в ПФР, в том числе с индивидуальными предпринимателями за 2000 год.
Во исполнение данных требований Пенсионным фондом РФ и Министерством РФ по налогам и сборам был разработан Порядок завершения расчетов и доведен к исполнению совместным письмом от 22 марта 2001 года N МЗ-16-25/2339/12 апреля 2001 года N БГ-6-07/302.
Отделение Пенсионного фонда РФ по Советскому району г.Брянска завершило расчеты по всем плательщикам за 2000 год и передало Акты сверок в налоговую инспекцию.
Таким образом, судом установлено, что с момента передачи в налоговые органы сальдовых остатков, у органов Пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для осуществления контроля за их погашением. Уплата денежных средств, поступающих с 01.01.2001г. в погашение задолженности перед ПФР за период 1991-2000гг. страховых взносов в ПФР в 2001 году в составе единого социального налога осуществлялась на коды бюджетной классификации, администраторами которых являются налоговые органы и на которые возложена обязанность по контролю за их поступлением.
Согласно письму МИФНС России N 2 по Брянской области от 02.04.2012 года N 11-18/05742 также установлено, что оплаченные П. денежные средства по платежным квитанциям от 18.07.2001г. на сумму 1 152 руб.; от 08.10.2001г. на сумму 576 руб.; от 10.01.2002г. на сумму 576 руб.; от 06.08.2002г. на сумму 4 726 руб. 44 коп.; от 11.11.2002г. на сумму 480 руб. зачислены по Коду бюджетной классификации 1010510 "Единый социальный налог (взнос), зачисляемые в федеральный бюджет".
Согласно акту сверки по состоянию на 01.01.2011 года по КБК 18210908020060000140 "Недоимка, пени и штрафы по взносам в ПФ РФ" за П. числилась недоимка по налогу в размере 2 843 руб., задолженность по пене в размере 3 704 руб. 29 коп., которая до настоящего времени не погашена.
В письме от 25.01.2012 года N 08-23/01158, МИФНС России N 2 по Брянской области, сославшись на квитанции об уплате, представленные П., подтвердила только факт наличия данных сумм в ее лицевом счете.
Суд, отказывая в удовлетворении исковых требований, правильно указал на то, что представленная в письме от 22.12.2011 года N 08-22/27538 информация о полученных предпринимателем П. доходах не может быть учтена при назначении пенсии за 2000г. и 2001г., поскольку не подтверждает факт уплаты страховых взносов в ПФР, а отражает только доходы, полученные за данный период.
Вместе с тем, из представленных в материалы дела документов следует, что уплаченные П. суммы были зачислены в счет погашения задолженности по единому социальному налогу, страховые взносы в Пенсионный фонд за период 01.01.2000 года по 31.12.2001 года не поступали.
С учетом, установленных по делу обстоятельств и представленных доказательств суд обоснованно отказал истице в удовлетворении заявленных требований ввиду отсутствия оснований для зачета в стаж спорного периода работы истицы, а также в удовлетворения требований о перерасчете пенсии.
Судебная коллегия находит решение суда постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не усматривает, поскольку эти доводы аналогичны доводам предъявленного требования, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана судом надлежащая правовая оценка.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 15 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Г.В. КРАВЦОВА
Судьи областного суда Ю.В. ГОРБАЧЕВСКАЯ
Е.В. АПОКИНА
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.