Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Фроловой И.М.,
судей областного суда Шкобеневой Г.В.,
Денисюка О.Н.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 апреля 2013 года по докладу судьи Фроловой И.М. дело по апелляционной жалобе в.р.и.о. начальника Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области - В.В.Лабекина на решение Унечского районного суда Брянской области от 12 февраля 2013 года по гражданскому делу по иску И.Д. к государственному казённому учреждению Брянской области " Отдел социальной защиты населения Унечского района" о признании решения государственного органа незаконным и признании права на ежемесячную денежную компенсацию,
УСТАНОВИЛА:
И.Д. обратилась в суд с иском к государственному казённому учреждению Брянской области "Отдел социальной защиты населения Унечского района" (далее - ГКУ Брянской области "ОСЗН Унечского района) с вышеназванными требованиями, указывая, что она является вдовой инвалида Великой Отечественной войны 2-й группы И.А., с которым состояла в зарегистрированном браке с 30.08.1975 года. И.А. умер 19.10.1989 года. В соответствии с ч.10 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" каждому члену семьи инвалида вследствие военной травмы в случае его смерти (гибели) выплачивается ежемесячная денежная компенсация. В силу указанных норм закона она имеет право на ежемесячную денежную компенсацию, т.к. состояла в браке с инвалидом вследствие военной травмы, достигла пенсионного возраста.
Однако, письмом ГКУ Брянской области "Отдел социальной защиты населения Унечского района" от 04.09.2012 года N 1428 ей отказано в назначении ежемесячной денежной компенсации в связи с непредоставлением справки МСЭ (ВТЭК) о группе инвалидности её умершего мужа И.А.
Указанная справка за давностью лет не сохранилась, медицинские акты освидетельствования ВТЭК (МСЭ) на предмет установления группы инвалидности, составленные ранее 2001 года, уничтожены.
Считая отказ ответчика необоснованным, поскольку обязанность предоставления справки ВТЭК или МСЭ не предусмотрена правилами, а группа инвалидности умершего супруга указана в предоставленном удостоверении инвалида ВОВ, И.Д. просила признать требование ГКУ Брянской области "Отдел социальной защиты населения Унечского района" о предоставлении справки МСЭ (ВТЭК) для назначения ежемесячной денежной компенсации в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 7 ноября 2011г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" незаконным; обязать ответчика назначить ей ежемесячную денежную компенсацию как вдове умершего инвалида Великой Отечественной войны 2-й группы с 01.01.2012 года - момента вступления в законную силу Федерального закона Российской Федерации от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Решением Унечского районного суда Брянской области от 12 февраля 2013 года исковые требования И.Д. удовлетворены.
Суд признал отказ государственного казенного учреждения Брянской области "Отдел социальной защиты населения Унечского района" в назначении И.Д. ежемесячной денежной компенсации в соответствии с п.10 ст.3 ФЗ от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" незаконным.
За И.Д. признано право на ежемесячную денежную компенсацию в соответствии с ч. 10 ст. 3 ФЗ от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Суд обязал государственное казённое учреждение Брянской области "Отдел социальной защиты населения Унечского района" назначить и выплачивать с 01.01.2012 года И.Д., вдове умершего инвалида Великой Отечественной войны 2-й группы И.А., ежемесячную денежную компенсацию в соответствии с ч. 10 ст. 3 ФЗ от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
В апелляционной жалобе в.р.и.о. начальника Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области - В.В. Лабекин просит об отмене решения суда, указывая, что размер ежемесячной денежной компенсации зависит от группы инвалидности, подтверждением которой является справка медико-социальной экспертизы. Также указывает, что судом к участию в деле не было привлечено Министерство труда и социальной защиты населения РФ.
Заслушав доклад по делу судьи Фроловой И.М., объяснения представителя Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области Гавриленко И.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя государственное казенного учреждения Брянской области "Отдел социальной защиты населения Унечского района" Власенко Л.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы в.р.и.о. начальника управления Департамента семьи, социальной и демографической политики брянской области, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с ч.10 ст.3 Федерального закона Российской Федерации от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" каждому члену семьи инвалида вследствие военной травмы в случае его смерти (гибели) выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 ст.3 указанного выше закона для инвалида соответствующей группы, на количество членов семьи (включая умершего (погибшего) инвалида).
В соответствии с ч.11 ст.3 Федерального закона Российской Федерации от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право ежемесячной денежной компенсации, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего) кормильца или трудоспособности считаются: супруга, состоящая на день смерти военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы в зарегистрированном браке с ним. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию имеет супруга, достигшая возраста 50 лет (достигший возраста 55 лет) или являющаяся (являющийся) инвалидом.
Согласно ч. 13 ст. 3 данного ФЗ определён размер ежемесячной денежной компенсации 14000 рублей - инвалиду I группы; 7000 рублей -инвалиду II группы; 2800 рублей - инвалиду III группы.
Судом установлено, что истица И.Д., 07 февраля 1933 года рождения, состояла в зарегистрированном браке с И.А., 29 мая 1924 года рождения, с 30.08.1975 года, что подтверждается свидетельством о заключении брака серии 1-МД N 283301, выданным 30.08.1975 года бюро ЗАГСа исполнительного комитета Унечского райсовета депутатов трудящихся Брянской области.
И.А. умер 19.10.1989 года.
Согласно удостоверению серии I N 798468, выданному 17 мая 1985 года Унечским районным отделом социального обеспечения Брянской области, И.А. являлся инвалидом Великой Отечественной войны
2 - й группы (удостоверение выдано пожизненно).
17 августа 2012 года И.Д. обратилась к ответчику за назначением ежемесячной денежной компенсации в соответствии с ч. 10 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" как члену семьи умершего инвалида войны 2-й группы - И.А..
Однако, письмом ГКУ Брянской области "Отдел социальной защиты населения Унечского района" от 04.09.2012 года N 1428 истице было отказано в назначении ежемесячной денежной компенсации в связи с тем, что ею не представлена справка МСЭ (ВТЭК), свидетельствующая о том, что И.А. действительно являлся инвалидом 2-й группы вследствие военной травмы.
Суд удовлетворил исковые требования И.Д., поскольку пришел к выводу, что действующим законодательством, регулирующим спорные правоотношения, в частности Правилами для назначения ежемесячной денежной компенсации членам семьи умершего инвалида, не предусмотрено предоставление справки федерального учреждения медико-социальной экспертизы, в качестве документа, подтверждающего факт установления инвалидности вследствие военной травмы.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.
Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации регламентированы Правилами выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9,10 и 13 ст. 3 ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Министерством обороны РФ, Министерством внутренних дел РФ и Федеральной службой безопасности РФ, утвержденными Постановлением правительства РФ от 22.02.2012 г. N142.
Так, в соответствии с п.п. "б" п. 4 указанных выше Правил для назначения ежемесячной денежной компенсации членам семьи умершего инвалида ими в уполномоченный орган предоставляются следующие документы:
- заявление с указанием места жительства либо реквизитов счета,
открытого в филиале Сберегательного Банка РФ;
копия документа, удостоверяющего личность;
- копия свидетельства о смерти инвалида - для назначения ежемесячной
денежной компенсации, установленной частью 10 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (выплаты членам семьи инвалида);
документы, подтверждающие право членов семьи на ежемесячную денежную компенсацию (копия свидетельства о заключении брака; копии
свидетельств о рождении детей; копия справки, выданной федеральным
учреждением медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт
установления инвалидности с детства, - для детей, достигших возраста 18
лет, которые стали инвалидами до достижения этого возраста; справка
образовательного учреждения, подтверждающая обучение ребенка по очной
форме (представляется по достижении им 18-летнего возраста каждый
учебный год), - для ребенка, обучающегося по очной форме обучения в
образовательном учреждении);
копия решения органа опеки и попечительства о назначении опекуна
(попечителя) - для опекуна (попечителя).
Таким образом, справка федерального учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности вследствие военной травмы в данный перечень не входит.
Других оснований к отказу истице в назначении ежемесячных компенсационных выплат ответчиком не заявлено.
Доводы о нарушении норм процессуального права, выразившихся в не привлечении к участию по делу Министерства труда и социальной защиты населения несостоятельны, поскольку обжалуемым решением не разрешены права и обязанности вышеуказанного Министерства.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Унечского районного суда Брянской области от 12 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий И.М. Фролова
Судьи облсуда Г.В. Шкобенева
О.Н. Денисюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.