Судья Иркутского областного суда Аникеева М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске и Братском районе В.И. на постановление судьи Братского городского суда Иркутской области от 16 ноября 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Братскводсистема",
УСТАНОВИЛА:
13 сентября 2012 года ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске и Братском районе Е.Н. по результатам проведенной внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Братскводсистема": ... , был составлен протокол об административном правонарушении за нарушение обязательных требований санитарного законодательства.
Постановлением судьи Братского городского суда Иркутской области Захаровой А.Б. от 16 ноября 2012 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Братскводсистема" прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, главный специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске и Братском районе В.И. просит постановление судьи Братского городского суда Иркутской области отменить и возвратить дело на новое рассмотрение по тем основаниям, что в действиях ООО "Братскводсистема" имеется состав административного правонарушения, вина общества доказана. Полагает, что ссылка суда на нарушение требований Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении проверки в отношении ООО "Братскводсистема" является необоснованной, поскольку должностными лицами Роспотребнадзора фактически проводилось расследование причин возникновения массовых инфекционных заболеваний людей, правовыми основаниями проведения проверки Общества является Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", что подтверждается пунктом 8 распоряжения органа государственного контроля (надзора) от 30 августа 2012 года.
Кроме того, указание в постановлении суда на необходимость согласования проверки с органами прокуратуры в соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека N 103 от 27.03.2012 г. "Об утверждении методических рекомендаций по применению норм Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (статей 10 и 20), является надуманным, поскольку должностные лица Роспотребнадзора проводили проверку Общества в рамках эпидемиологического расследования, в связи с поступающими экстренными извещениями из медицинских учреждений о выявлении массовых инфекционных заболеваний граждан на территории ... и руководствовались при этом статьями 44 и 50 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Также утверждает, что проверка с целью расследования причин возникновения инфекционных заболеваний фиксируется на бланке "Распоряжение органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой/внеплановой, документарной/выездной проверки". Приказом N 292-П от 05.12.2011 г. главного врача ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области", с которым Роспотребнадзор осуществляет взаимодействие на основании Приказа N 143 "О временном регламенте взаимодействия Управления Роспотребнадзора по Иркутской области и ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области", утвержден Акт отбора проб, а не протокол о взятии проб и образцов, как на то указывает суд.
О месте и времени рассмотрения Иркутским областным судом жалобы законный представитель ООО "Братскводсистема" В.А. и главный специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске и Братском районе В.И. извещены надлежаще, однако, в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела не ходатайствовали, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело без участия названных лиц.
Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Данное требование Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по данному делу об административном правонарушении судьей Братского городского суда Иркутской области было нарушено.
Рассмотрев в отношении ООО "Братскводсистема" дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Братского городского суда Иркутской области установил нарушения процессуальных требований, допущенные должностным лицом Роспотребнадзора, признал представленные суду доказательства недопустимыми, вследствие чего прекратил производство по делу за отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения.
Данные выводы суда являются преждевременными, поскольку основаны на неправильном толковании закона и односторонней оценке доказательств без учета доводов должностного лица Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске и Братском районе.
Так, суд пришел к выводу о том, что в нарушение порядка проведения проверки, установленного статьей 10 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", внеплановая проверка ООО "Братскводсистема" не была согласована должностным лицом Роспотребнадзора с органом прокуратуры. При этом, не дано оценки действиям должностных лиц Роспотребнадзора с позиции пункта 5 части 3 статьи 1 названного Федерального закона N 294-ФЗ о том, что положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при расследовании причин возникновения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей.
Отсутствие в материалах дела протоколов отбора проб воды, составленных в соответствии с требованиями статьи 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Братского городского суда Иркутской области оценил как отсутствие доказательств виновности ООО "Братскводсистема". Между тем, из материалов дела видно, что дело об административном правонарушении в отношении ООО "Братскводсистема" было возбуждено 13 сентября 2012 года, а проверочные мероприятия в отношении Общества, в ходе которых были отобраны пробы воды, осуществлялись в период с 30 августа по 12 сентября 2012 года, то есть, до возбуждения дела, что исключало для должностных лиц Роспотребнадзора необходимость составлять протоколы, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, выводы суда о нарушении должностными лицами Роспотребнадзора процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и недопустимости доказательств вследствие нарушения Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" требуют дополнительной проверки в судебном заседании.
Учитывая изложенное, постановление судьи Братского городского суда Иркутской области о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Братскводсистема" следует отменить ввиду нарушения судом процессуальных требований, установленных статьями 24.1, 26.2 и 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а дело возвратить на новое рассмотрение в Братский городской суд Иркутской области, поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения Общества к административной ответственности на данное время не истек.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛА:
постановление судьи Братского городского суда Иркутской области от 16 ноября 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Братскводсистема" отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение в Братский городской суд Иркутской области.
Жалобу главного специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске и Братском районе В.И. удовлетворить.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано председателю Иркутского областного суда в порядке судебного надзора.
Судья М.В. Аникеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.