Апелляционное определение СК по гражданским делам Брянского областного суда от 28 мая 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего КРАВЦОВОЙ Г.В.,
судей областного суда АПОКИНОЙ Е.В., МАРИНОЙ Ж.В.,
при секретаре ГИНЬКИНОЙ О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 мая 2013 года по докладу судьи Кравцовой Г.В. дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Д. - Р. на решение Трубчевского районного суда Брянской области от 28 февраля 2013 года по гражданскому делу по иску Военного прокурора Краснознаменского гарнизона в интересах Российской Федерации в лице Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Военно-космическая академия имени А.Ф.Можайского" Министерства обороны РФ к Д. о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку и специальную подготовку,
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Краснознаменного гарнизона в интересах РФ (далее прокурор) в лице Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения профессионального образования "Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского" Министерства обороны РФ (ВКА имени А.Ф.Можайского) обратился в суд с иском к Д. о взыскании денежных средств. В иске указал, что 01.08.2008 г. ответчик добровольно поступил на военную службу по контракту и проходил ее в ВКА имени А.Ф.Можайского, заключив контракт с Министерством обороны РФ о прохождении военной службы на время обучения в военно-учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания. Однако, данного обучения ответчик не завершил, так как приказом ВКА имени А.Ф. Можайского от 28.06.2011 г. N233 был отчислен по причине неуспеваемости, контракт с ответчиком был расторгнут и он исключен из списков личного состава. Срок обучения ответчика на момент отчисления составил 2 года 11 месяцев.
В настоящее время ответчик уволен с военной службы в запас и направлен для
постановки на воинский учет в отдел военного комиссариата г. Трубчевска.
Истец просил суд взыскать с ответчика в пользу ВКА имени А.Ф.Можайского средства федерального бюджета затраченные на его военную и специальную подготовку за период с 01.08.2008 г. по 30.06.2011 г. в размере 178 791,67 рублей. Ответчик исковые требования не признал, пояснив суду, что действительно проходил обучение в ВКА имени А.Ф. Можайского в период, указанный в исковом заявлении по специальности эксплуатация автоматизированных систем подготовки и пуска ракет и космических аппаратов и был отчислен по причине неуспеваемости. Срок обучения составил 2 года 11 месяцев. В настоящее время он является студентом пятого курса заочной формы обучения Брянского государственного технического университета, нигде не работает, в Центре занятости населения Трубчевского района на учете не состоит, доходов не имеет. Также представил возражения на исковое заявление. Ответчик не согласен с размером сумм, утвержденных Командующим космическими войсками 27 нюня 2009 года, полагая, что согласно подпункта "в" пункта 2 Контракта, заключенного между истцом и ответчиком он взял на себя обязательство возместить средства, затраченные на военную или специальную подготовку в размере 61300 рублей, вследствие чего согласно ст. 431 ГК РФ, должен возместить затраты только в размере данной суммы.
Представитель ответчика, Р. поддержал мнение своего доверителя, иск считает необоснованным.
Решением суда иск военного прокурора Краснознаменного гарнизона в интересах Российской Федерации в лице Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского" Министерства обороны Российской Федерации к Д. удовлетворен.
Суд взыскал с Д. в пользу Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского" Министерства обороны Российской Федерации средства федерального бюджета затраченные на его военную и специальную подготовку в размере 178 791 (Сто семьдесят восемь тысяч семьсот девяносто один) рубль 67 копеек.
Взыскал с Д. в бюджет муниципального образования "Трубчевский район Брянской области" государственную пошлину в размере 4 775 (Четыре тысячи семьсот семьдесят пять) рублей 83 копейки.
В апелляционной жалобе представитель ответчика - Р. просит решение суда отменить, как постановленное в нарушение норм материального и процессуального права.
Заслушав доклад по делу судьи Кравцовой Г.В., объяснения ответчика, представителя в его интересах, поддержавших доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, приказом начальника ВКА имени А.Ф.Можайского N 1 от 01.08.2008 г. ответчик Д. был зачислен на первый курс в ВКА имени А.Ф.Можайского, назначен на воинскую должность курсанта, с присвоением воинского звания "рядовой". 01.04.2010 г. с Д. заключен контракт на время обучения в военно-учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания.
Приказом начальника ВКА имени А.Ф.Можайского N233 от 28.06.2011 г. Д. отчислен из ВКА имени А.Ф.Можайского по неуспеваемости, уволен с военной службы с зачислением в запас, с 30.06.2011 г. исключен из списков личного состава академии, с взысканием с Д. затраченных на его военную и специальную подготовку 178 791,67 рублей.
Согласно справки от 04.07.2011 г. N 46/1036 денежные средства, затраченные на военную подготовку курсанта Д., в добровольном порядке не возмещались.
Полное наименование военного учебного заведения: Федеральное государственное казенное военно-образовательное учреждение высшего профессионального образования "Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского" Министерства обороны Российской Федерации.
В силу ст. 8 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, контракт с военнослужащим, поступающим в военно-учебное заведение или обучающимся в нем, заключается на время обучения в военно-учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания, что направлено на обеспечение Вооруженных сил Российской Федерации квалифицированными кадрами.
При заключении указанного контракта граждане, поступившие в военное образовательное учреждение профессионального образования, добровольно принимают на себя предусмотренные этим контрактом обязанности, обусловленные особым статусом военнослужащего, а также спецификой обучения в таком образовательном учреждении, а государство гарантирует им прохождение оплачиваемой военной службы с предоставлением гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В силу положений п. 7 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные учреждения и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "е", "е.1, и "з" пункта 1, подпунктами "в" и "д" пункта 2 статьи 51 данного Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2 - 7 Методики, утвержденной Постановлением Правительства РФ N 402, размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан в военно-учебных заведениях, определяется исходя из расходов, произведенных военно-учебным заведением для выполнения квалификационных требований, перечень которых перечислен. Расчет осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором законодательством предусмотрено прохождение военной службы.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.12.2004 N 317 утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, в котором законодательством предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. В указанный Перечень входит Министерство обороны Российской Федерации.
Перечни конкретных видов вооружения и военной техники, элементов тренажерной базы и базы для общевоенной подготовки, материальных запасов, включаемых в состав вышеуказанных расходов, учебных дисциплин, разработанных с учетом квалификационных требований, а также методики расчета стоимости износа основных средств, стоимости расхода материальных запасов и расходы на содержание преподавателей определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрено прохождение военной службы, для подведомственных военно-учебных заведений.
Период, на который определяются данные расходы, составляет один финансовый год.
Как установлено судом, расчет средств, потраченных на обучение ответчика, произведен на основании Методики расчета стоимости износа основных средств, стоимости расхода материальных запасов и расхода на содержание преподавателей, включаемых в состав расходов, затраченных па военную или специальную подготовку граждан РФ в военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 08 августа 2008 г. N 434 "О мерах по реализации в вооруженных силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 года N 402".
В соответствии с пунктом 22 Приказа Министра Обороны N 434, фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств рассчитывается военно-учебным заведением для каждой военной специальности и (или) специализации (группы военных специальностей и специализаций), по которым осуществляется подготовка в военно-учебном заведении, подписывается начальником вуза и ежегодно до 1 июля утверждается руководителем органа военного управления или соответствующим должностным лицом, имеющим в непосредственном подчинении военно-учебные заведения.
Представленный истцом расчет осуществлен учебным заведением и утвержден соответствующим должностным лицом, то есть Командующим космическими войсками.
По указанным основаниям суд первой инстанции, разрешая возникший спор, обоснованно не согласился с доводами ответчика о том, что Командующий космическими войсками не имел полномочий на утверждение фиксированного значения суммы подлежащих возмещению средств.
Суд правильно учитывал, что при определении размера затрат, подлежащих возмещению, истец руководствуясь вышеуказанной Методикой, приказом Министра обороны РФ, расчетом фиксированных значений, утвержденным командующим Космическими войсками 24.06.2009 г. обоснованно включил в контракт о прохождении военной службы, заключенный в 2010 г. в ВКА имени А.Ф. Можайского, фиксированную сумму подлежащую возмещению в размере 61 300 рублей. Поскольку период, на который определены данные расходы, составляет один финансовый год, подлежащая взысканию денежная сумма за два года и одиннадцать месяцев с 01.08.2008 г. по 30.06.2011 г. из расчета 61 300 руб. в год, составила 178 791 руб. 67 коп.
Судом проверен данный расчет и обоснованно признан правильным, поскольку он составлен в соответствии с требованиями закона. Суд правильно учитывал, что при заключении контракта в 2010 году ответчик не оспаривал сумму возмещения за один год в размере 61300 рублей, в связи, с чем его доводы относительно недостаточной обоснованности представленных расчетов ежегодных расходов в размере 61300 рублей ежегодно, во внимание не приняты.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о несостоятельности доводов ответчика, что по условиям контракта возмещению подлежат затраты лишь в сумме 61300 рублей, поскольку исходя из Методики исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку или специальную подготовку граждан РФ в военных и образовательных учреждениях профессионального образования, в контракте определен размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета исходя из одного финансового года, при этом взысканию подлежат средства, затраченные за количество полных лет и месяцев обучения.
Отсутствие у гражданина, отчисленного из военного образовательного учреждения за неуспеваемость, контракта на прохождение военной службы, и отсутствие в контракте, заключенном с ответчиком условий о возмещении средств, затраченных на его военную или специальную подготовку, или размере возмещения, не может служить основанием для освобождения его от установленной п. 7 ст. 35 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ обязанности по возмещению средств, затраченных на обучение и не освобождает его от обязанности по возмещению в полном объеме средств федерального бюджета, затраченных на его военную и специальную подготовку, поскольку законом предусмотрена обязанность по возмещению указанных расходов за весь период фактического обучения гражданина. (Аналогичный вывод установлен и Определением Верховного Суда РФ от 13.04.2012 г. N 32-В12-3).
С учетом изложенного, суд, оценив как в совокупности, так и каждое отдельно представленные сторонами доказательства, пришел к правильному выводу об удовлетворении требований истца в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ, учитывая, что истец был освобожден от уплаты госпошлины при подаче искового заявления в суд, с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, суд обоснованно взыскал пропорционально удовлетворенной части исковых требований госпошлину в размере 4775 руб. 83 коп, исходя из размера удовлетворенного требования.
Суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно, им дана надлежащая правовая оценка с учетом доводов сторон и представленных по делу доказательств.
Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению, как не опровергающие выводы суда и направленные на иную оценку обстоятельств дела, на неверное толкование закона.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Трубчевского районного суда Брянской области от 28 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Г.В. КРАВЦОВА
Судьи областного суда Е.В. АПОКИНА
Ж.В. МАРИНА
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.