Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Мариной Ж.В.,
судей областного суда Сокова А.В., Кулешовой Е.В.,
при секретаре Гинькиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кулешовой Е.В. "16" апреля 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО9 на решение Дятьковского городского суда Брянской области от 04 февраля 2013 года по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 к администрации Дятьковского района о признании незаконными действия администрации Дятьковского района по выплате муниципальной пенсии и взыскании недополученной пенсии,
УСТАНОВИЛА:
Истцы обратились в суд с вышеуказанным иском к ответчику, ссылаясь на то, что они, бывшие работники администрации Дятьковского района, муниципальные служащие, ветераны труда, в разное время, начиная с 2000 года, замещали различные муниципальные должности муниципальной службы в Дятьковском районе. Уходя на пенсию по старости, при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет, и, руководствуясь Федеральным Законом, Законами Брянской области "О муниципальной службе в Брянской области", им в разные годы была установлена муниципальная пенсия (ранее доплата к государственной пенсии) из средств бюджета района.
До 1 апреля 2010 года выплачивалась муниципальная пенсия согласно Закона Брянской области, принятому по решению Дятьковского районного Совета народных депутатов, и претензий за этот период времени к администрации Дятьковсого района они не имеют.
Но, с 1 апреля 2010 года, им всем начали выплачивать пенсию ежемесячно в размере 2 562 руб., то есть ниже установленного Федеральным Законом базового размера трудовой пенсии по старости, что противоречит Закону Брянской области и решениям Дятьковского районного Совета народных депутатов.
Указанная сумма в размере 2 562 руб., то есть не ниже этого размера, предусмотрено выплачивать муниципальным служащим на основании Закона Брянской области от 25 ноября 2010 года N 102-3.
В Положении п.6 ст.1 и ст.2 четко прописано, что данный пункт Закона Брянской области распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года, то есть. размер пенсии не ниже 2 562 руб. администрация вправе выплачивать тем муниципальным пенсионерам, которые ушли на пенсию после 1 января 2010 года.
Последние из истцов оформлялись на пенсию в 2008 году, и им была установлена муниципальная пенсия согласно существующему в тот период Положению.
При обращении в администрацию Дятьковского района по данному вопросу, им было отказано в перерасчете и выплате разницы недополученной суммы пенсии.Считают действия ответчика незаконными.
В процессе рассмотрения дела истцы уточняли исковые требования, указав ответчиками администрацию Дятьковского района и Дятьковский районный Совет народных депутатов и просили: признать действия администрации Дятьковского района незаконными в вопросе выплаты им муниципальной пенсии в полном объеме, обязать администрацию Дятьковского района производить выплату пенсии им ежемесячно не ниже фиксированного размера базовой части трудовой пенсии по старости действующего на данный момент, а также взыскать разницу недополученной суммы пенсии с 01.04.2010 года по ноябрь 2012, согласно Законов Брянской области и своих собственных "О муниципальной службе", признать недействующим пункт 6 Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в муниципальном образовании "Дятьковский район", утвержденного решением Дятьковского районного Совета народных депутатов от 25.09.2012 года N 4-250, который гласит, что "размер пенсии не может быть ниже 2 562 руб." и не содержит пояснения, что эта норма распространяется на лиц правоотношения у которых возникли с 01.01.2010 года.
В связи с тем, что муниципальная пенсия на протяжении
вышеуказанного времени выплачивалась не в полном объеме, взыскать с администрации Дятьковского района разницу недополученной своевременно суммы пенсии с учетом индексации на уровень потребительских цен в следующем размере: 1) ФИО23- "данные изъяты" коп.; 2) ФИО3- "данные изъяты" коп.; 3) ФИО2- "данные изъяты" коп.; 4) ФИО4- "данные изъяты" коп.; 5) ФИО5- "данные изъяты" коп.; 6) ФИО7- "данные изъяты" коп.; 7) ФИО6- "данные изъяты" коп.; 8) ФИО19- "данные изъяты" коп.; 9) ФИО9- "данные изъяты" коп. согласно прилагаемых расчетов.
Взыскать с администрации Дятьковского района компенсацию
морального вреда за принесенные им физические и нравственные страдания, вред их здоровью, учитывая их преклонный возраст и физическое недомогание, который они получили в результате нервных потрясений при длительном хождении по инстанциям, вследствие отказа администрации по перерасчету муниципальной пенсии, причитающейся им за выслугу лет на законных основаниях, в размере "данные изъяты" рублей каждому и материального вреда: ФИО23 - "данные изъяты"., ФИО13 - "данные изъяты"., ФИО7 - "данные изъяты"., а также взыскать расходы на получение документов их Брянского Росстата по "данные изъяты". каждому.
В судебном заседании истцы уточненные исковые требования поддержали.
Представитель администрации Дятьковского района - ФИО14 и представитель Дятьковского районного Совета народных депутатов - ФИО15 в удовлетворении иска просили отказать.
Представитель ГУ УПФ РФ в Дятьковском муниципальном районе и городском округе г. Фокино Брянской области - ФИО16 оставил решение на усмотрение суда.
04 февраля 2013 года Дятьковский городской суд Брянской области постановил решение, которым отказал в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе истцы просят отменить вышеназванное решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Указывают, что они, как лица, замещавшие ранее муниципальные должности, являются получателями пенсии за выслугу лет, которая установлена в соответствии с Указом Президента, Федеральными законами, Областными законами.
Дятьковский районный Совет Народных депутатов и Дятьковская городская администрация приняли Постановление N 177 от 25.01.2000 г., где предусмотрено, что доплата к пенсии не может быть ниже установленного Законодательством РФ минимального размера пенсии по старости. В соответствии с последующими изменениями, установлено, что размер доплаты не может быть ниже установленного Законодательством РФ размера базовой части трудовой пенсии по старости. Принятый областной Думой Закон N 102-з от 25.11.2010 г. предусматривает, что размер пенсии не может быть ниже 2562 руб., но этот пункт распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г.
ФЗ от 02.03.2007 г. "О муниципальной службе в РФ" предусматривает пенсионное обеспечение за выслугу лет. В силу ст. 253 ГПК РФ, суд не признал, что оспариваемый правовой акт противоречит ФЗ, Областным законам.
Кроме того, то обстоятельство, что отсутствуют средства для выплаты ежемесячной пенсии, не может служить основанием к прекращению выплат.
Также указывают, что согласно ФЗ базовая часть трудовой пенсии не упразднена, а преобразована в фиксированный базовый размер страховой части пенсии и индексируется одновременно со страховой частью пенсии.
Такое понятие, как размер базовой части трудовой пенсии по старости с 01.01.2010 года перестало существовать.
ФБР соответствует размерам базовых частей трудовой пенсии по старости, установленным после прошедшей 1 декабря 2009 г. индексации и составляет - 2562 руб. в месяц, в период с 01.04.2010 г. - 2723 руб. 41 коп., с 01.02.2011 г. - 2963 руб. 07 коп., с 01.02.2012 г. - 3170 руб. 48 коп., с 01.04.2012 г. - 3278 руб. 59 коп., с 01.02.2013 г. - 3494 руб. 41 коп. При этом предусмотрено устанавливать ФБР лицам, достигшим 80-ти летнего возраста, инвалидам 1-й группы в двукратном размере.
Требование истцов о возмещении морального вреда основывается в том числе и на Постановлении Пленума ВС РФ N 10 от 1994 г.
Главой администрации Дятьковского района ФИО17 принесены возражения относительно доводов апелляционной жалобы, согласно которых просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав доклад по делу судьи облсуда Кулешовой Е.В., выслушав пояснения истцов, поддержавших доводы апелляционной жалобы об отмене решения суда, возражения представителя администрации Дятьковского района ФИО14 и представителя Дятьковского районного Совета народных депутатов ФИО18, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО19, ФИО9, как лица, ранее замещавшие различные муниципальные должности муниципальной службы администрации Дятьковского района, являются получателями муниципальной пенсии (ранее ежемесячной доплаты к государственной пенсии).
Суд первой инстанции, отказывая истцам в удовлетворении исковых требований, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для индексации ежемесячной пенсии за муниципальную службу в соответствии с коэффициентами индексации страховой части трудовой пенсии, установленными Постановлениями Правительства РФ от 18.03.2010 N 167, от 26.01.2011 года N 21, от 25.01.2012г. N 4, от 27.03.2012 N 237, с 01 апреля 2010 года в размере 1,063, с 01 февраля 2011 года в размере 1,088 раза, с 01 февраля 2012г. в размере 1,07, с 01 апреля 2012г. в размере 1,0341, соответственно.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе, установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции федерального законодателя (статья 39, часть 2).
В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет. Такое пенсионное обеспечение, в силу пункта 1 статьи 24 названного Федерального закона, предусматривающего распространение в полном объеме на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, так же как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов.
В ряде своих решений Конституционный Суд Российской Федерации установил, что законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат, исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей и такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, право граждан на социальное обеспечение не нарушает.
Указанная правовая позиция, с учетом одинаковой юридической природы дополнительного пенсионного обеспечения для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, в полной мере применима и к изменению правового регулирования дополнительных пенсионных выплат, устанавливаемых муниципальным служащим.
Пункт 7 Постановления Совета народных депутатов г. Дятьково и Дятьковского района N 2-303 от 17 февраля 2004 г. предусматривает, что размер ежемесячной доплаты к пенсии не может быть ниже установленного законодательством Российской Федерации размера базовой части пенсии по старости.
Последующее решение Дятьковского районного Совета народных депутатов N 3-328 от 29.01.2008г. оставило без изменения пункт Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет.
Решением N 4-132 от 24.02.2011г. Дятьковский районный Совет народных депутатов на основании Закона Брянской области от 01.12.2010г. N 102-3 внес изменения в п. 6 предыдущего Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в МО "Дятьковский район", указав, что размер пенсии не может быть ниже 2 562 рублей.
Решением Дятьковского районного Совета народных депутатов N 4-250 от 25.09.2012г. утверждена новая редакция Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в МО "Дятьковский район".
Пунктом 6 данного Положения также предусмотрено, что размер пенсии не может быть ниже 2562 рубля.
Согласно п.24 Положения, размер пенсии, установленный распоряжением администрации Дятьковского района, ежегодно, на основании соответствующего нормативного правового акта главы администрации Дятьковского района, пересчитывается уполномоченным органом на индекс потребительских цен на товары и услуги (уровень инфляции) за предшествующий финансовый год на основании информации территориального органа государственной статистики по Брянской области и при условии включения необходимых средств в бюджет Дятьковского района на соответствующий год.
Законность действия п.24 (ранее п.22) Положения уже была предметом рассмотрения спора в суде.
Решением Дятьковского горсуда от 11.11.2009г. в удовлетворении заявления ФИО20, ФИО5 об оспаривании нормативно-правового акта о перерасчете доплаты к пенсии за выслугу лет п.22 Положения "О порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в муниципальном образовании "Дятьковский район" по решению Дятьковского районного Совета народных депутатов от 29.01.2008 года N 3-328 было отказано.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 17.12.2009г. решение Дятьковского горсуда от 11.11.2009 года оставлено без изменения.
Таким образом, суд первой инстанции правильно применил нормы действующего законодательства в разрешении настоящего спора.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) трудовая пенсия по старости состоит из страховой и накопительной частей, в то время как до 01 января 2010 года она состояла из базовой, страховой и накопительной частей.
С 01 января 2010 года базовая часть трудовых пенсий была преобразована в фиксированный базовый размер, который включен в состав страховой части трудовой пенсии, порядок индексации размеров которой установлен п. 6 ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ).
П. 6 Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в муниципальном образовании "Дятьковский район" был изложен в следующей редакции: "размер пенсии не может быть ниже 2562 рублей", следовательно, нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", определяющие порядок индексации размеров страховой части трудовой пенсии (п. 6 ст. 17) также неприменимы к данной выплате.
Более того, как указано выше, размеры таких доплат устанавливаются органами местного самоуправления с учетом финансовых возможностей муниципального образования.
Правовых доводов, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, спор разрешил в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дятьковского городского суда Брянской области от 04 февраля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Председательствующий Ж.В. Марина
Судьи областного суда А.В. Соков
Е.В. Кулешова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.